ИЗУЧЕНИЕ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
статья на тему

Вдовина Надежда Николаевна

    Многие спрашивают меня: «Для чего нужен эрзянский язык? Зачем он нам? Ведь на нём практически никто не говорит…».  Язык нужно изучать для того, чтобы в каждом жителе нашей республики была частичка эрзянского и мокшанского самосознания, был наш национальный дух. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА

                              СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Эрзянь келесь эсь койсэнзэ
Мазый, эрявикс, питней.
Илядо стувтне эйсэнзэ,
Путодо тензэ седей

Эрзянский язык красивый
Нужный и богатый.
Никогда не забывайте его,
Вкладывайте в него своё сердце
(Серафима Люлякина)


    Многие спрашивают меня: «Для чего нужен эрзянский язык? Зачем он нам? Ведь на нём практически никто не говорит…».  Язык нужно изучать для того, чтобы в каждом жителе нашей республики была частичка эрзянского и мокшанского самосознания, был наш национальный дух. А что такое дух? Это древнее дерево эрзян и мокшан. Оно было посажено в далёкие-далёкие времена. И корни-то у него всегда останутся эрзянские, мокшанские. Самое главное, чтобы ствол тоже был эрзянский и мокшанский. А ветви и листья должны развиваться, крепнуть, и это дерево должно приносить новые плоды, эрзянские плоды, мокшанские плоды. И со временем таких деревьев должен быть целый лес, много лесов… Но если распилить хоть одно дерево, то останется пустота, и нужно сделать так, чтобы этой пустоты не было. То же самое и язык. Если забыть хоть одно слово из родного языка, то образуется пустота. Если не употреблять много слов, то язык просто напросто умрёт. Вот и поэтому нужно помнить о своих корнях, чтить предков, знать свой родной язык, общаться на своём родном языке, дышать им, мыслить им, гордиться им, любить его. Один великий мудрец справедливо заметил: «Язык – это мир, в котором живёт человек, это древняя форма общения между людьми». Всего в мире насчитывают около 6000 языков. И нам надо сделать так, чтобы все эти языки жили и развивались. Эрзянский и мокшанский языки тоже нужно сохранить во что бы то ни стало. Их нужно любить, чтить и уважать. И пока мы будем общаться на своих родных языках, пока мы будем поддерживать национальное самосознание, языки будут жить и расцветать, как деревья, как леса, которые дают кислород для того, чтобы развивались, росли и крепли новые деревья, и чтобы новые деревья, в свою очередь, тоже дали плоды для дальнейшего развития!  

   Мало владеть языком, так нужно его хорошо преподать, преподнести, чтобы это послужило своеобразным стимулом для дальнейшего роста и самосовершенствования. Обучение эрзянскому языку является очень интересным и увлекательным. Ученики часто стараются произносить ещё незнакомые фразы и выражения. И мне, как учителю, это доставляет приятное удовольствие. При этом основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

    Цель обучения эрзянскому языку раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического. Воспитательный компонент создаёт у обучающихся положительное отношение к изучаемому языку и культуре народа, говорящего на данном языке, уважительное отношение к национальным традициям и обычаям. Воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность. Образовательный компонент предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовских народов. А развитие учащихся предусматривает формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Практический результат обучения заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные коммуникативные потребности учащихся. Я полагаю, что с помощью таких целей обучения и выстраивается образовательный процесс. Я стремлюсь обучить своих учеников не только эрзянскому языку, но и ознакомить их с культурой, традициями, обычаями, менталитетом эрзянского народа.

    При изучении эрзянского языка ученикам требуется большое количество материалов. Это могут быть журналы, учебники, книги, рабочие тетради, разговорники, детский журнал «Чилисема» («Восход солнца») являющиеся своеобразным катализатором в изучении и популяризации языка.

Значимую роль в обучении эрзянскому языку играют олимпиады. Они стимулируют большое желание изучать предмет, знать его трудности и тонкости. Мои ученики с удовольствием участвуют в олимпиадах . Благодаря этому повышается интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности на родном языке, а также к изучению предметов этнокультурной направленности.

   Целесообразность изучения в школе последних достижений науки также считаю одним из ключевых направлений обучения вообще. Мои ученики также принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях. Наиболее популярные конкурсы: «Школьники города – науке ХХI века», исследовательские работы «В узах дружбы 1000 лет», посвящённые празднованию в 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Такие конкурсы привлекают ребят к изучению культуры, истории, традиций; сохраняют и развивают мордовские языки, а также воспитывают национальное самосознание обучающихся, развивают национальный менталитет.

  Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность

- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);

- работа в парах (при чтении диалогов);

- проблемное обучение;

-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на эрзянском языке по данной теме и другое);

-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 5 классе).

   С помощью различной информации я с учениками узнаю о происходящих в республике изменениях. Многие из ребят регулярно просматривают телепередачи на местном телевидении: «Од пинге», «Мордовиянь кулят» и «Сияжар».

   Моим ученикам интересно изучать эрзянский язык. Мы с удовольствием учим считалки, поём песни, читаем стихотворения, смотрим документальные фильмы и мультфильмы. Когда видишь желание детей учить родной предмет, сразу вспыхивает большая национальная гордость за себя и своих подопечных. Для различных групп учащихся я выбираю самые разнообразные методы обучения. С одарёнными детьми целенаправленно готовлюсь к олимпиадам и творческим конкурсам. Вместе читаем и переводим тексты, составляем диалоги, выполняем тестирование, обсуждаем различные события и новости. Кроме этого с остальными школьниками рисуем рисунки, устраиваем выставки, говорим об эрзянской одежде, о финно-угорских народных состязаниях, песнях, танцах, о национальной кухне, о родственных финно-угорских народах. Конечно, не всем ребятам удаётся проявить свои знания в сфере эрзянского языка, тем не менее я стараюсь преподнести свой предмет «вкусным, сочным и аппетитным». В конце каждого урока дети задают различные вопросы об эрзянах, мокшанах, финно-уграх, воине Тюштя, трубе торама, говорят о своих предках, о своей семье, о своей деревне. Это своеобразный «десерт» к полученному «обеду». И всё-таки большое удовольствие быть учителем эрзянского языка!

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики"

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира....

Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания....

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...

рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс

рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...

Игровые технологии на уроках эрзянского языка как средство развития познавательной активности у учащихся.

Уроки эрзянского языка  в начальных классах должны проходить в доступной и игровой форме. Игровые технологии позволяют развивать познавательную активность учащихся и поддерживать интерес к предме...

Конспект урока по родному мордовскому (эрзянскому) языку. Тема:"Эрзянь ярсамопелесь – Эрзянская национальная еда"

Конспект урока по родному мордовскому (эрзянскому) языку. Тема:"Эрзянь ярсамопелесь – Эрзянская национальная еда"...

Использование средств народной педагогики в воспитании младших школьников

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восст...