Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Русские шашки".
рабочая программа (3 класс) на тему

Кизима Надежда Павловна

Программа расчитана на первый год обучения игре в русские шашки (3 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА внеурочной деятельности

НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ

В «РУССКИЕ ШАШКИ»

(первый год обучения)

Автор разработчик программы:

Кизима Надежда Павловна  

 

        Тольятти 2017 год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3-11
  1. Актуальность программы, педагогическая целесообразность

                   отбора содержания………………………………………………3-4

1.2. Цель и задачи программы…………………………………...........4

1.3. Организационно-педагогические особенности образовательного процесса.

       Методические указания……………………………………………4-7

1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки……………….8-11

 2.   Учебно-тематический план-график программы «Русские шашки»….……….12

                                 

 3.   Содержание программы……………………………………………………………...13

                             

 4.   Методическое обеспечение образовательной программы……………………….15

            4.1.Кадровое обеспечение………………………………………………15

            4.2.Материальные средства обучения………………………………….15

            4.3.Дидактическое и методическое обеспечение……………………15-16

            4.4. Контрольно-нормативные требования…………………………… 17

Список литературы, использованной для разработки программы………………... 18

           

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Образовательная программа «Русские шашки» физкультурно-спортивной направленности создана для решения ряда проблем дополнительного образования детей – развития определенных качеств личности детей младшего школьного и раннего подросткового  возраста,  развития их склонностей, способностей, талантов в области обучения игре русские шашки.

Данная программа может быть реализована в учреждениях и объединениях дополнительного образования детей, которые обладают необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

1.1. Актуальность программы, педагогическая целесообразность

отбора содержания

Шашки… Более пяти тысяч лет они шагают рядом с человеком, вобрав в себя элементы спорта, науки и искусства. Эта игра, будучи весьма простой по своим правилам, во все времена привлекала миллионы людей  многообразием творческих замыслов, красотой комбинаций, строгой логичностью ходов. Так, в период средневековья в число семи рыцарских добродетелей, наряду с умением ездить верхом, метать копье, охотиться, плавать, фехтовать, слагать и петь песни - ценилось умение играть в шашки. Их высоко ценил  Петр I, он ввел их даже в свои знаменитые ассамблеи. Любили эту игру и хорошо разбирались в шашках русские военноначальники, писатели, поэты: А.В.Суворов, Г.Р.Державин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой и др.

Шашки - это увлекательная умственная борьба двух личностей, характеров.  У многих это увлечение остается надолго, у некоторых – на всю жизнь. Шашки – игра, которая любима детьми всех возрастов, что позволяет активно использовать ее как средство их обучения, воспитания и развития ребят. Шашки имеют большую глубину и тонкость, и научиться хорошо в них играть не так-то просто. Обучение игре в русские шашки является сложным и трудоемким процессом. Достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. При обучении игре в русские шашки у детей развиваются такие черты характера как сила воли, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение извлекать уроки из допущенных ошибок. Умение контролировать себя, ответственность, необходимость подчиняться объективным требованиям, дисциплина – качества необходимые при данной игре. Игра в шашки также направлена на развитие познавательных процессов: развивается внимание, активизируется процесс мышления,  тренируется память, развивается смекалку. Самое важное в процессе обучения   шашкам – это общее умственное развитие воспитанника.

Программа направлена на формирование у ребят таких компетентностей, как готовность и способность к решению проблем,  к принятию решений в выбранной сфере деятельности, как способность к использованию информационных ресурсов; как способность и готовность к социальному  взаимодействию.

Таким образом, обучение игре шашки позволяет решать ряд психолого-педагогических и социальных задач по развитию и воспитанию детей 7-8 лет.

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих программ дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» является авторской,

она создана  на основе многолетнего опыта автора, с использованием специализированной  литературы, методических пособий ведущих мастеров спорта и  тренеров-педагогов в данной игровой области.

Анализ существующего программного поля по данному виду деятельности позволил сделать вывод о необходимости  разработки новой программы по русским шашкам, в которой  должны быть подвергнуты определенному изменению целевые установки, и как следствие ожидаемые результаты, организационно-педагогические основы и методы обучения, поддерживающие Компетентностно-ориентированный подход в образовании.

