«Блокада Ленинграда».
классный час (1 класс) на тему

Осадченко Наталья Алексеевна

  Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства гордости за свою страну, за свой народ; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; познакомить ребят с блокадой Ленинграда; -познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Блокада Ленинграда».

 Цель: способствовать формированию у учащихся понимания и правильного отношения к участию России в Великой Отечественной Войне.

 Задачи:

 Воспитательные:- прививать любовь к Родине; -воспитывать чувства гордости за свою страну, за свой народ;

 Развивающие:- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

Образовательные:познакомить ребят с блокадой Ленинграда; -познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;

Оборудование: ноутбук, сочинение ребят, плакаты, рисунок «Вечный огонь», презентация.

Сценарий классного часа

1.Организационное начало классного часа

Настрой учащихся на занятие

Сегодня у нас очень интересная и важная тема, а вот какая, вы узнаете чуть позже. Я очень надеюсь, что вы будете мне помогать своими ответами, хорошей дисциплиной, активным участием.

2.Вводная часть

Подведение к теме классного часа

(на меленькую доску вешаю дату начала ВОВ 22 июня 1941год)

СЛАЙД 1.

Утро 22 июня 1941год. Суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь. Это был последний мирный день. Утром вся страна услышала голос Левитана ( диктор ).

Звукозапись. Говорит Левитан.

Так началась ВОВ.

УЧЕНИК: Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали 
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались

Учитель: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли

УЧЕНИК: Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

3. Сообщение темы

 (Вешаю дату начала блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года)

У:  Это дата начала блокады Ленинграда.

-- Как понимает значение слова «блокада»?

-- А Ленинград? Как сейчас называется этот город?

И тема нашего классного часа будет (учитель вывешивает табличку с темой на доску) – «Блокада Ленинграда».

 3. Основная часть

Рассказ о начале блокаде.

СЛАЙД 2.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

СЛАЙД 3.Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

 Началась блокада.

        СЛАЙД4.

 Суровые дни блокады

У:Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

5 слайд

Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость

 Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

 «Горький» хлеб

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. Хлеб выдавали по карточкам.  При утере карточка не возобновлялась.

Семья Савичевых. Голодная смерть косила людей.

9 слайд

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13. Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и  она осталась сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник .В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Осаждение города фашистами.

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

10 слайд 

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Ученик "Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих ко многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Ученик И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.

Ученик Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт.

11 слайд

У:Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ городе. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, но ленинградские дети учились.

 «Голод»

У:Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

У:Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

3. Патриотизм молодежи

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.  Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

12 слайд

 Окончание блокады

( Вешаю на доску еще одну дату, это дата окончания блокады27 января 1944 года)

Ребята, это дата окончания блокады. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

13 слайд

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Память

14 слайд

Пискарёвское  кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Звукозапись отрывка из  стих «Реквием».

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей

Минута молчания

УЧИТЕЛЬ: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

(Звук метронома)

4.Заключительная часть

Отношение детей к войне и к блокаде

УЧИТЕЛЬ:А сейчас я хочу узнать, как вы относитесь к Великой Отечественной Войне?

Д: Война – это страшно. Убивают людей.

УЧИТЕЛЬ:А вот, что вы сказали детям блокадного Ленинграда, мы узнаем, прочитав ваши письма (учитель читает письма, не называя имен детей), слушайте внимательно.

    Здравствуй, дорогой друг!

Я благодарю тебя за то, что ты воевал с немцами. Ты, наверное, даже не испугался. Мы живём сейчас в счастливое время. Мы очень рады, что вы победили в этой войне. Тебе рады все  в нашей семье: мама, дедушка, бабушка и я. Ты очень смелый, сильный. Ты всё сделал для того, чтобы мы учились в такой прекрасной школе, чтобы мы всё имели, что у нас есть возможность хорошо учиться…

Спасибо тебе, дорогой друг, за мирное небо и счастливое наше детство!

Здравствуй, дорогой друг!

Пишет это письмо тебе ученик 1  класса. Мы живем в небольшой станице. Великая Отечественная война останется навсегда в памяти наших  людей.

 Мы живём в мирное время, за это благодарим  тебя, наш маленький герой, и всех воинов нашей страны. Вы ценой своей жизни защищали наши города и деревни.  Ваш подвиг мы никогда не забудем Мы говорим вам «Спасибо» за мирное небо над головой, за счастливое детство и жизнь

УЧИТЕЛЬ: Что нужно делать, чтобы не было войны? ( Дети отвечают на вопрос)

ПЕСНЯ «Пусть всегда будет солнце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...