программа внеурочной деятельности "Я пешеход"
рабочая программа на тему

Долженко Елена Викторовна

Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_peshehod.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой. 

В рабочую программу были внесены изменения: т.к. у детей в 1 и 2 классах кружок «Я - пешеход и пассажир» не проводился, в учебно-тематическое планирование вошли темы 1, 2 и 3 классов. Программа «Я — пешеход и пассажир»,  автора  Н.Ф. Виноградовой, рассчитана в 1, 2 и 3 классах на 30 часов каждая, но в соответствии с  Уставом школы и Учебным планом  школы для учащихся 3 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 68 часов, 2 часа  в неделю. В программе идёт сокращение количества часов в каждом классе  за счёт уплотнения программного материала. В каждом классе некоторые темы повторяются и их часы объединены (во 2-м классе не осталось темы «Дорога за городом», в 3-м классе – «Дорожные знаки», «Регулировщик», «Правила для пешеходов»).  Так из 1-го класса оставлено 23 часа, из 2-го класса – 24 часа, из 3-го класса – 21 час. Итого: 68 часов.

Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.    

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 1 год и рассчитана на детей 3 класса, на 34 учебные недели.

    Занятия проводятся 1 раза в неделю. Всего 34 часа.  

Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия
  • практические занятия
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения
  • настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов
  • беседы с инспекторами дорожного движения

В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

Основные методы проведения занятий:

  1. Словесные:

устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

  1. Наглядные:

показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

  1. Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

Форма подведения итогов

Тестирование, праздник на тему: «Безопасное колесо».

Планированные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учащиеся должны знать:

1.      Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений.

2.      Что такое остановочный путь, его составляющие.

3.      Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4.      Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5.      Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6.      Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7.      Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8.      Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9.      Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10.   Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11.   Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12.   Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13.   Безопасный путь в школу.

14.   Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

15.   Возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Учащиеся должны уметь:

1.      Определять места перехода через проезжую часть.

2.      Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3.      Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4.      Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5.      Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6.      Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7.      Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8.      Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9.      Определять признаки движения автомобиля.

10.   Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Содержание программы

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-

порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой

скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-

правления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода

в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,

рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передви-

жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,

тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож-

ного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1

На чём люди ездят. Близко –далеко, быстро – медленно.

1

6.09

2

Чему нас учат правила дорожного движения. Мы идём по улице.

1

13.09

3

Какие бывают дороги.

1

20.09

4

Где мы будем играть? Дорога за городом

1

27.09

5-6

Светофоры. Дорожные знаки.

2

4.10

11.10

7

Нас увидят в сумерках

1

18.10

8-9

 Мы переходим улицу (повторение).

2

25.10

8.11

9

Перекрёсток.

1

15.11

10-11

Сигналы машин. Остановка транспорта.

2

22.11

29.11

12

 Мы – пассажиры. Мы едем на дачу.

1

6.12

13-14

Опасные ситуации. Несчастный случай.

2

13.12

20.12

15

Проверим себя.

1

27.12

16

О.транспорте.

1

17.01

17

Дорога. Какие бывают дороги Части дороги.

1

24.01

18

Дорожные знаки.Внимание! Опасность!

1

31.01

19

Мы здесь живём. Будем уважать людей!

1

7.02

20-21

Мы – пешеходы. Правила для пешеходов

2

14.02

21.02

22

Перекрёсток. Регулировщик.

1

28.02

23

Будем уважать водителей! Мы едем на машине.

1

7.03

24-25

Будем осторожными Что такое ДТП?

2

14.03

21.03

26-27

Виды транспорта

2

4.04

11.04

28-29

Дорожное движение

2

18.04

25.04

30-31

Перекрёсток и автомагистраль

2

2.05

16.05

32

Населённый пункт.  Движение на загородной дороге

1

23.05

33

Внимание! Железнодорожный переезд. Движение в трудных условиях

1

30.05

34

Случай на дороге

1

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Веселовская СОШ»

______________Е.В.Бадаева

«_____» ________________ 2016г.

Рассмотрена и рекомендована к применению  педагогическим советом № 1 от 26.08.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Азбука пешехода"

Программа внеурочной деятельности  «Азбука пешехода»   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2 классов "Азбука пешехода"

программа "Азбука пешехода" разработана для обучения детей ПДД...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...