В  настоящей программе учитываются в комплексе следующие моменты:

- учет первостепенности личностного роста ребенка над его достижениями по предмету, что говорит о невозможности  ограничивать развитие детей чисто шашечной тематикой, необходимо на основе интереса к шашкам развивать в детях духовное начало, доброту, взаимовыручку и сопереживание,

пробудить в них способность к самосовершенствованию, стремление к нравственному и физическому развитию;

         - возможность каждому ребенку выстроить собственный образовательный маршрут через выбор

          темпа работы;

         - построение образовательного  процесса на основе   интеграции разнообразных видов

           деятельности:

  • формирование культуры индивидуальной и коллективной деятельности через теоретическое обучение в сочетании  с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельностью воспитанников,
  • освоение информационного пространства,
  • формирование личностно и социально-значимой мотивации деятельности и др..

            Автором разработано учебно-методическое обеспечение данной образовательной

            программы:

          - создана  методика обучения, основанная на осмысленном понимании игры,

            исключающая «зубрёжку»;

          - разработаны нормативы  при переводе ученика из одной группы  в другую,

          - созданы методические  разработки,  дидактические материалы  по изучаемым темам.

1.2. Цель и задачи программы

Цель  программы: создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации

                                   детей 7-8 лет посредством русских шашек.

Задачи программы   

- содействовать освоению знаний и умений в области русских шашек на основе включения

   обучающихся в разнообразные виды деятельности;

- формировать общеучебные умения и обобщенные способы деятельности (ключевые

   компетентности), необходимые для решения проблем, принятия решений в выбранной

  сфере деятельности; для продуктивного использования и преобразования

  информационных ресурсов; для позитивного взаимодействия с другими людьми;

- содействовать получению опыта для применения знаний и умений в самостоятельной

   практической деятельности;

- развивать склонности и  способности ребят в области русских шашек,  познавательную

  (интеллектуальную), личностную и эмоционально-ценностную сферы; содействовать

  формированию нравственно ориентированной личности.

  1. 3.1. Организационно-педагогические особенности

образовательного процесса. Методические указания.

  • Формой организации деятельности детского коллектива является урок, в рамках

            которой производится ступенчатое обучение  и обязательная сдача

            контрольно-переводных нормативов по итогам учебного года).

  • Возраст обучающихся – 7-8

 

  • Срок реализации программы - 1 год
  • Учебная нагрузка и режим работы:

- количество учебных недель – 33;

- количество учебных часов: общий объем учебной нагрузки  

                                                 на учебный год – 33 часа;

                                                 в неделю – 1 час (1 занятие по 1 часу).

  • Количество обучающихся – 15 человек.

               Педагогические принципы, лежащие в основе образовательного процесса

   Реализация программы «Русские  шашки» основывается как на общедидактических

принципах обучения: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования (принципах личностно-ориентированного и развивающего образования):

         1) Максимальная адаптация педагогического процесса к восприятию ребят 7-8 лет– образование ребенка строится в соответствии с природой ребенка, его психической конституцией, его интересами, потребностями, способностями и т.д. Содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным природе детей данного возраста, что обеспечит психическое здоровье ребят, отсутствие у них комплексов, глубокие и прочные знания и умения. В зависимости от состава учебной группы, педагог  должен определять  тематику и распределение нагрузок на каждый учебный год, на каждое занятие.

       2) В личности каждого человека заложено стремление к удовлетворению  интересов и потребностей, к раскрытию собственного потенциала, стремление к самореализации (принцип активности ребенка в образовательном процессе). Данный принцип  требует

- введения в образовательный процесс активных форм, методов обучения, обеспечивающих эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности каждого  ребенка;

-создания условий, при которых ребенок был бы заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.    

