Классный час "Добро в твоих руках"
классный час (4 класс) на тему

Евгения Анатольевна Петрова


Разработка классного часа для 4 класса "Добро в твоих руках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Добро в наших руках

Цель

 Формировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;

Задачи

Образовательные: углубление знаний обучающихся о понятиях «человеческая доброта», «равнодушие», «любовь к людям,животным».

Воспитательные: создание условий для воспитания таких нравственных качеств личности как доброта, умение радоваться и переживать за других людей, милосердие.

Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): развитие способов мышления необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развивать речь, память, мышление; закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии; формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребенка.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Класс

4 «Б»

Учитель

Петрова Е. А.

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учеников

УУД

Настраивает детей на работу

Организовывает игру

Помогает детям предположить о чем пойдет речь на занятии

Задает вопросы помогающие раскрыть понятие «Добро»

  1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей

  1. Мотивационно-целевой

Постановка учебной задачи

Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с известной вам игры – «Колечко». Я буду водить, а вы будьте внимательны!

(Учитель начинает игру и вкладывает пятерым ученикам в ладошки буквы Д, О. Б, Р, О)

- Колечко, колечко, выйди на крылечко!

(Ребята, у кого в руках оказались фишки с буквами выходят)

- У нас целых пять участников, а посмотрите, что оказалось у вас в руках? Так как фишки небольшие, возьмите соответствующую букву из бумаги, покажите всем ребятам свои буквы.

- А кто догадался какое слово можно составить из этих букв? (ДОБРО)

- Ребята, ваша задача наклеить буквы на ватман, чтобы получилось слово, а с остальными мы пока побеседуем.

А что такое добро? Какое значение в жизни человека имеют добрые дела? Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?

- Какие смысловые ассоциации возникают, когда вы слышите эти слова? ( ласка, тепло, красота, любовь …..)

- О чем пойдет речь сегодня на классном часе?        

( о добре)

- А где мы нашли сегодня это слово? (в руках)

Тема классного часа «Добро в наших руках»

- А как вы считаете, что может подразумевать тема нашего классного часа?

- О чем мы сможем сегодня поговорить?

- Попробуйте сформулировать понятие слова «Добро» и «Доброта»

- Где мы можем найти точное определение слова?

Включаются в игру

Передают свое настроение

Составляют слово

Отвечают на вопросы учителя

Определяют цель занятия

Ищут определение понятия в словаре

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле понятия «Добро»

3. Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Организует работу групп

Объясняет задачу ребят по составлению плана классного часа

Задает вопросы

Помогает в заполнении ладошек качествами тем, кто испытывает затруднения

  1. Основная часть

- Многие писатели, поэты, философы часто обращались к теме добра. Много цитат, афоризмов, крылатых выражений есть о добре, зле и других человеческих качествах. Не будем забывать так же о народной мудрости. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и так же давно проверены временем. Главное понять, что говорит пословица или поговорка.

Работа в группах.         

- Ребята, у вас на столах лежат пословицы, ваша задача собрать их и объяснить смысл.

(всего пять групп, у каждой группы по одной пословице)

- Только разбирать пословицы мы будем не сразу, а по ходу занятия и тем самым составлять план нашего классного часа.

- Первая группа – Живи добрее, будешь всем милее.

(прикрепляют пословицу на доску, объясняют смысл)

- А легко ли быть добрым?

- Давайте немного  поработаем. Перед вами в конвертах лежат заготовки, которые мы сделали заранее на уроке технологии. Ваши ладошки.

 На каждом пальчике напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.  

- Кто готов поделиться качествами и чертами характера, которые он записал?  

 Но мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Переверните свои ладошки и на обратной стороне  напишите  те свои качества, которые вам мешают быть всегда добрым и которые бы вы хотели в себе  изменить.

- Может быть кто-то хочет поделиться тем, что он записал?

-Ребята, все ли пальчики вы сумели заполнить?

Нет ничего страшного в том, что заполнены не все пальчики.

Ведь это очень трудно  вот так сразу распознать самого себя… Наверное есть такие качества, которые сложно озвучить, поэтому вы имеете право их не озвучивать.

Возможно к концу нашего занятия вы поймете, что обладаете и другими качествами, которые тоже могут охарактеризовать вас как добрых людей

А возможно увидите в себе качества, с которыми надо бороться и искоренять в самом себе.

- Отложите ладошки, но не убирайте их далеко и если вам понадобится вписать на них еще что-то, то обязательно запишите.

