Исследовательская работа "Мы в ответе за тех, кого приручили"
материал (2 класс) на тему

Мы выбрали эту тему, потому что бездомные собаки – это очень большая проблема. Они страдают сами, а еще приносят вред людям. И надо как-то эту проблему решать. А еще надо – пожалеть этих несчастных собак.

Прошлой весной мы убирали школьную территорию и на пришкольном участке нашли 2 щенят. Они были одни, без матери, голодные и громко скулили. Тогда мы стали искать для щенят хозяев. На следующий день у них появились хозяева.

В связи с этим у нас возникли вопросы:

1. Почему появляются на улицах бездомные собаки и кошки? 

2. Кто в этом виноват?

3. Как помочь этим животным?

Ребята решили найти ответы на эти вопросы в художественной литературе, в Интернете, в беседе с родителями, знакомыми, друзьями. 

Цель: определить причины появления на улицах бездомных собак, обратить внимание жителей на эту проблему. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ г. УЛАН-УДЭ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50 г.Улан-Удэ»

670047, г. Улан-Удэ, ул. Раздольная, 15, тел./факс: 41-99-23, 33-48-62

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ № 50»

_______________Р.В. Дамбуев

«____» __________ 2017 г




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Мы  в ответе за тех,

кого приручили»

Выполнили: учащиеся 2 класса 


Руководитель: Байминова Г.Н.

учитель начальных классов



2017 г.

Вступление. Почему мы выбрали эту тему.

Мы выбрали эту тему, потому что бездомные собаки – это очень большая проблема. Они страдают сами, а еще приносят вред людям. И надо как-то эту проблему решать. А еще надо – пожалеть этих несчастных собак.

Прошлой весной мы убирали школьную территорию и на пришкольном участке нашли 2 щенят. Они были одни, без матери, голодные и громко скулили. Тогда мы стали искать для щенят хозяев. На следующий день у них появились хозяева.

В связи с этим у нас возникли вопросы:

1. Почему появляются на улицах бездомные собаки и кошки? 

2. Кто в этом виноват?

3. Как помочь этим животным?

Ребята решили найти ответы на эти вопросы в художественной литературе, в Интернете, в беседе с родителями, знакомыми, друзьями. 

Цель: определить причины появления на улицах бездомных собак, обратить внимание жителей на эту проблему. 

Задачи исследования:

Узнать, как собака стала домашним животным, чем является собака для человека в настоящее время.

Выяснить причины появления на улицах бездомных животных.

Провести анкетирование учащихся школы с целью выяснения отношения к проблеме бездомных животных и путей ее решения.

Методы исследования

- Анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью;
- классный час, разработанный учеником с помощью учителя;
- анализ полученных результатов.

Мы разделились на группы. Каждая группа получила задание.
Задание для первой группы: найти художественные произведения о бездомных животных и людях, приютивших их, организовать книжную выставку. 

Задание для второй группы: изучить справочную литературу, поискать в Интернете информацию о собаках.
Задание для третьей группы: Провести анкетирование учащихся школы с целью выяснения отношения к проблеме бездомных животных и путей ее решения.


Первая группа подбирала художественные произведения, в которых рассказывается о жизни бродячих животных, об их нелегкой судьбе.

Ребята нашли произведения:

1. Борис Житков « Беспризорная кошка»
2. Федор Кнорре «Соленый пес»
3. Олег Тихомиров « Кутя , домой!..» Журнал « Мурзилка» 2002 г.№11
4. А. П. Чехов « Каштанка»
5. С. Ашитков « Щенок по имени Щен»
6. С. Ашитков « Островитянин Джек»
7. Василий Белов « Кот Рыжко»
8. К. Паустовский « Кот- ворюга»
9. Гавриил Троепольский « Белый Бим Черное Ухо»
10. Л. Н. Андреев « Кусака»

Вторая группа собирала информацию о собаках. 

1.Собака друг человека.

