Разработки родительских собраний "Родителям о внимании и внимательности" ( 1 класс), "Садимся за уроки" (2 класс)
методическая разработка (1, 2 класс) на тему

Кузнецова Ирина Викторовна

 

Данные разработки помогут провести родительские собрания, провести анкетирование родителей и учащихся, с помощью различных проблемных ситуаций вывести родителей на обсуждение важных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vo_2_klasse.doc78 КБ
Office presentation icon sadimsya_za_uroki_ppt.ppt238.5 КБ
Файл sobranie_o_vnimanii_1_klass.docx22.95 КБ
Файл vnimanie.pptx428.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе

“Садимся за уроки” 

Цели:

     выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

     познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;

     дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Участники: родители учащихся 2-го класса (программа 1 – 4), классный руководитель.

Подготовка:

  1. Изучение учителем психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
  2. Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
  3. Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • выставка книг для родителей;
  • памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.
  • карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

ХОД СОБРАНИЯ

“Ребенок, что тесто,
как замесил, так и выросло”

I. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет его повестку; знакомит с порядком проведения.

Кл. рук.:

- Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что второклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”.

Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается  в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

III. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняли учащиеся.

IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:

Кл. рук.:

    Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

   Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать,  не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

    Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

      Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

  Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?

    Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

    И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

    Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.  Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

     Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

   Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

   Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

    Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

    Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до 1 часа – в первом классе;

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

  Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

    В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

     Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

     Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

V. Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые учителем из книги ”Поговорим о наших детях”)

Задание № 1 (для первой микрогруппы)

     Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

  1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?
  2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
  3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2 (для второй микрогруппы)

    Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Задание № 3 (для третьей микрогруппы)

    Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.

    Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

     Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама Юры?
  2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?

VI. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель:

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

VII. Родители знакомятся с выставкой литературы, получают конверты с памятками и индивидуальные консультации учителя.

Приложение № 1:

 

           

Памятка   «Садимся за уроки»

1.      Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.      Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.      Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.      Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5.      Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6.      Убери со стола все лишнее.

7.      Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

 

 

             

Памятка   «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

        Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

        Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

        Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

        Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

        Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

        Если не успели приучить к самостоятельности во 2 классе, ваш шанс – в 3 и 4 классах.

        

Приложение № 2:

 

           

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2 часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

________________________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

__________________________________________________________________________

 

 

Список использованной литературы:

1.       Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9.

2.       Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.

3.       Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой. М. 1987.

4.       Страна невыученных уроков // Саяногорский курьер. 2004. № 14.

Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. М., 1994.                                

Памятка  «Садимся за уроки»

1.      Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.      Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3.      Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4.      Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5.      Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6.      Убери со стола все лишнее.

7.      Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

 

Памятка   «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

        Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

        Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей,  покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

        Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

        Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

        Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

        Если не успели приучить к самостоятельности во 2 классе, ваш шанс – в 3 и 4 классах.

        

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2 часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

________________________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

__________________________________________________________________________

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2 часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

________________________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

__________________________________________________________________________

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается  в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

САДИМСЯ ЗА УРОКИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛ.

Слайд 2

ПРИЧИНА УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ – НЕУМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Хронически не хватает времени на приготовление уроков; Знания приобретаются с трудом; Общее отставание в учении; Невнимательность и рассеянность; Неграмотность; Неусидчивость.

Слайд 3

Единые требования Министерства образования Режим дня; П остоянное рабочее место ; Тишина и свежий воздух в комнате; Правильное освещение; Спокойная обстановка в семье.

Слайд 4

Продолжительность выполнения домашней работы - до 1 часа – в 1 классе; - до 1, 5 часов – во 2 классе; - до 2 часов – в 3 и 4 классе.

Слайд 5

Памятка «Садимся за уроки» 1. Садись за уроки всегда в одно и то же время. 2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. 3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. 4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 5. Приготовь письменные принадлежности для занятий. 6. Убери со стола все лишнее. 7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Слайд 6

В каком порядке следует учить уроки? с устных или письменных ? с трудных или легких ? Ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

Слайд 7

Р ешение родительского собрания Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков . Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 1 классе на тему: Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?

(интеллектуальная мастерская)

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

 1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

 2. Выявление проблем развития внимания.

 3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

 4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

 5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

 6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

Подготовительная работа к родительскому собранию:

 1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

 2. Подготовка памяток для родителей.

 а) Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.

 б) О развитии произвольного внимания у младших школьников.

 3.Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.

 4. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».

 5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.

 Для проверки внимательности учащихся им предлагаются следующие задания:

 а) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).

 б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»: Портной, подвал, антракт, земляк.

 в) Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот.

6. Предварительное анкетирование родителей по следующим вопросам:

- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?

 а) Да; б) нет; в) трудно сказать.

- Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным,

 усидчивым, внимательным?

 а) Да; б) нет;

- Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

 а) Да б) Нет.

- Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

а) Занимаемся б) Трудно ответить в) Не знаем

- Считаете ли Вы, что тему  внимания необходимо  обсудить на  родительском собрании?