Работают в группе

Составляют пословицы

Объясняют смысл пословицы

Заполняют ладошки

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле понятия «Добро»

3. Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные:

 1. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2.самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Задает вопросы

Проводит тренинг с листом бумаги

Вторая группа – Доброе слово лечит, а злое калечит

(прикрепляют пословицу на доску, объясняют смысл)

- Что означает слово «калечит»? В прямом или переносном смысле употребляется это слово в пословице?

Тренинг с листом бумаги.

- Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшой тренинг. У каждой группы на столе лист бумаги. Посмотрите какой он гладкий, чистый.  Давайте наглядно посмотрим как может «калечить» злое, неприятное слово.

- Подумайте, какие слова, на первый взгляд порой совсем безобидные на самом деле могут обидеть?

- А теперь давайте на каждое сказанное обидное и неприятное слово, будем сминать часть листа.

(Дети называют обидные слова)

- Посмотрите на наши листы бумаги. Они были такие красивые, гладкие, блестящие, а теперь мы видим, что листы скомканые.

- Скажите, а как вы сами чувствовали себя, когда произносили обидные слова вслух? (было неприятно, стыдно)

- А как можно исправить ситуацию, когда мы кого-то обидели неприятным, а порой даже злым словом? (извиниться, попросить прощения)

- Сейчас будем говорить слова извинения и разглаживать складки на наших листах.

(Называют слова извинений, разглаживают листы)

- Ребята, а теперь посмотрите на свои листы. Такие же они как были в начале? Что изменилось?

Какой вывод мы можем сделать?

 Как плохие слова, обиды оставили следы на предмете, даже после извинения, так они остаются и в душе человека.

- Вы можете вспомнить и свои ощущения, если вам приходилось побывать в такой ситуации где вас обижали или вы обижали кого-то.

Вывод: любая обида, злое слово, сказанное другому человеку всегда оставляет след в душе.

Участвуют в тренинге

Отвечают на вопрос учителя

Анализируют свои чувства

Делают выводы

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле понятия «Добро»

3. Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Физкультминутка

Выводит ребят на обсуждение темы добра и неравнодушия по отношению к животным

Напоминает просмотренный мультфильм

Задает вопросы

Помогает детям открыть понятие равнодушие

Третья группа – Доброе слово и кошке приятно

(прикрепляют пословицу к доске и объясняют смысл)

- А как проявляется доброта в человеке? (по поступкам)

- Назовите самые простые, на ваш взгляд, добрые поступки. (уступить место, помочь в чем-то, пропустить в очереди того, кто торопится, придержать дверь и т.д.)

- А как вы считаете, человек должен проявлять добро только по отношению к другим людям?

-    К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким, а что уж говорить о животных…      

- Ребята, рассмотрите изображение на доске. Кто вспомнил и узнал откуда этот кадр?

(мультфильм «Найда»)

- Недавно мы смотрели с вами этот мультфильм, давайте вспомним о чем он?

(дети вспоминают содержание мультфильма)

- А какой момент был самым волнующим?

(когда девочка уезжает, а Найду оставляет на берегу)

- Давайте вспомним этот момент, посмотрим его еще раз.

(просмотр эпизода)

- Какое впечатление осталось у вас после просмотра?

- Какое качество характера было у хозяйки Найды, раз она так спокойно сумела бросить своего друга? (равнодушие)

Объясняют смысл пословицы

Отвечают на вопросы учителя

Вспоминают содержание мультфильма

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо

3. удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

4. Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Помогает учащимся раскрыть суть понятия равнодушие

Задает наводящие вопросы

Организовывает работу в группах с качествами равнодушного человека

Четвертая группа –   Нет худшего врага, чем равнодушие

(прикрепляют афоризм на доске, объясняют смысл)

        

- А как вы считаете, какого человека можно назвать равнодушным? (сухой на эмоции, безразличный к чужой беде)

- Ребята, очень часто доброму человеку противопоставляют человека злого. Добро и зло – это понятия, которые всегда соприкасаются и находятся как бы на разных чашах весов.

Но самой страшной чертой в характере человека можно считать именно равнодушие. Как вы считаете, почему?

- Чем опасно равнодушие?

(равнодушный не придет на помощь, от равнодушия происходит много бед, равнодушие приводит к плохим поступкам, к страданиям и боли других)

- Зачастую равнодушный человек не совершает злых поступков напрямую, никого не обижает, но тем не менее добрым его назвать нельзя. Ведь это человек, который пройдет мимо чужой беды, отвернется, отведет глаза, когда понадобится его помощь или поддержка.