            Педагогические технологии,  методы, приемы и формы обучения

  1. Для реализации данной программы целесообразно использовать следующие

педагогические технологии и методы обучения (через которые  проявляются данные технологии):

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

                                                                обучающегося

игровые технологии (игра-это суть данного предмета, погружение в игровую и соревновательную деятельность является основой образовательного процесса);

технологии проблемного обучения, поисковые, творческие методы (ребенок вводится в ситуации, требующие самостоятельного поиска выхода: например, педагог ставит проблемную задачу и стимулирует поиск ее решения детьми или задача формулируется самими учащимися, ими же и находится способ ее решения др.);

технологии межличностной коммуникации (мозговой штурм, групповые дискуссии, критическое мышление и др.);

  • технологии на основе эффективности управления и организации учебного

                                                                                процесса

 технологии дифференцированного обучения и индивидуализации обучения, что предполагает:

- необходимость обеспечить индивидуальный подход (в процессе обучения педагог должен  предусмотреть в процессе обучения дифференцированный подход при назначении учебных заданий для учащихся разных по возрасту, должен учитывать индивидуальные особенности своих учеников, их подготовку и способности к восприятию нового материала, он обязан умело дозировать учебные нагрузки, соответственно реальным возможностям каждого учащегося, осуществлять смену видов деятельности, чередовать позы детей, только тогда обучение будет эффективным, что особенно важно для детей 7-8 лет, которым характерна высокая утомляемость);

- возможность каждому ребенку достичь определенного, персонального  уровня овладения общеучебными умениями и обобщенными способами деятельности, предметными знаниями и умениями - от репродуктивного до творческого;

- возможность обеспечить определенную степень самостоятельности детей в учении – от постоянной помощи педагога до полной самостоятельности;

технология групповой деятельности (взаимообучение, обучение младших групп выпускниками старших групп, коллективное решение творческих проблем, обучение в разновозрастных группах и др.)

технологии контроля и самоконтроля (протяженный во времени процесс отслеживания личностного роста обучающихся, промежуточных и итоговых результатов освоения   ими программы, степень творческой активности и уровень творческих достижений).

  1. Для эффективности образовательного процесса используется сочетание

разнообразных организационных форм обучения, гибкое комбинирование традиционных и нетрадиционных теоретических и практических занятий в составе всей группы, подгруппами или индивидуально:

- объяснения, демонстрация шашечных партий и позиций, консультации, беседы  и др.;

- работа со специальной  литературой, работа в тетрадях, планирование и расчет практических окончаний, выстраивание алгоритмов действий для успешного ведения игры, самостоятельный анализ и обобщение учебных, нестандартных и конкурсных ситуаций  и др.;

- конкурсы решений и квалификационные турниры, поиск и исправление допущенных ошибок в разборе позиций и сыгранных партиях с применением специальной литературы, судейская практика, проверка правильности выполнения заданий у своих товарищей и др.;

- опрос, тестирование,  проведение соревнований  и др.

Подготовка шашиста может проходить только при условии постоянной практической отработки умений и навыков, когда учащийся применяет полученные знания в комплексе: от умений использовать полученные знания в любой игровой ситуации (в зависимости от  уровня освоения программы)  до умения организовать и провести  соревнование, проконсультировать другого спортсмена.

3)  Для более успешной организации учебно-воспитательного процесса широко используются различные методы и приёмы мотивации и стимулирования обучающихся:

социальные (ответственность, признание достоинства, создание ситуации взаимопомощи, информирование об обязательных результатах обучения, понимание социальной значимости деятельности (привлечение к судейству, к организации и проведению соревнований)  и др.);

познавательные (ориентация на разнообразие способов добывания знаний, выполнение творческих затруднений и др.);

эмоциональные (похвала, одобрение успеха, создание ситуации успеха, поощрение желания добиться признания, демонстрация достижений, стимулирующее оценивание, порицание и др.).

Отбор и структурирование содержания программы.

Организационно-методические указания по организации образовательного процесса

  • Содержание образовательной программы структурировано по следующим темам:

1) Исторический обзор

2) Азбука шашечной  игры

3) Элементарные приемы борьбы

4) Тактика в шашечной партии

5) Позиционная борьба

6) Теория начал

7) Квалификационные турниры

8) Конкурсы решения позиций

9) Выполнение контрольно-нормативных  требований.

