статья "Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики"
методическая разработка по теме

Тройченко Светлана Серафимовна

 

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной язык — сильнейший фактор народной педагоги ки

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира.

Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Связь поколений, их преемственность — основа народной педагогики, заключающаяся в передаче потомкам обобщенного трудового, нравствен но-этического опыта, накопленного предыдущими поколениями, в соблю дении обычаев и традиций предков, в продолжении потомками дела, начатого предками...        

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям народа способно предотвратить духовное обнищание молодежи. Создание детям, учащимся языковой среды, национального быта, национальной атмосфе ры дома, в семье, в школах и общественных местах — одно из условий возрождения и развития культуры нашего народа. Вся народная этика сводится, главным образом, к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом скрыва ется глубокий философский и психолого-педагогический смысл. Благода ря теплу отчего дома, семье, родству, у каждого человека рождаются светлые патриотические чувства, уважительное отношение к другим наро дам, искренние, глубокие раздумья о смысле человеческой жизни.

Если ребенок растет и развивается в естественной для него среде, в атмосфере культуры своего народа, учится и воспитывается на родном языке, посредством культурно-исторических, духовно-национальных тра диций и обычаев, это и есть первая заповедь народной педагогики. Язык — первооснова культуры, органическое создание мысли и чувств народа, в котором выражаются результаты его духовной жизни. Родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации.

К. Д. Ушинский, проанализировав системы воспитания в Германии, Англии, Франции, Северной Америке, пришел к выводу, общей схемы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывает характер, национальные особенности, культу ра, быт, история народа. В этом и заключаются этнопедагогические аспек ты возрождения национальной школы, опирающиеся на традиции народ ной педагогики с учетом особенностей национальной психологии и других качеств народа, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими, историческими условиями жизнедеятельности.

Нельзя добиться прочного знания родного языка, не привлекая к обучению родителей. Общение в школе, общение в семье на родном языке создает тот микроклимат, в котором зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, народа.

По определению Сухомлинского, школа становится очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ матери, культ книги, культ родного слова. 

Современные ученые, лингвисты и педагоги справедливо считают, что одним из условий развития поликультурной среды, гармоничного взаимодействия языков долж но быть реальное двуязычие. Небывалый рост интереса к двуязычию во всем мире не является случайным. Бурное развитие науки, техники, культуры, искусства способству ет вовлечению в международную жизнь сотен народов мира. Проблема двуязычия приобретает исключительно важное значение в многонациональном государстве…

Тезис «Чем больше языков, тем больше гуманного в человеке» всегда оправды вает себя. Очевидно, что развитие калмыцко-русского двуязычия - объективная необходимость, так как создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности к судьбе республики и ответственность за нее.

Двуязычие таит в себе неисчерпаемые образовательные и воспитательные осо бенности и должно рассматриваться как подлинное культурное и личностное обо гащение детей, как гарантия будущего, здорового межнационального общения.

Семья зак ладывает основы функциональной грамотности у учащихся на калмыцком и русском языках, приобщает к началам родной культуры - основы нравственности и гражданского воспитания.

Для развития детского мышления и для психологического формирования ре бёнка огромное значение имеет фактор речевого развития. «Обучение двуязычию, - писал Л.С. Выготский, - представляет своеобразную форму детского развития». В исследованиях современных ученых доказывается научная несостоятельность мне ния, согласно которому раннее двуязычие отрицательно влияет на развитие речи, а также на интеллектуальное развитие в целом. Напротив двуязычие способ ствует ускоренному и разностороннему интеллектуальному развитию детей. Сле дует иметь в виду, что родной язык является той благодатной почвой, на которой развивается личность ребёнка и совершенствуется его речевая способность в овла дении вторым языком. Особенность двуязычия как стыка двух стихий языка, двух культур, двух образов мира рождает энергию творчества и пробуждает сознание и язык народа к высокому напряжению, к полному развёртыванию их возможностей. В свое время Д. Ушинский высказал замечательную мысль о так называемом «инстинкте местности» у детей, которые «имеют иногда сильную, врожденную способность обращать внимание на окружающее».

В стыке языков выражается наи более остро столкновение образов жизни материальных и духовных культур. На современном этапе своего развития российское общество понимает громадную роль семьи как первичной ячейки общества и роли отца и матери как важнейших воспитателей подрастающего поколения. Таким образом, осмысление опыта народной педагогики, развитие и создание системы традиционного воспитания в современной школе необходимы.

Важнейшее значение в своей работе я вижу в решении первоочередных задач: формирование этнического самосозна ния, сохранение этнокультурных ценностей, включая историю и экономику рес публики, экологию, национальную и художественную культуру, народные игры, культуру народов, проживающих на территории Калмыкии.