Человеческое равнодушие , а порой и просто жестокость не могут не вызывать негодования и боли в добрых и отзывчивых людях.

- А как бы вы поступили на месте хозяина этой собаки? (нашли бы выход)

- Ребята, а вспомните чем закончился мультфильм? ( девочка осознала свою ошибку)

- О чем это может говорить? Какой вывод можно сделать? (что ее душа еще не черствая, что эта ситуация будет ей уроком на всю жизнь и больше такой ошибки она не совершит)

Работа в группах

На листах у вас изображены два человечка. В конвертах вы найдете различные качества свойственные разным людям.  Рядом с одним необходимо наклеить качества, которые необходимо в себе воспитывать и развивать, качества доброго человека. А вокруг другого– качества равнодушного человека. Эти качества вы можете выбрать из предложенного вам списка человеческих качеств.

(качества в конвертах на столах учащихся)

Работа на доске

Представитель от каждой из групп прикрепляет качества, которые они выбрали к желтому и серому человечку.

- Ребята, может быть среди этих качеств, вы увидели те, о которых вы не вспомнили когда заполняли ладошку. У вас есть возможность дописать что-то или исправить.

Объясняют смысл афоризма

Отвечают на вопросы учителя

Рассуждают о равнодушии

Ставят себя на место хозяйки собаки

Работают в группе с качествами равнодушного и доброго человека

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле понятия «Добро»

3. Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

4. Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные:

 1. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2.самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Вместе с детьми приходят к выводу, что добрые поступки нужно делать бескорыстно

Пятая группа –  Добро не лихо, ходит тихо

(объясняют смысл пословицы, закрепляют ее на доске)

Акцентирование внимания на том, что добрыми делами, поступками нельзя хвастаться, нельзя ждать похвалы и благодарности. Делаешь добро делай его бескорыстно.

Объясняют смысл пословицы

Рассуждают о том, что добрые поступки надо совершать бескорыстно

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
  2.  Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше
  3. Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Читает притчу

Задает вопросы

Проводит рефлексию

  1. Заключительный этап

- А теперь, я прочту вам притчу

Притча.

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка  я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец? (при затруднении детей обратить их внимание на тему классного часа)

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему мудрец ответил именно так?

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками,  принесет чудо.  Сегодня, на нашей встрече,  давайте тоже сотворим одно маленькое чудо пусть у нас зазеленеет дерево добра!

- Ребята, сегодня мы начали наше занятие тем, что пытались разобраться в себе и проанализировать какие в нас есть качества доброго человека и какие качества порой мешают нам быть по-настоящему добрым. В течении занятия вы могли возвращаться к своим ладошкам и дописывать то, что считали нужным.

- Кто готов поделиться тем, какие качества он дописал? Какие изменил?

- Какое новое понятие сегодня открыли для себя?

- Что возьмете с собой с сегодняшнего занятия?

- А теперь посмотрите, наши ладошки чем-то напоминают листочки. Давайте украсим этими листочками наше дерево, а вот какой стороной вы захотите повернуть свою ладошку решать вам. Ствол дерева составляет слово ДОБРО.

(Учащиеся оформляют дерево)

- На этом наше занятие закончено. Спасибо всем за работу!

Слушают притчу

Анализируют ответ мудреца

Делятся тем, какие качества дописали в течении занятия

Оформляют дерево добра

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле понятия «Добро»

3. Стремиться к процессу познания, удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше

4. Давать оценку своим действиям

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"

Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Конспект и презентация классного часа "Твоё здоровье в твоих руках"

Конспект и презентация классного часа "Твоё здоровье в твоих руках"....

Классный час «Всё в твоих руках»

Сохранение культуры мордовского народа...

Конспект классного часа "Твое здоровье в твоих руках"

В конспекте занятия рассматриваются такие вопросы, как режим дня, личная гигиена, выполнение физических упражнений, культура внешнего вида....

Классный час "Твое здоровье в твоих руках. Здоровый образ жизни!"

Тема:  ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Цель: познакомиться с понятием «Здоровый образ жизни».Задачи: научить ценить и сохранять собственное здоровье, развивать кругозор и познав...

Классный час "Твое здоровье в твоих руках"

- Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровь...

Классный час на тему "Твое здоровье - в твоих руках"

У обучающихся формируются  представления о здоровом образе жизни. Ребята учатся использовать изученный материал в своей жизни. Происходит развитие творческих способностей, памяти и внимания....