Классный час "Жить в согласии с собой" 4 класс
классный час (4 класс) на тему

Во вступительной части своей работы автор обращает внимание на важность толерантного отношения для существования и развития человеческого общества. Автор акцентирует внимание на объяснении термина толерантность и останавливается на выделении двух путей развития личности: толерантной и интолерантной. Итог: составление с учащимися правил толерантного поведения. Ключевые слова: толерантность, интолерантность; уважение, доброта; дискомфорт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Жить в согласии  с собой»

 Цели и задачи:

1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2.     Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3.     Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

4.     Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.

План:

1.       Введение темы, актуализация вопроса.

2        Разминка и деление класса по группам

3.       Обсуждение групповых работ.

4.       Подведение итогов.

5.       Рефлексия.

Ход классного часа

   Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.    

   На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

   С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Талейран Перигор, князь Беневентский.

             

   Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

   Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

    Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

   Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара....

язык        

Перевод на русский язык

английский        

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский        

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский        

Проявление великодушия в отношении других

арабский        

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

      1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Оленька, сейчас в школе меня зовут Ольга, а когда я вырасту, меня будут звать Ольга Александровна».

   Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

 Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. 

     2. Разминка на внимание. «Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

     Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

   После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?

     Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

     В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

   Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

   Давайте ребята послушаем внимательно  отрывок, а потом ответим на вопросы:

           

   3.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. 

-  У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

   4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

  Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом - описывает  черты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантной  личности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

 Вывод (формулируется вместе с детьми)

   Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

   Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий  себя в окружающей среде, понимающий  других людей и готовый  всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

5.Китайская притча «Ладная семья»

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;

*прощение;

*терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

6.Составить с учащимися правила толерантного общения.

Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

 7.Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

8. Заключительное действие — «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

 Список использованной литературы:

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

4.“Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

http://tolerance.fio.ru/forum.php

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

Классный час "Яблоко согласия"

Общение учащихся через совместную творческую деятельность....

Классный час «День согласия и примирения»

Цель: воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примерах Русской истории...

Классный час "День согласия и примирения"

Классный час "День согласия и примирения"...

Классный час "Блокадный хлеб" 4 "Б" класс, классный руководитель: Шериева З.А

Тема классного часа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. Подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...