Собака – первое животное, одомашненное человеком. Ее предки – различные виды волков. Человек приручил собаку примерно 12 тысяч лет назад. Произошло это во многих местах земного шара. Существуют различные гипотезы приручения собаки человеком. Одна из них – это совместное жилье и совместная охота. Собака пришла к человеку не как пленник или попрошайка. К человеку пришел равноправный партнер по охоте и защите общего жилья. В наше время насчитывается свыше трехсот пород собак. По внешнему виду многие из них мало похожи на своих древних предков.

Собака сегодня – это наша тень, наше второе безмолвное «Я». Где мы, там и она. На земле не осталось такого места, где не побывала бы собака – вместе с человеком. Собака следует за ним повсюду. «Братья наши меньшие» - бесценные помощники. 
Они способны делать многое, а в некоторых случаях просто не имеют себе равных. С далеких времен собака использовалась как сторож жилища своего хозяина, предупреждая лаем об опасности. Затем человек стал использовать ее на охоте. Позже появились пастушьи собаки, помогавшие стеречь стадо. Служебных собак использовали в военных целях: для связи и как помощников санитарам. Собака Петра1, например, в походах и боях носила приказы Петра военачальникам, а от них – донесения. Служили собаки и в годы Великой Отечественной войны: возили сани с боеприпасами, спасали раненых, бросались со взрывчаткой на танки. Неоценимую помощь оказывают собаки и в наши дни. Против смелой служебной собаки очень часто оказывается бессилен топор и нож, и даже револьвер. Действует она молниеносно, движения ее неуловимые, разящие. Не случайно все правонарушители как огня боятся собак. Они ищут наркотики, помогают обезвредить преступников. Во время землетрясений и других катастроф они помогают находить под завалами пострадавших. Нередко собаки выступают в качестве поводыря у слепых людей. Они даже лечить могут – зализывают раны не только свои, но и своего хозяина. Собаки также служат науке. «Исключительным животным» назвал собаку русский ученый Иван Петрович Павлов. Он поставил памятник собаке, оказавшей ему неоценимые услуги. Есть памятники собакам и в других странах мира. И еще, возможно, один памятник воздвигнут когда-нибудь в нашей стране – первой космической путешественнице Лайке. Все сказанное нами– лишь малая часть того, что делает собака, на что она способна. Но все же это дает представление о разнообразии ее использования, об огромной полезности собаки.

Человек создал собаку, она – его творение. Из тьмы веков он вывел её, превратив дикого зверя, врага в домашнее животное, в союзника и друга. Но есть люди, которые плохо относятся к собакам. Причины разные, но мне кажется, что они не только собак не любят. Как часто можно видеть бездомных собак, неухоженных, обозлённых, злых. Но «собака бывает кусачей только от жизни собачей», и создают им такую «собачью» жизнь люди - равнодушные, бессердечные. Не считается позором запустить камнем в собаку. Их по какому-то закону отстреливают, иногда прямо на глазах у людей. Как было бы хорошо, если бы люди усвоили одну простую истину: мучить животное и издеваться над ним нельзя. Жизнь идёт вперёд, и собака – наш преданный товарищ и спутник – пусть по-прежнему будет с нами, тут, рядом, всегда, везде.

2.Как решить проблему бездомных животных?

Раньше, до конца 90-х годов эту проблему решали так – отлавливали собак и усыпляли их. А еще их отстреливали специальные охотники. И всё это было совершенно законно! А сейчас во многих городах это запрещено!

Потом была введена программа стерилизации животных. Собак отлавливали и делали так, чтобы у них не было больше щенков. Но собак не стало меньше, наоборот – их стало еще больше.

Сейчас во многих городах собак отлавливают, стерилизуют и прививают от бешенства и вживляют им специальный микрочип с информацией о том, что собака привита. Еще сейчас собак помещают в приюты, где их содержат, лечат и пытаются пристроить в добрые руки. Но общей программы по решению этой проблемы нет.

