Благопожелания как источник народной педагогики
статья на тему

Монгуш Инесса Шуновна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Монгуш Инесса Шуновна.        

Семинар классных руководителей (1-4 классы) на тему: «БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ КАК ИСТОЧНИК НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ »

Веками накопленную житейскую мудрость народ выражал в различных жанрах устного народного творчества. В частности, благопожелания являются одним из весьма характерных этнических компонентов, составляющих основу народной педагогики.

        С педагогической точки зрения благопожеланиям можно дать следующее определение. Благопожелание – это одна из составных частей народной педагогики, в которой отражены этические воззрения народа в виде наказа, пожелания, восхваления, восхваления, прощения в свободной стихотворной форме. Большой интерес представляет работа М.Б.Кенин-Лопсана, где описаны благопожелания в честь рождения маленького человека, а также во время праздника обрезания волос трехлетнего ребенка.

        Рождение в семье ребенка тувинцы всегда считали большим событием: радовались, устраивали праздник – « уруг дою» - пир на третий день после рождения ребенка. Особую радость вызывало рождение мальчика. Ведь сын – продолжатель рода, глава семьи, хозяин земли и главная опора родителей. Во время « уруг дою» благопожелание произносил самый уважаемый в аале мужчина. Основная мысль благопожелания во время праздника новорожденного мальчика – священный наказ старшего поколения, чтобы мальчик рос здоровым и физическим крепким:

Пусть будет здоровым и сильным,

Пусть растет подвижным и шустрым.

Ал-боду сооккур болзун ,

Давып самнап озер болзун.

Соблюдение этических правил поведения является немаловажным требованием в воспитании мальчиков:

При встрече со стариками

Пусть дорогу уступает первым.

При встрече с детьми

Пусть нюхает их волосы.

        (тувинцы вздыхали запах волос у детей, желая высказать свою нежность).

Пусть будет добрым и справедливым,

И проживет жизнь как настоящий мужчина.

Улуг кижи коруп каанда,

Орук чайлап хундулээр болзун.

Уруг чашты коруп каанда,

Бажын чыттап чассыдыр болзун.

Эвилен чанныг урен болзун,

Экер эр бооп чурттаар болзун.

«Потерять друга – величайшая из потерь» учили своих детей тувинцы, а если к тебе в гости не ходят, то тебя никто не уважает. Поэтому человек должен иметь друзей:

Пусть имеет друзей в радости и в горе,

Пусть родственники не забывают дорогу в твой дом.

Ойнап хоглээр оорлуг болзун,

Дор сынмас торелдиг болзун.

Как видим, торжество в честь обрезания волос трехлетнего ребенка имеет большое воспитательное значение, так как его наделяют собственностью. Он наравне с взрослыми может распоряжаться своим скотом и ухаживать за ним по мере своих возможностей. И поэтому очень своевременно звучит благопожелание следующего содержания:

Пусть имеет скота в несметном количестве,

Пусть имеет богатства с большую гору.

Хараган дег малдыг болзун,

Хая - даш дег эттиг болзун.

        Далее происходит знакомство ребенка с обычаями и традициями народа, его начинают учить жить в социуме:

Пусть не ломает молодое дерево,

Пусть он растет без вредных привычек!

Пусть не заставляет старого бродяжничать,

А молодого кричать!

Чазыыл чок болбазын,

Чаш ыяшты сыкпазын!

Улугну улчутпазын,

Аныякты алгыртпазын!

(подстрочный перевод Г.Д.Сундуй)

        «Слова, произносимые в благопожеланиях при обрезании волос, является первым уроком нравственности – справедливо отмечает Г.Сундуй.

        «Настоящий конь – умирает в дороге, настоящий мужчина погибает в седле» – вся жизнь тувинца была связана с конем, боевым товарищем мужчины. «Конь вырастает из жеребенка, человеком становится с детства», – воспитание мальчика всегда связано с конем. Настоящий мужчина должен иметь прекрасного скакуна, сам должен быть богатырем и не только участвовать  в состязаниях, но и побеждать в них:

Пусть конь опережает его в скачках!

Пусть сам прославится как известный борец!

Шуулганга аъды эртер болзун!

Сураа унген моге болзун!

        У мальчиков старались воспитать в первую очередь трудолюбие, упорство при достижении какой-либо полезной цели. Мальчику наказывают в будущем стать охотником или правителем. Поэтому с детства обращали на воспитание таких качеств, как выносливость, сила, смелость, душевная стойкость, способность действовать в любых условиях самостоятельно:

Пусть будет охотником, сидящим на холме,

Пусть судьба позволит стать правителем страны!

Донге орар анчы болзун,

Торе баштаар чолдуг болзун!

        Заметное место в фольклоре занимают благопожелания, произносимые в разных жизненных ситуациях, например, во время состязаний мужчин по стрельбе из лука. На дальнем расстоянии укладывали конские снаряжения (стремя, путы, аркан и т.д.). Перед ними сыпали землю бугорком. Попадание засчитывается, если стрела не коснется бугорка. Меткие стрелки выигрывали все снаряжение соперников. Проигравшие привязывали лошадей поясами или шнурами, сплетенными из шерсти. Соперники никогда не ссорились. В этом не малая заслуга стариков – болельщиков. Брызгая молоко и произнося благопожелания, они подбадривали соперников:

Игра – праздник пусть закончится ничьей!

Пусть ссора обходит нас стороной !

Оюн – наадым  

Хайым – на турар болзун!

Ондак чуве

Ынай – ла турар болзун!

        Благопожелание при рубке леса отражает экологическое мировосприятие народа:

Нарочно не рублю –

По нужде рублю.

Просто так не рублю –

По надобности рублю.

Кезер дээш кеспедим,

Хереглээш кестим.

Анаа – ла кеспедим,

Ажыглаар дээш кестим.

Основным мотивом свадебных благопожеланий является следующее:

Чтоб имел удачливого сына – охотника,

Играющего на охотничьей дудке!

Чтоб имел сына, искусного мастера,

Который может сделать хомус из железа!

Эдискилеп аннап  адар,

Эрес анчы оолдуг болзун!

Холла – биле хомус согар,

Кончуг шевер оолдуг болзун!

 

          Благопожелание имеет весьма большое значение в традиционной этнической педагогике тувинцев. Они несут огромные воспитательные возможности, не утрачивают свою актуальность и сегодня.

        В системе традиционного воспитания благопожелание занимает одно  из видных мест,  являясь неотъемлемой частью народной педагогики тувинцев, его источником, откуда исходит мудрость воспитания. Ведь национальные черты человека формируются по мере усвоения им культурно – исторического опыта всей нации и народа, через непосредственное обучение и активное общение в своей родной национальной среде.

Литература

1. Журнал «Башкы», 1996, № 4

2. Г.Н.Курбатский « Тувинские праздники», 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

В данной статье раскрываются формы и методы  воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания...

статья "Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики"

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира....

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Рабочая программа по народной педагогике класс 3

Халык педагогикасы – ул тормышта, тәрбия процессында сыналган,  буыннан буынга күчеп камилләшкән, халык тарафыннан киң кулланган тәҗрибәгә нигезләнгән укыту- тәрбия...

Народная педагогика

Возможности народной педагогики...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...