Главные вкладки

    Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.
    статья по теме

    Солодкова Юлия Михайловна

    Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Солодкова Ю.М.

    Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

    Современный этап развития нашего общества характеризуется возрождением интереса к национальной культуре, традициям народной педагогики. Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий.

    До настоящего времени недооценивалась роль национального фактора, следствием чего явилось отсутствие интереса школьников к национальным традициям, обычаям, устному народному творчеству, народным промыслам, историческим событиям.[4, с 1]

    Учителю необходимо приложить свои усилия к формированию воспитательной среды, которая учитывает историю и культуру народа, своеобразие национальных отношений и национального самосознания.

    Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических возрений  народа и педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.

    В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

    Культура в широком смысле этого слова обозначает специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. [7, с 47]

    Педагогическая культура народа- это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. [2, с 26] Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и в детском фольклоре, традиционных детских праздниках  и во многих других элементах народной жизни. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Рассмотрим эти понятия.

    Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени. [7,с 49] Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем они многообразнее, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обряды и обычаи, исполнение которых было обязательно.

    Обряд-это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные  идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. [7, с 49] В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

    Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе . Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым  из прошлого предписаниям.[7, с 49]

    По мнению А.С. Макаренко, воспитание на народных традициях осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях.[2, с 33]

    В народе использовались дифференцированные воспитательные средства, связанные с формированием вполне определённых черт личности : пословицы, загадки, песни, сказки.

    В.Даль определяет пословицу как коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенная в оборот, под чеканом народности. [6, с 13] Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой- оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют  о средствах, методах воспитательного влияния соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности- положительные и отрицательные, которые определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию.[5, с 48] В пословицах отразились условия воспитания-благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания , предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.

    Также немаловажную роль в воспитании играют загадки. Они обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

    Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности.[2, с 84]

    Песни- более сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен- привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельные песни внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребёнком, то есть стимулирует самовоспитание.

    Сказки так же являются важным средством воспитания, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, -и окружающая природа. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

            Таким образом, процесс воспитания имеет свою историю.  В древности воспитание носило традиционный характер. У людей сложились свои традиции, обычаи, которым они следовали, воспитывая своих детей. Об этих культурно-исторических традициях мы узнаём из произведений устного народного творчества. Очень важно и сейчас использовать их в воспитании детей.

            Педагог имеет огромные возможности  в работе с младшими школьниками по возрождению народных традиций воспитания. Это может проявляться в организации воспитательных мероприятий, утренников, педагогических студий, чтении лекций, проведении бесед, народных игр, театральной деятельности учащихся. Работая в начальной школе, пришла к выводу , что наиболее эффективен этот процесс  на материале русского народного фольклора.

            Можно выделить несколько направлений работы со школьниками. Просветительско- ознакомительным  направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры-слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик, беседа, тематические и комплексные занятия, встречи, концерты. Наглядно-агитационная работа может быть широко представлена в виде специально оборудованных кабинетов народной культуры, стендов с фотографиями. Поисково- собирательное направление использует такие формы работы, как записывание частушек, народных песен, закличек.  Исполнительско- репродуктивное направление реализуется посредством развития разнообразных форм художественной самодеятельности.

            Считаю, что всё это будет способствовать целенаправленному приобщению младших школьников  к традициям народной культуры, а также педагог, используя эти формы работы , может начать процесс по возрождению культурно-исторических  традиций воспитания.

    Литература.

    1.Аникин.В.П. «К мудрости ступенька. О русских  песнях, сказках, пословицах, народном языке. Очерки.». М, 1988г.

    2.Волков Г.Н. « Этнопедагогика». М, 2000г.

    3. Гришин Д.М, Панарина Г.П. « Народные традиции в воспитании». Калуга, 1992г.

    4.Зевахина Ф.Р. « Формирование интереса младших школьников  к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования». Автореферат  диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Вятский государственный педагогический университет- Киров, 1999г-19 с.

    5.Мельник М.Н. « Русский детский фольклор». М, 1987г.

    6. « Пословицы русского народа» Т.1.М, 1984г.

    7.Радугин А.А. « Социология» .М, 1996г.

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание учащихся начальной школы

    Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

    Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

    Статья раскрывает  истоки формирования  нравственного воспитания младших школьников....

    Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

    Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

    Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

    Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

    Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

    Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

    Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов

    Ключевые слова:Функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника. Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, поли...

    Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

    Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...