Методическая разработка урока на тему "Пасха"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Урок модуля «Основы православной  культуры».

Тема урока: «Пасха».

 

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев Москва «Просвещение» - 2013.

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний.

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры» на тему

Тема урока: «Пасха»

(возраст 10 – 11 лет)

           Лепина Елена Дмитриевна,

          учитель первой квалификационной категории

Золотухинский р-н, д. 2-я Воробьевка

2015 год


Урок модуля «Основы православной  культуры».

Тема урока: «Пасха».

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев Москва «Просвещение» - 2013.

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний.

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить  с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной  культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
  1. Метапредметные:

2.1 регулятивные:

  • используют навыки извлечения существенной  информации из различных источников;

2.2 познавательные:

  • пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составляют текст в устной и письменной формах;

2.3 коммуникативные:

  • участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока.
  1. Предметные
  • имеют представление о понятии Пасха.

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Образовательные технологии 

  1. ТПО - технология проблемного обучения
  2. ТРО – технология развивающего обучения
  3. ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
  4. ПСОТР - педагогика сотрудничества
  5. ТРКМ – технология развития критического мышления

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.

Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Учебник,  экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Учебники, тетради

Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.


Этапы

Время

(в мин.)

Цели этапа

Педагогический инструментарий

Содержание

УУД

Оценка

(педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

2мин.

1.1.Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.

1.2.Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.

Беседа

 Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди.

Учитель задает вопрос: «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?»

 Дети выполняют просьбу учителя,

отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию.

К.:развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р.:понимать цель выполняемых действий

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими.

5-7 мин.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности

используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её)

Проверяет домашнее задание,

подводит итог игры

Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. 

П.:умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».

Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

К.: внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам

3.Выявление места и причины затруднения.

5мин

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

проблемную ситуацию

Обращает внимание учащихся к теме урока  - «Пасха»,

- Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали.

Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа?

Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем.

Дети обозначают тему урока.

Р.:в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

К.:внимательно слушать собеседника,  понимать его высказывания;  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

2мин.

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Предлагает учащимся сформулировать задачи  урока.

Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Сообщает план действий :

1. Знакомство с новыми понятиями  и беседа по их содержанию.

2. Изучение текста учебника.

3.Составление ответов на главные вопросы урока.

Формулируют задачи урока:

1. Узнать, что такое «Пасха Христова?»

 (Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?»)

 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос?

П.:поиски способов решения проблемы

Р.:в сотрудничестве с учителем   ставить учебную задачу

К.:выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

5.Реализация построенного проекта.

10мин.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Презентация

1. Объясняет новый материал.

2.Организует беседу по содержанию нового материала:

Что нового о «Пасхе»  вы узнали  для себя?

3.Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.  

1.Внимательно слушают учителя.

2.Отвечают на вопросы учителя.  

3.Под руководством учителя читают текст учебника(стр.).

.

П.:умение выделять существенную информацию из различных источников.

Р.:удерживать учебную задачу в процессе работы.

К.:участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

5мин

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Кластер

1.По вопросам, связанным с понятием «Пасха»: Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?»

а)предлагает составить кластер «Пасха»;

б)дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника.

2.По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.

 

1.Под руководством учителя составляют кластер «Пасха».

 Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»?

Дают характеристику праздника  в соответствии с полученной информацией

2.Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией

П.:понимать информацию, представленную в виде  схем.

Р.: определение правил составления кластера

К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6мин

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Кроссворд

Тест

1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест,разделив детей на группы (приложение).

Решают кроссворд, отвечают на вопросы теста.

П..:группировать предметы по существенным признакам.

Р.:оценивать правильность выполнения задания,

К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Самопроверка

8.Рефлексия учебной деятельности.

5мин.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Синквейн

1.Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли  неразрешенные моменты.

2.Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Дает инструктаж  по выполнению домашнего задания.

4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания!

1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице)

2.Оценивают своё участие в уроке.

3.Записывают домашнее задание в дневник.

4.Составление синквейна по теме урока.

Р.:оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


Методические рекомендации  к проведению урока «Пасха» в модуле

«Основы православной культуры» 4 класс (1 час).

Место: урок (в модуле) проводится накануне празднования Пасхи (весна)

             

Уровень подготовки  обучающихся 4 класса.

   К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

   Компетенция педагога.

   Прохождение курсовой подготовки по  программе «ОРКСЭ»,  заинтересованность к самообразованию по темам курса,  владение различными образовательными  технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

  Выявление рисков и путей их преодоления.