И главное, что сейчас нужно у нас в России – это СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН. Такой закон, который защищал бы домашних животных от людей. Чтобы люди не могли обижать собак и выкидывать их на улицу. Потому что сейчас плохие люди, обижающие животных, ни за что не отвечают. 

А ещё главнее – чтобы люди перестали выбрасывать собак на улицу, чтобы люди отвечали за тех, кого они приручили.

Опасны ли бездомные собаки? По данным, взятым из Интернета, в 50-80%
случаев нападают на людей домашние и сторожевые собаки, и только 5% бездомных собак представляют опасность для человека, да и то лишь тем, что могут заразить лишаем или глистами. Значит, всё-таки опасны!

3.Предложения по решению проблемы

Наше правительство разрабатывает законопроекты, методы борьбы с последствиями превращения домашних животных в диких. Мы думаем, нужно искать и устранять причины. 

Влиять на людей имеющих и только собирающихся завести собаку в доме нужно поэтапно.

Для этого мы предлагаем: 

1) Пропагандировать правильное отношение человека к содержанию домашних животных. Для того чтобы человек понимал все проблемы, и ответственность с которыми он столкнется, обзаведясь домашним питомцем.
Пропаганда должна идти повсеместно и охватывать все возрастные группы населения, начиная с детских садов. Создать пропагандистскую рекламу на радио, телевидении в местах массового скопления людей (спортивные, развлекательные мероприятия) и т.д. Должен быть создан «нетерпимый образ» к людям, плохо обращающимся с собакой.

2) Регистрация всех собак, включает в себя обязательное чипирование.
Система чипирования собак, широко распространена в странах Европы и в Америке. Каждая собака получает идентификационную метку при помощи индивидуального номерного чипа. Владелец получает удостоверение о регистрации, выполненное в виде защищенной пластиковой карточки в которой отображаются данные о собаке, владельце, кем и когда введен индивидуальный чип. Каждая собака, получившая индивидуальный чип, заносится в единую базу данных. Подобная регистрация решает множество проблем, начиная от поиска хозяина найденной собаки, до регулирования и контроля потомства собак.

3) Контроль за содержанием собак .
Выгул собак должен производиться в отведенных для этого, оборудованных собачьих площадках. Вне территории площадок собаку необходимо выгуливать на поводке и в наморднике, независимо от ее породы.
Соблюдение санитарных норм при выгуле собак - обязанность хозяина убирать продукты жизнедеятельности собаки. Контроль за содержанием собак должны осуществлять специальные органы, которые у нас уже существуют(Санитарная служба). Да и сами люди не должны оставаться безучастны в ситуациях, где очевидны нарушения правил поведения собаки.
За нарушение правил содержания собаки предлагаем применять наказания от административной ответственности (штрафы), до уголовной. 

4) Отлов бездомных собак и помещение их в приют, где за ними будет надлежащий уход. 
Параллельно не нужно забывать и о собственной ответственности. Заводя животное, понимать, что это не игрушка, которую при желании можно выставить за дверь, а родившихся щенков или котят выбросить на мусорку или утопить. Необходимо помнить, что мы, в отличие от животных, существа разумные, во всяком случае, считаем себя таковыми, и то, что собаки и кошки бродят по городским улицам, прежде всего, зависит от нас самих.

Третья группа провела анкетирование учащихся школы. 