 а) Да  б) Да, но не всегда  в) Необязательно

Оформление, оборудование и инвентарь:

 1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.

 2) Листы и карточки с описанием игр и упражнений по развитию внимания.

 3) Компьютер , презентация к уроку.

7) Анкеты и результаты анкет

9) Буклет с упражнениями  на развитие внимания в домашних условиях, краткими данными о психологическом процессе - внимании.

 

Этапы собрания

Ход собрания.

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.

Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

 Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

- Здравствуйте, дорогие родители! Очень рада вас видеть в нашем светлом и уютном кабинете!

Мы сегодня собрались с вами обсудить такой психологический процесс  - внимание.

II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».

 Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу.

Слайд №1

III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».

 Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!» 

«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

 Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

 Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.

 При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

 Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.

Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

 Слайд №3 «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд .№4 «Особенность внимания»: 

 Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд №5  «Виды внимания». 

 Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

 Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

      Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Слайд №       Свойства внимания:

Слайд №      Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.

Слайд №     Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.

Слайд №     Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.

Слайд №      Распределение внимания –умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

 Слайд №    Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.

Слайд №      Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на объекте через волевое усилие.

     Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса  объясню с чем чаще всего это связано. (график ошибок на уровне всего класса.)

1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам  (жуки-зуки).

 А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)

        

2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)

3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.(молоко - ломоко)

       Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.

- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания , освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).

Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

 1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

Упражнение 2. «Заметить все»

 Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

 Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

 Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

 Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»

 В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

 

     Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Вопрос

Варианты ответов

Количество баллов за ответ на вопрос

А.  

Могу и всегда так делаю

Б.

 Могу, но не всегда так поступаю

В.

Не могу

1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой  день»?

13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 Ключ к тесту:

 Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.

 Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание?

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

 2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».

 3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

 4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

        В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе».   Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

X. Разное.

XI. Заключительное слово классного руководителя.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Вопрос

Варианты ответов

Количество баллов за ответ на вопрос

А.  

Могу и всегда так делаю

Б.

 Могу, но не всегда так поступаю

В.

Не могу

1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой  день»?

13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 Ключ к тесту:

 Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.

 Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание и внимательность младшего школьника.

Слайд 2

Внимательный ребенок-это…

Слайд 3

Внимание –это важно. Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое? (в шуме толпы вы слышите к ак произносят вашу фамилию или имя своего ребенка. )

Слайд 4

механизм «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд 5

Особенность внимания Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд 8

Недостаточно сформированное произвольное внимание приводит к : замене в письменных работах согласных или гласных букв, близких по акустическим признакам. Пример : жуки – зуки Добавлению в словах гласных букв. Пример : трава - тарава

Слайд 9

Недостаточная устойчивость внимания приводит к : пропуску букв и цифр в словах, предложениях и примерах. Пример : трава – трва , хорошо - хоошо Переставлению слогов в словах. Пример: молоко - ломоко

Слайд 10

Упражнения по развитию произвольного внимания Игра «Заметь все» -Сколько фигур вы видите? -Что это за фигуры? -Каким общим словом мы можем их назвать? Дома: - Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Слайд 11

Дома: В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Слайд 12

Как мы еще можем развивать внимание у школьника? При помощи игр: - Паззлы, шашки и др .

Слайд 13

Спасибо за работу!

Слайд 14

Ссылки на используемые материалы. file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ i.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ K4fIv_k_qSo.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/1%20 класс/родит%20собрание%20о%20внимательности/ naydiotlichiya.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/0029-054- Domashnee-zadanie-Podgotovit-proekty-po-odnoj-iz-tem-Tretjakovskaja%20(2). jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/ famlove.jpg file:///C:/Users/TravelMate8573T/Desktop/ материал%20для%20подготовки%20к%20урокам/изображения/1346752845_ disney_tinkerbell_cartoon_1600x1200.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Родителям о внимании и внимательности""

Разработка собрания с упражнениями по развитию внимания учащихся в домашних условиях. Предлагается памятка для родителей....

Родительское собрание "Родителям о внимании и внимательности"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ» Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников; • изучить упражнени...

родительское собрание - консультация "Внимание и внимательность"

В беседе с родителями на предыдущем родительском собрании пришли к выводу, что наши первоклассники, не слышат порой, что им говорят взрослые. Проблема не со слухом, а в том, что слабо развито внимание...

Родительское собрание на тему «Родителям о внимании и внимательности»

Цель:Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.Познакомить родителей с методиками и приемами развития внимания детей.Форма проведения: творческая лаборатория р...

Разработка родительского собрания на тему "Родителям о внимании и внимательности"

Рассматриваются вопросы развития внимания младших школьников,значение для успешного обучения, предлагаются приёмы развития внимания для родителей....

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс.

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс....

Разработка родительского собрания: «Родителям о внимании и внимательности» 1 класс.

Задачи собрания.-показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания;-познакомить родителей с методами и приёмами развития вниманияФорма проведения: творческая лаборатория род...