   

        Образовательный процесс по программе «Русские шашки» целесообразно организовывать следующим образом:

  • При начальном обучении игры следует исходить из  совершенствования тактического

зрения, расчета, понимания позиции, техники игры в окончаниях. Серьезная подготовка имеет смысл только при создании этого прочного «фундамента» В группах начальной подготовки  (1 год обучения) главной задачей тренера-педагога является  акцентирование элементов комбинационной техники. Учащиеся должны решать комбинации, в основном, не передвигая шашек. Хорошо усвоить примеры устранения «мешающих» шашек противника, «доставки» недостающих шашек, подрыва слабых полей, использование «роздыха». В процессе совершенствования комбинационной техники следует обращать внимание учащихся на характерные финальные удары, механизмы комбинаций.

Наиболее полезные позиции необходимо  записывать в тетради. Для достаточной тренировки комбинационной техники у учеников, необходимо иметь картотеку комбинаций. Это позволит дать

каждому индивидуальное задание с необходимой нагрузкой. Ученики решают комбинации на тренировках в качестве «разминки». Но этой нагрузки не достаточно. Следует приучить их работать дома, давая для домашнего задания карточки-дубликаты или заставляя переписывать комбинации в тетрадь. Чтобы решение комбинаций не становилось однообразной и механической работой, необходимо чаще проводить конкурсы решения, предлагать учащимся самостоятельно отбирать наиболее красивые комбинации, что способствует формированию эстетического вкуса к игре. Хороший эффект дает самостоятельное составление учащимися несложных комбинаций в качестве домашнего задания.

                 В группах начальной подготовки теоретическим занятиям отводится не более 20% учебного времени. Главное внимание уделяется решению типовых комбинаций, практической игре, сеансам одновременной игры.

                Объяснение нового материала необходимо предварять еще за несколько занятий решением учебных позиций на предстоящую тему: перед учащимися ставится определенная задача, которую они должны решить, тем самым подготавливается их восприятие.

Изучение нового материала лучше всего демонстрировать на примерах из партий самих учащихся. Необходимо, также давать им учебные примеры для самостоятельного анализа и подводить их к самостоятельным обобщениям / иногда с помощью наводящих вопросов/.

Только наиболее сложные темы объясняет тренер-педагог.  

                 С первых занятий учащиеся должны иметь  отдельные тетради для  домашних заданий и записи партий. Сложнейшей проблемой уже на раннем этапе совершенствования шашиста является повышение надежности его игры. Проводить несложные комбинации учащиеся способны достаточно рано. Гораздо труднее дается им предупреждение комбинации соперника. В этом направлении следует предпринять ряд воспитательных и специальных мер, повышающих концентрацию внимания и усидчивость. Чтобы проверка возможных жертв, со стороны противника, стала привычной,  в процессе решения комбинаций, необходимо требовать анализа возможного решения  соперника. Можно применять сеансы одновременной игры с задачей «не попасть на комбинацию»,  проводить турниры с особым подсчетом очков - за пропущенную комбинацию очки  отнимаются, а за проведенную – начисляются дополнительные. Есть еще один метод  «Профилактика» (проверять наиболее уязвимые дамочные поля в своей позиции и определять,  какие шашки соперника способны туда попасть). Это позволяет предупреждать, по крайней мере, грубые просмотры.

При анализе партий важно не перегружать учащихся информацией, концентрируя внимание на двух-трех моментах. Анализ партии должен служить и тренировкой расчета. Для наглядности и лучшего запоминания, характерные ошибки следует фиксировать в тетради. Анализ партий – важнейшее средство совершенствования логического мышления учащихся Большое значение имеет рассмотрение практических окончаний. Им необходимо уделять много времени, чтобы учащиеся усвоили специфику планирования и расчета на этой стадии партии.

                 Важное  место в учебно-тренировочной работе занимают индивидуальные занятия.

         

Взаимодействие с другими программами, детскими объединениями,

социальными партнерами

              Образовательная программа по начальному обучению игры в «Русские шашки» является неотъемлемой частью дополнительного образования, в рамках которого активно взаимодействует с

дополнительной образовательной программой «Русские шашки» МБОУДО  ДДЮТ

- в программе «Каникулы»,

- в совместных традиционных досуговых и социально-значимых  мероприятиях.  