Цель анкетирования - выяснить отношение детей к проблеме бездомных животных и путей ее решения. 
Результаты опроса таковы:
По мнению участников социологического опроса причинами бездомности собак являются:

  • Безответственность, жесткосердечие хозяев – 73 человека (60%);
  • Неконтролируемое размножение – 19 человек (16%);
  • Социальное положение хозяев (дороговизна корма, материальные затруднения, переезд на новое место жительства) – 10 человек (8%);
  • Отсутствие служб отлова животных, приютов, питомников, не своевременный вывоз мусора – 8 человек (7%);
  • Не соблюдение Правил содержания домашних животных (убегают) – 1 человек;
  • Не задумывались – 11 человек – 9%

Какие же методы сокращения численности бездомных собак наиболее приемлемы?
-За приюты, питомники, с дальнейшим нахождением нового хозяина высказалось – 48%
- спрос с людей (обязательные учет, регистрация, ответственность пред законом) – 6%
- любые – 2%

 Чем готовы помочь учащиеся бездомным животным?
- покормить – 46% 
- ничем. – 25%
- денежным взносом (небольшим, но ежемесячным или разовым) в фонд по защите животных – 11%
- приютить– 7%
- не знают – 7%
- участвовать в организации приюта, работать в приюте – 4%

Выводы.

Прочитав литературные произведения, заметки из газет и журналов, проанализировав интервью с учащимися школы, мы попытались выявить причины появления на улицах населенных пунктов бродячих кошек и собак, мы выявили две основные причины:

1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.

2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.

3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.

Но нас обрадовало то, что немало бродячих животных находят новых хозяев, которые с любовью и лаской ухаживают за ними, кормят и лечат их.

Занимаясь этой исследовательской работой, мы много узнали интересного и о животных, и о людях. Мы сделали такой вывод: исследовательская работа помогла нам самим стать добрее, заботливее, ответственнее, научила задумываться над нашими поступками.

Мы считаем, что бороться с бездомностью необходимо, но именно с бездомностью, а не с животными. 

Приложение:
Анкета
1. Есть ли у Вас домашние животные и какие? 
2. Случалось ли Вам пострадать от бездомных собак в нашем городе? Да, нет.
3. Если да, то как: напугали, покусали, другое.
4. Каковы, на Ваш взгляд, причины появления бездомных собак?
5. Как Вы думаете, нужно ли проводить мероприятия по снижению численности бездомных собак в нашем городе? Да, нет.
6. Какие методы сокращения численности бездомных собак для Вас наиболее приемлемы?
7. Чем Вы готовы помочь бездомным животным?
8. Взял бы ты бездомного щенка или котенка домой, если родители разрешат?
9. Как ты относишься к бездомным животным?(безразлично, мне их жалко, стараюсь покормить)
10. Опасны ли бродячие животные для человека? (да, нет, не знаю)

Стихотворение


Когда потреплют нас в житейской драке
И кажется - напастям нет конца,
Зализывают раны нам собаки
И слезы слизывают с нашего лица.
Так пусть же Человек - венец творенья,
Каких бы в жизни ни достиг вершин,
Склонит чело с любовью и почтеньем
К четвероногим врачевателям души!

Человек должен и может быть в ответе за тех, кого приручил!

Ресурсы:

1. Ашитков С. «Наши меньшие братья». Сборник рассказов о животных.
2. Василенко Г. И. « Дни наук в начальной школе» - Волгоград: Учитель; 2006 – 156 с.
3. Цветкова И. В. « Экология в начальной школе» - Ярославль : «Академия развития»; 1997 -192 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " 2 класс (ПНШ)"Мы в ответе за тех, кого приручили"

Урок окружающего мира для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"...

Классный час " Мы в ответе за тех, кого приручили"

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могутсказать Человеку: «Эта Земля и моя».     Сегодня мы поговорим только о тех жи...

Исследовательский проект "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил".

    В  сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» мы нашли тему для своей исследовательской работы. Слова Лиса очень чётко отражают ту мысль, которую мы хотим донести до в...

Исследовательская работа «Мы в ответе за тех, кого приручили»

В данной работе учащиеся 4 класса , под руководством учителя, раскрывают проблему безнадзорных собак на улицах своего посёлка....

Тема «Мы в ответе за тех, кого приручили» исследовательская работа

Тема «Мы в ответе за тех, кого приручили» исследовательская работа...