       РИСКИ при проведении урока

 ПУТИ  их преодоления

    Большой объём информации

 Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный  уровень сформированности  коммуникативных навыков обучающихся,   готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой  и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего  от  группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

 Определить временные рамки каждого этапа

Наглядность: презентация, иллюстративный материал учебника, индивидуальные словарики

Задания базового и повышенного уровней.

 Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень –  самостоятельная  работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Техническое оборудование

 Презентация, компьютер, интерактивная доска

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

    Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой  поисковой деятельности.


Карточка контроля

  1. С каким событием связан праздник Пасхи?
  • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
  • Христос воскрес из мертвых
  • С весенним праздником мая
  1. Почему Христа называют Спасителем?
  • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
  • Он спас израильтян от власти римлян
  • Он спас людей от глобальных катастроф
  1. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»
  • Умерев как человек, Христос принес  Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
  • Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
  • Люди поняли, что о смерти не нужно думать
  1. Какой день недели называют малой Пасхой?
  • Субботу
  • Понедельник
  • Воскресенье

Тренажер

  1. Распредели на 2 группы

Дела Великого поста

Праздничные пасхальные традиции

ношение скромных одежд

тишина

скромность в поведении

воздержание в пище

приготовление куличей

крашение яиц

поздравления

украшения дома

радостные песнопения

 катание яиц  с горки

игры и веселие

ликование

  1. Заполни пропуск

(восстание, прославление, воскресение) _____ Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах.

  1. Что символизирует яйцо?
  • Весь мир
  • Спасение
  • Распятие
  1. Закончи предложение

Христос своей смертью победил ________________ (смерть духовную, смерть физическую, суеверия).

ФИ ___________________________


Приложение 2.

        Кроссворд по теме «Пасха»

1

Х

В

О

С

К

Р

Е

С

Е

2

И

3

С

4

Т

5

О

6

С

  • Самый главный православный праздник.
  • Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?
  • То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.
  • Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?
  • Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?
  • Что  соблюдают православные христиане в течение семи недель перед  празднованием Пасхи?

                                                                 

____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в парах Кроссворд по теме «Пасха» 1 Х В О С К Р Е С Е 2 И 3 С 4 Т 5 О 6 С Самый главный православный праздник. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе? То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова? 5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе? 6. Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?

Слайд 2

1 п а с х а в о с к р е с е 2 к у л и ч 3 к р е с т и к 4 б л а г о д а т н ы й 5 я й ц о 6 п о с т


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль: Основы православной культуры. Тема: Пасха Урок: №8

Слайд 2

Цель урока Пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре. Задачи Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; Развивающие: развивать познавательную активность; Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Слайд 3

Планируемые результаты Личностные: обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним. Метапредметные : используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составляют текст в устной и письменной формах; участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока. Предметные: имеют представление о понятии Пасха.

Слайд 4

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов . Образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, технология развития критического мышления, педагогика сотрудничества. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный. Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом, игровой прием.

Слайд 5

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин. 1.Приветствует учащихся и предлагает учащимся встать в круг и поприветствовать друг друга по очереди 2. Беседа по теме «Какие христианские праздники дети знают ? Какие праздники любят?» 1.Уч-ся приветствует друг друга. 2. Отвечают на вопросы. К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Р.: понимать цель выполняемых действий 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин. 1.Предлагает игровой прием «Знаешь ли ты, что…» Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. 3. Выявление места и причины затруднения. 5 мин. Предлагает проблемную ситуацию. Дает задание, подобрать к слову пасха словосочетания. Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха» Р.: в сотрудничестве с учителем учатся ставить учебную задачу. К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью 4. Построение проекта выхода из затруднения 2 мин. Предлагает уч-ся сформулировать задачи и тему урока. Формулируют задачи урока П.: поиски способов решения проблемы Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. 5. Реализация построенного проекта . 10 мин. 1. Объясняет новый материал. 2.Организует беседу по содержанию нового материала. 3. Организует чтение текста учебника 1. Внимательно слушают учителя. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Под руководством учителя читают текст учебника П.: умение выделять существенную информацию из различных источников. Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы. К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Слайд 6

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5 мин. 1.Предлагает составить кластер «Пасха»; 2. Дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника. Составляют кластер и дают определение понятию пасха, краткую характеристику праздника П.: понимать информацию, представленную в виде схем. Р.: определение правил составления кластера К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . 6 мин. Учитель просит решить кроссворд и выполнить тест Решают кроссворд и выполняют тест. Проверяют ответы по эталону П..: группировать предметы по существенным признакам. Р.: оценивать правильность выполнения задания, К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание 8. Рефлексия учебной деятельности . 5 мин. Просит составить синквейн , объясняет домашнее задание Составляют синквейн , записывают домашнее задание Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. К.: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...