На уроках учащиеся с интересом изучают близкий им местный материал, национально-культур ного содержания. Использование материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, при общает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и переда ет историческую память от поколения к поколению. На своих уроках использую наци онально-региональный компонент. Практически все устные темы даются в сравне нии с темами о Калмыкии: географическое положение республики, об окружающей среде республики, о дикой природе. Важно, чтобы дети увидели красоту и богатство нашей степи. На уроках использую и краеведческий материал, посещаем городской музей. Конечно, все это необ ходимо изучать в органическом единстве и во взаимосвязи с учебным материалом. Такие уроки проводятся за счет сэкономленного вре мени, которое возможно при применении технологии УДЕ, которое занимает особое место в системе этнического воспитания как достояние национального менталитета.

Технология укрупнения дидактической единицы знания признана одним из «открытий века» и превратилась в общепедагогическое явление. Она обладает множеством достоинств и преимуществ в воспитании личности и развитии интеллекта: позволяет преодолеть раздробленность в структуре программного учебного материала и тем самым развивает творческое мышление, содействует формированию укрупненной структуры знаний, их интеграции на родственной и смежной основе, более раннему оперированию понятиями. Одна из главных свойств УДЕ - это сокращение времени на усвоение учебного материала.

Под руководством учителей калмыцкого языка в школе проводят ся такие массовые мероприятия как ЗУЛ, Цаган Сар, на которых исполняются народные песни, танцы, проводятся конкурсы на знание национальных традиций и обычаев. В целях возрождения калмыцкого языка в школе проводятся заседания клуба общения «Ойраты», который объединяет всех: учителей и родителей. Очередное занятие клуба прошло в форме конкурса семейных команд Хандан Байрта бәәцхәй, посвященных Международному женскому дню – 8 марта. Ежегодно учащиеся школы участвуют в районных и республиканских олимпиадах  по предметам национально – регионального компонента. В них активное участие принимают не только калмыки, но и учащиеся нетитульной национальности.

Большое воспитательное значение имеют игры разных народов, в основе которых лежат национальные традиции, особенность культуры и быта наций, ее географии. Калмыцкие народные игры "Альчик", "Сах-шага", "Бус", "Цаган-модн" успешно используются в организа ции и проведении досуга детей, приобщая их к народной традиции, созда вая благоприятную среду для изучения родного языка. Калмыцкие загадки, пословицы, поговорки, сказания, легенды, благопожелания — все эти формы устного народного творчества, использованные в учебной и воспитательной работе, служат средством активизации родного языка. Постановка спектаклей, инсцени ровок на родном языке, исполнение школьным хором калмыцких песен, народных частушек, национальных танцев, игра на народных музыкальных инструментах способствуют преемственности народной прогрес сивной традиции, культуры, сохранению и развитию духовного богатства народа.        

Особо следует отметить народное прикладное искусство как традиционное воспитание. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в выставке «Наследие предков сохраним и приумножим», где занимают призовые места. Художественная резьба, выпиливание нацио нального орнамента, изделия из кожи, шерсти, изготовление националь ных украшений, предметов быта — такие формы материальной культуры народа, создают особый фон для воспитания учащихся и вызы вают интерес, желание и потребность больше знать о родном крае.

Но главное в воспитании граждан — это знание истории своей Родины, места, где ты родился, истории своего народа. Без знания исторических корней — откуда ты, кто ты — нет общей культуры, располагающей к изучению родного языка. Каковы предания, легенды, ритуалы народа? Знает ли наша молодежь истоки своего народа?

 «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российс кого самосознания и самоидентичности» (Из Концепции модернизации российс кого образования на период до 2010 года».

Только семья и школа помогут ребенку познать и осмыслить историю своей страны и мира через конкретные события и знакомые ему лица, сформируют инте рес и уважение к истории и культуре своего и других народов, стремление со хранить и приумножить культурное наследие своего народа и всего человече ства.

Литература

  1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
  2. Дякиева Р.Б. Функциональные возможности государственных языков в РК в усло виях национально - языковой политики на современном этапе. Материалы меж дународной научно - практической конференции. Элиста, 2002г.,
  3. Зимняя И. Я. Психологические основы двуязычия // Русский язык в начальной
    школе. 1984 г., №3.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  5. Оконов Б.Б. «Фольклор в общей системе литературного образования в
    калмыцкой национальной школе». Элиста: АПП «Джангар», 2001.
  6. Панькин А.Б. «Этнокультурный парадокс современного образования»
    Монография, Волгоград: Перемена, 2001 г.
  7. Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия // Про блемы двуязычия и многоязычия. М., 1972

Тройченко Светлана Серафимовна

учитель начальных классов Городовиковской средней школы №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

В данной статье раскрываются формы и методы  воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания...

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Рабочая программа по народной педагогике класс 3

Халык педагогикасы – ул тормышта, тәрбия процессында сыналган,  буыннан буынга күчеп камилләшкән, халык тарафыннан киң кулланган тәҗрибәгә нигезләнгән укыту- тәрбия...

ИЗУЧЕНИЕ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

  Многие спрашивают меня: «Для чего нужен эрзянский язык? Зачем он нам? Ведь на нём практически никто не говорит…».  Язык нужно изучать для того, чтобы в каждом жителе нашей республик...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)

Предмет: чтениеКласс: 2       Тема урока:  Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)Цели урока: формирование отвечать на вопросы учителя п...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...