1.4.Ожидаемые результаты и способы их проверки

Компоненты результатов

Диагностические признаки

(примерный перечень ожидаемых результатов)

Освоение

содержания

учащимися

1 год обучения (группы начальной подготовки)

Обучающиеся должны иметь представление:

-о сильных и слабых шашках;

-о проведении соревнований по круговой системе.

Обучающиеся должны знать:

-правила игры в русские шашки;

-шашечную нотацию;

-основные права и обязанности участников турнира / соревнований/.

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться контрольными часами;

-использовать простейшие приемы выигрыша с помощью «Оппозиции»;

-использовать тактические приемы: «Ударные колонны», «Рогатка», «Мостик», «Свободный темп»;

-применять комбинации с пропуском соперника в дамки;  тактический прием подрыва дамочных полей;

-уметь записывать ходы.

Обучающиеся должны владеть:

-простейшими приемами выигрыша изолированных шашек;

-простейшими приемами самоограничения;

-простейшими приемами построения «Петли».

Овладение общеучебными умениями  

и обобщенными способами деятельности (ключевыми компетентностями)

1 год  обучения

Обучающийся должен  уметь:

-определять цель предстоящей деятельности с помощью педагога;

-проговаривать последовательность действий, высказывать свое предложение (версию);

-работать по предложенному плану;

-отличать верно выполненное задание от выполненного неверно;

- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятиях;

- слушать и понимать речь педагога;

- оформить собственную мысль через устную речь (на уровне нескольких предложений).

Устойчивость интереса учащихся

1 год  обучения

Обучающийся должен

-осознано участвовать в освоении программы (должен быть сформирован интерес

  к занятиям )

Обучающийся должен применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельной игры в шашки;

-самостоятельного восприятия игры других шашистов;

-ориентации в информационном мире шашек.

 

Творческая активность учащихся

1 год обучения

Обучающиеся должны участвовать

-в конкурсах решения шашечных позиций.

-в классификационных турнирах.

Обучающиеся должны

стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении заданий

Творческие

достижения

учащихся

1 учащийся должен выполнить 1 юношеский разряд

3 учащихся должны выполнить 2 юношеский разряд

Не менее 10 обучающихся должны выполнить норматив  3 юношеский разряд

Воспитатель-

       ные результаты

                                                               1 год обучения

Обучающиеся должны  присвоить себе  ценность:

-шашек как спортивного и  культурного явления;

Обучающиеся должны воспитать в себе такие качества как:

по отношению к себе: адекватная самооценка, трудолюбие, терпение и воля, самоконтроль;

по отношению к группе и её членам: нравственная позиция, конфликтность, отзывчивость (взаимовыручку и сопереживание), ответственность

Психолого-педагогический мониторинг образовательного процесса

Диагностика результативности

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

(критерии оценки)

Периодичность измерений, периодичность фиксации результатов

Диагностические процедуры, методики

Теоретические знания, предусмотренные программой

Соответствие теоретических знаний программным требованиям (ожидаемым результатам), осмысленность и правильность использования специальной терминологией.

зачет - ребенок освоил не менее 2/3 (75%) объема знаний, предусмотренных программой за конкретный период;

незачет – объем усвоенных знаний составляет менее чем  2/3.

Текущий (оперативный)

Опрос,

тестирование

Промежуточный  контроль

Итоговый контроль

(проводится  по завершению каждого года обучения)

Выполнение контрольных заданий

Практические умения, предусмотренные программой

Соответствие практических умений  программным требованиям (ожидаемым результатам)

зачет - ребенок овладел не менее 2/3 (75%) объема умений, предусмотренных программой за конкретный период;

незачет – объем усвоенных знаний составляет менее чем  2/3.

