Проект "Моя Тыва"
проект по теме

Ширин-оол Айлан Уйнуковна

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tyva.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа

с. Кундустуг муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва»

                                                                                                             «Утверждено»

                                                                                                              Приказ №____

                                                                                                                         От»__»______2015г.

Рабочая программа кружка

«Краеведение»

(рассчитана на 34 часов)

Составитель – учитель начальных классов  Ширин-оол А.У.

Кундустуг – 2015 г.

                  «Любовь к родному краю, знание его истории – основа,

                   на которой только и может осуществляться                                                                                              

                    рост духовной культуры всего общества»

                                                                                                                                                 Д.С.Лихачев

               

Пояснительная записка

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

Цель:

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с   историей и традициями родного края;
  • развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;
  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
  • знать исторические события и памятники;
  • должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
  • Природу родного края
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

К концу учебного года кружковцы должны

Знать:

  • историю своей деревни
  • знаменитых и интересных людей;

Уметь:

  • работать с литературой, источниками информации;
  • активно участвовать в работе по краеведению;
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий.
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.

Формы организации занятий: лекции, семинары, конференции, экскурсии, практические работы, полевые работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.

Возрастные особенности:

Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет,  интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

Учебный план

      Программа рассчитана на  34 часов  ( 17 уч. нед) из расчета по  2 ч. в неделю

           

№ п.п.

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Всего

Вводное занятие

1

1

I

Природа моего края

2

1

Характеристика местности.

1

-

3

2

Полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве

1

9

3

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения

1

-

3

4

Растительный мир нашего края

1

1

7

5

Животный мир нашего края

1

7

II

Моя Малая Родина. История.

2

1

История села

1

2

3

3

Улицы моей деревни

1

7

4

Обычаи, традиции, праздники

1

-

3

5

Легенды и байки

1

3

III

История моего кожууна «Каа-Хем»

2

1

История создания кожууна

1

-

5

2

Имена руководителей

1

1

-

5

3

Знаменитые и выдающиеся люди

1

1

-

7

4

Каа-Хем во время ВОВ

1

4

-

5

5

Мой кожуун сегодня

1

-

5

IV

Моя Малая Родина – Республика Тыва

1

1

История республики

1

1

2

Достопримечательности

1

2

3

«Люди Республики»

1

2

4

Обычаи, традиции, праздники тывинского народа

1

2

5

Моя Тыва сегодня

1

1

2

6

Тыва в будущем

1

2

V

Работа в музее

11ч.

VI

Экскурсии в музеи республики

71 ч.

VII

Походы, экспедиции

11 ч.

        Содержание программы :

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».

I. Природа моего края.  

Характеристика местности. Наша местность на карте Каа-Хемского кожууна, Республики Тыва, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, республики. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой РТ, глобусом

Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Республики Тыва, Каа-Хемского кожууна. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия  на каа-Хемский угольный разрез.

Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения.  Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем

Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия  в лес, на поле, к реке 

Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.

Практикум:  Работа с определителем. Создание презентации  Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке

II. Моя Малая Родина. История.

История села. Возникновение села. Развитие села с  создания до 1941г. Наше село в годы войны. Развитие села  во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум:  Создание презентации « История моего села»

Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум:  Подготовка общешкольного праздника «Шагаа»

Легенды и байки. Легенды и байки тывинского народа. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум:  Создание брошюры.

III. История моего кожууна «Каа-Хем»

История создания кожууна. Год основания кожууна, имена основателей, развитие в ранние годы

Имена руководителей кожууна. Первые руководители, биографии руководителей. Практикум: создание брошюры.

Знаменитые и выдающиеся люди. Люди культуры, люди спорта, ветераны труда. Практикум: создание презентации

Каа-Хем в ВОВ. Помощь каа-хемцев в ВОВ, «Кызыл-кош»(Красный обоз»)участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет - ресурсами. Оформление презентации

Мой кожуун сегодня. Развитие кожууна в современный период: политическое, экономическое, культурное и т.д.

IV. Моя Малая Родина – Республика Тыва

История республики. История создания республики и ее развитие в разные периоды

V. Работа в музее  Оформление стендов, альбомов. Инвентаризация.

VI. Экскурсии в музеи республики. Национальный музей РТ им. «60-ти богатырей»

VII. Походы, экспедиции. Исток р.Кундустуг(река  с бобрами). Экспедиция

Использованная литература

  1. Программа кружка «За здоровый образ жизни». Автор- составитель

В.В.Гаевая-Волгоград: Учитель,2013;

  1. Валишин Ю.И.,Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – Москва: Просвещение,1979 г.: пособие для учителей.
  2. Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
  3. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
  4. Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
  5. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
  6. Март-оол В.Д. Моолдун чажыт тоогузу – Новосибирск: Наука,2003 г.
  7. Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
  8. Таблицы: «Хронология», «Основные понятия и термины», «Летопись основных событий в Туве», «Численность населения Тувы», «Отраслевая структура промышленности Тувы», «Характеристика основных рек Тувы» и т.д.
  9. Универсальная карта РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая Родина: "Экскурсия в столицу Республики Тыва г.Кызыл"

Экскурсия в столицу нашей республики « г. Кызыл – город в центре Азии»  Цель экскурсии:познакомиться с достопримечательностями города Кызыла  Задача:изучить историю создания памятных м...

Тыва - мой край родной

Внеурочная деятельность 1 класс ФГОС...

Звук {ц} и буквы "Цц". Кызыл - столица Тывы.

Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц, расширить знания о родном крае....

"Наш край. Азас - жемчужина Тывы"

Знакомство учащихся с водными ресурсами Тоджи....

Экскурсия столицу Республики Тыва: "Достопримечательности г.Кызыла"

Экскурсионный выезд в столицу нашей республики с 4 "а" классом...

тыва дыл 2 класс

календарь-тематиктиг план...

Тыва дылга ажык кичээл "Демдек ады"

Ажык кичээл  "Демдек ады"...