Главные вкладки

    Статья по теме:
    Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

    Солодкова Юлия Михайловна

    Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Солодкова Ю.М.

    Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

    Современный этап развития нашего общества характеризуется возрождением интереса к национальной культуре, традициям народной педагогики. Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий.

    До настоящего времени недооценивалась роль национального фактора, следствием чего явилось отсутствие интереса школьников к национальным традициям, обычаям, устному народному творчеству, народным промыслам, историческим событиям.[4, с 1]

    Учителю необходимо приложить свои усилия к формированию воспитательной среды, которая учитывает историю и культуру народа, своеобразие национальных отношений и национального самосознания.

    Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических возрений  народа и педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.

    В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

    Культура в широком смысле этого слова обозначает специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. [7, с 47]

    Педагогическая культура народа- это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. [2, с 26] Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и в детском фольклоре, традиционных детских праздниках  и во многих других элементах народной жизни. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Рассмотрим эти понятия.

    Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени. [7,с 49] Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем они многообразнее, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обряды и обычаи, исполнение которых было обязательно.

    Обряд-это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные  идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. [7, с 49] В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

    Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе . Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым  из прошлого предписаниям.[7, с 49]

    По мнению А.С. Макаренко, воспитание на народных традициях осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях.[2, с 33]

    В народе использовались дифференцированные воспитательные средства, связанные с формированием вполне определённых черт личности : пословицы, загадки, песни, сказки.

    В.Даль определяет пословицу как коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенная в оборот, под чеканом народности. [6, с 13] Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой- оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют  о средствах, методах воспитательного влияния соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности- положительные и отрицательные, которые определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию.[5, с 48] В пословицах отразились условия воспитания-благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания , предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.

    Также немаловажную роль в воспитании играют загадки. Они обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

    Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности.[2, с 84]

    Песни- более сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен- привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельные песни внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребёнком, то есть стимулирует самовоспитание.

    Сказки так же являются важным средством воспитания, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, -и окружающая природа. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

            Таким образом, процесс воспитания имеет свою историю.  В древности воспитание носило традиционный характер. У людей сложились свои традиции, обычаи, которым они следовали, воспитывая своих детей. Об этих культурно-исторических традициях мы узнаём из произведений устного народного творчества. Очень важно и сейчас использовать их в воспитании детей.

            Педагог имеет огромные возможности  в работе с младшими школьниками по возрождению народных традиций воспитания. Это может проявляться в организации воспитательных мероприятий, утренников, педагогических студий, чтении лекций, проведении бесед, народных игр, театральной деятельности учащихся. Работая в начальной школе, пришла к выводу , что наиболее эффективен этот процесс  на материале русского народного фольклора.

            Можно выделить несколько направлений работы со школьниками. Просветительско- ознакомительным  направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры-слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик, беседа, тематические и комплексные занятия, встречи, концерты. Наглядно-агитационная работа может быть широко представлена в виде специально оборудованных кабинетов народной культуры, стендов с фотографиями. Поисково- собирательное направление использует такие формы работы, как записывание частушек, народных песен, закличек.  Исполнительско- репродуктивное направление реализуется посредством развития разнообразных форм художественной самодеятельности.

            Считаю, что всё это будет способствовать целенаправленному приобщению младших школьников  к традициям народной культуры, а также педагог, используя эти формы работы , может начать процесс по возрождению культурно-исторических  традиций воспитания.

    Литература.

    1.Аникин.В.П. «К мудрости ступенька. О русских  песнях, сказках, пословицах, народном языке. Очерки.». М, 1988г.

    2.Волков Г.Н. « Этнопедагогика». М, 2000г.

    3. Гришин Д.М, Панарина Г.П. « Народные традиции в воспитании». Калуга, 1992г.

    4.Зевахина Ф.Р. « Формирование интереса младших школьников  к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования». Автореферат  диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Вятский государственный педагогический университет- Киров, 1999г-19 с.

    5.Мельник М.Н. « Русский детский фольклор». М, 1987г.

    6. « Пословицы русского народа» Т.1.М, 1984г.

    7.Радугин А.А. « Социология» .М, 1996г.

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"

    Острота    современных   экологических   проблем    выдвинула   перед   школой задачу воспитания молодого поколения в...

    НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык.К.М. Фофанов. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможе...

    Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"

    Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе....

    Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов

    Ключевые слова:Функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника. Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, поли...

    Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

    Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...