Текущий (оперативный)

Наблюдение,

Промежуточный  контроль

Выполнение контрольных заданий, сравнительный анализ

Итоговый контроль

Турниры, конкурсы решений шашечных позиций

Общеучебные умения и обобщенные способы деятельности (ключевые компетентности)

Соответствие общеучебных умений и обобщенных способов деятельности программным требованиям

(готовность и способность делать осознанный и ответственный  выбор, готовность и способность  решать проблемы; готовность и способность  к использованию информационных  ресурсов; готовность и способность оценивать результаты деятельности, отстаивать свою точку зрения)

0 уровень (недопустимый) – ребенок совершенно не владеет данным действием;

1 уровень (низкий) – ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении  данной деятельности, при демонстрации данных умений;

3 уровень (средний) – умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг, умения проявляются с достаточной полнотой;

4 уровень (высокий) – проявляет высокий уровень владения умениями и обобщенными способами деятельности, определенные программой

1 раз в год

Педагогическое наблюдение,

тестирование, сравнительный анализ,

конкурс решения шашечных позиций

Творческая активность

Участие в мероприятиях различного уровня и характера

Не участвовал

Участник

Победитель(дипломант, лауреат)

В течение года, согласно плану проводимых мероприятий

Анализ результатов участия в конкурсах решения шашечных позиций, квалификационных турнирах

Уровень творчества (креативности) при выполнении заданий

1 уровень (начальный, элементарный уровень развития креативности) – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие  практические задания педагога;

2 уровень (репродуктивный уровень) – ребенок в основном выполняет задания на основе образца, по аналогии;

3 уровень (творческий уровень) – выполняет творческие практические задания (с большой выраженностью творчества).

1 раз в год

Наблюдение,

сравнительный анализ,

конкурсы решений шашечных позиций

Творческие достижения

Достижение  высоких результатов

зачет – обучающийся сдал установленный для данного периода обучения квалификационный норматив;

не зачет – обучающийся не сдал установленный для данного периода обучения квалификационный норматив (кроме 1 года обучения).

1 раз в год

Анализ результатов участия в квалификационных турнирах

Диагностика интересов

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

(критерии оценки)

Периодичсть измерений, периодичность фиксации результатов

Диагностические процедуры, методики

Осознанность участия ребенка в освоении образователь-ной программы.

Мотивация посещения занятий

1 уровень (низкий) – ребенок посещает занятия под давлением взрослых (родителей или педагога) или друзей; возможно, имеются беспричинные  пропуски занятий;

2 уровень (средний) – у ребенка сформирован интерес к занятиям, возможно, имеется незначительное  количество беспричинных  пропусков занятий;

3 уровень (высокий)- у ребенка сформирован устойчивый интерес к занятиям, отсутствуют беспричинные  пропуски занятий.

2 раза в год

Собеседование,

анализ журнала посещаемости занятий

Устойчивость интереса

Способность и готовность применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

0 уровень (недопустимый) – ребенок совершенно не проявляет диагностические признаки;

1 уровень (низкий) – ребенок редко (эпизодически) применяет приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

3 уровень (средний) – ребенок применяет приобретенные знания и умения в одном направлении практической деятельности, повседневной жизни;

4 уровень (высокий) – ребенок активно применяет приобретенные знания и умения в различных проявлениях практической деятельности и повседневной жизни.

1 раз в год

Собеседование с обучающимися и родителями

Диагностика личностного и  психического развития

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

                (критерии оценки)

Периодичность измерений, периодичность фиксации результатов

Диагностические процедуры, методики

Трудолюбие,  усидчивость и воля

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности, способность активно побуждать себя к практическим действиям

1 уровень - терпения хватает менее чем на ½ занятия (дела), волевые усилия ребенка побуждаются из вне;

2 уровень - терпения хватает более чем на ½ занятия (дела), волевые усилия  побуждаются иногда им самим;

3 уровень - терпения хватает  на все  занятие (дело), волевые усилия побуждаются только им самим

2 раза в год

          Наблюдение

Ответственность

Умение адекватно воспринимать поручения, общие дела как свои собственные

1 уровень – избегает поручений, участия в общих делах;

2 уровень –  выполняет поручения при побуждении из вне;

3 уровень – инициативен в общих делах, ответственен и дисциплинирован при выполнении поручений

2 раза в год

           Наблюдение

Нравственная позиция, конфликтность, отзывчивость

Способность использовать нравственные убеждения

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

 1 уровень – легко возникают отрицательные эмоции; мнения других часто не учитывает; периодически провоцирует конфликты

2 уровень – теряется в ситуации свободного выбора, предпочитает действовать по указанию из вне; конфликты сам не провоцирует, старается их избежать;

3 уровень – активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения, может принять ответственность за свое решение, преобладают положительные эмоции; пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты, отзывчив к чужим проблемам

2 раза в год

Наблюдение

 

Оперативный контроль осуществляется в процессе всего образовательного процесса для выявления затруднений, для оперативного изменения хода учебно-воспитательного процесса.

Ежегодный итоговый контроль проводится в виде выполнения нормативов определенного разряда. Обязательным условием перехода из одной группы в другую является – выполнение не менее 75% нормативных требований по окончании очередного учебного года.

       


УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В с е г о

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Исторический обзор

1

 1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

  -

    1

2

Азбука шашечной

игры

1

1

2

-

-

-

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

3

3

Элементарные

приемы борьбы

1

-

1

-

1

1

-

1

1

-

1

 1

1

1

2

-

2

2

-

-

-

-

1

1

-

-

-

2

7

9

4

Тактика в шашечной партии

-

-

-

1

1

2

-

2

2

-

2

 2

-

1

1

-

2

2

-

2

2

-

1

1

-

-

-

1

11

12

5

Позиционная борьба

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

2

-

-

-

-

-

-

1

1

2

6

Теория  начал

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

2

-

-

-

1

1

2

7

Квалификационные       турниры

Проводятся в каникулярное время по отдельному графику

8

Конкурсы решения позиций

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

2

2

9

Выполнение контрольно-нормативных       требований    

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

-

    2

     2

  В с е г о

3

1

4

1

2

3

-

3

3

1

3

4

1

2

3

-

4

4

1

3

4

1

3

4

  -

4

4

8

    25

33


3. СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема  1 «Исторический обзор»

Теория.

Из истории возникновения шашечной игры. Появление шашек на Руси. Первая книга  о шашках на русском языке: «Руководство к основательному познанию шашечной игры,  или искусство обыгрывать всех в простые шашки» /1827 г., А.Д.Петров/.

Тема 2 «Азбука шашечной игры»

Теория.

Шашечная доска. Шашки. Ходы шашек и дамок. Взятие. Цель игры. Выигрыш партии. Ничейные окончания. Наименование диагоналей шашечной доски. Шашечная нотация и запись партии. Неправильности при ведении партии. Виды и характер соревнований. Системы проведения соревнований. Права и обязанности участников соревнований. Контрольные часы и пользование ими. Время на обдумывание ходов. Учет результатов партии, микроматча. Результаты соревнований. Соревнования по круговой системе. Жеребьевка.

Практика.

Ходы шашек и дамок. Взятие. Ничейные окончания. Неправильности при ведении партии.

Тема 3 «Элементарные приемы борьбы»

Теория.

Оппозиция. Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции. Оппозиция  в элементарных  дамочных  окончаниях. Часто встречающиеся виды оппозиций. Рожон. Размен  и темп. Окончания: четыре дамки против одной.

Практика.

Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции. Оппозиция  в  элементарных  дамочных  окончаниях. Окончания: четыре дамки против одной.

Тема 4 «Тактика в шашечной партии»

Теория.

Понятие о комбинации. Однотипные тактические приемы. Типовые комбинации с        использованием колонок. Комбинация «Рогатка». Тактический прием   «Мостик». Комбинации с проходом в дамки, с созданием решета в позиции  соперника.  «Свободный темп». Комбинации, связанные с пропуском соперника в  дамки. Типовые удары с проходом на преддамочное поле. Тактические  приемы подрыва дамочных полей. Одно и двух ходовые комбинации.

 Самоограничение  в русских шашках. «Петля», «Переплет в русских шашках. Простейшие позиционные приемы выигрыша шашки. Тактические приемы выигрыша изолированных шашек

Практика.

Комбинация «Рогатка». Тактический прием   «Мостик». Комбинации с проходом в дамки, с созданием решета в позиции  соперника. Комбинации, связанные с пропуском соперника в  дамки. Типовые удары с проходом на преддамочное поле. Тактические  приемы подрыва дамочных полей. Одно и двух ходовые комбинации. «Петля», «Переплет в русских шашках. «Самоограничение». Простейшие позиционные приемы выигрыша шашки. Тактические приемы выигрыша изолированных шашек.

Тема 5 «Позиционная борьба»

Теория.

Центр и его значение. Сильные и слабые шашки. Упор и его значение. Угроза. Борьба дамок и простых.

Практика.

Отработка комбинаций.

Тема 6 «Теория начал»

Теория.

Понятие о дебюте. Дебюты после 1.c3-d4… . Другие начала.  Короткие партии. Дебютные ловушки.

Практика.

Короткие партии. Дебютные ловушки.

Тема 7 «Классификационные турниры»

Теория.

 Понятие о «классификационных турнирах».

Практика.

Участие детей в классификационных турнирах. Анализ участия. 

Тема 8 «Конкурсы решения шашечных позиций»

Теория.

Правила участия в конкурсах решений шашечных позиций.

Практика.

Участие детей в конкурсах решений шашечных позиций.

Тема 9 «Выполнение контрольно-нормативных требований» 

Практика.

Выполнение контрольно-нормативных требований

Тематическое планирование

3 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Исторический обзор

1

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

2

Из истории возникновения шашечной игры.

1

3

Появление шашек на Руси.

1

4

Первая книга  о шашках.

1

5

Азбука шашечной

игры

1

6

Шашечная доска. Шашки

1

7

Ходы шашек и дамок.

1

8

Взятие. Цель игры.

1

9

Выигрыш партии. Ничейные окончания.

1

10

Элементарные

приемы борьбы

1

11

Оппозиция. Простейшие приемы выигрыша с помощью оппозиции.

1

12

Оппозиция  в элементарных  дамочных  окончаниях.

1

13

Часто встречающиеся виды оппозиций.

1

14

Тактика в шашечной партии

1

15

 Понятие о комбинации.

1

16

Однотипные тактические приемы

1

17

Типовые комбинации с        использованием колонок.

1

18

Комбинация «Рогатка».

1

19

Позиционная борьба

1

20

Центр и его значение.

1

21

Сильные и слабые шашки.

1

22

Упор и его значение. Угроза.

1

23

Борьба дамок и простых.

1

24

Теория  начал

1

25

Понятие о дебюте.

1

26

Дебюты после 1.c3-d4… .

1

27

Другие начала.  Короткие партии.

1

28

Дебютные ловушки.

1

30

Квалификационные       турниры

1

31

Понятие о «классификационных турнирах».

1

32

Конкурсы решения позиций

1

33

Участие детей в конкурсах решений шашечных позиций.

1

34

Выполнение контрольно-нормативных       требований    

1

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Кадровое обеспечение

        Реализацию данной образовательной программы могут осуществлять тренеры-педагоги, уровень специальной подготовки которых должен быть не ниже второго спортивного разряда по русским шашкам.

        Для проведения психологического сопровождения, исследований необходимо привлекать  педагога-психолога.

4.2. Материальные средства обучения (материально-техническое обеспечение)

      1. Учебный класс с наличием не менее 25 посадочных мест / столы, стулья /.

      2. Освещение соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

      3. Комплекты шашек / не менее 25 /.

      4. Шахматно-шашечные часы - 8 штук

      5. Демонстрационная доска с магнитными шашками.

      6. Дидактический / раздаточный / материал.

      7. Бланки для записи партий.

     8.Турнирные таблицы и протоколы.

4.3. Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплект)

Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплект, который постоянно пополняется. УМК имеет следующие разделы:

  • Методические пособия для педагог

1. Адамович В., Меринс Э., Лаже Л.  Методическое пособие /комбинации/. – Рига, 1988.

2. Герцензон Б.М. Для тех, кто в шашки не играет. – М; ФиС,1975.

3. Головня И.А. Дебютные ловушки и комбинации в русских шашках. – Киев, 1983.

4. Косиневский А.А.,  Простейшие приемы шашечной борьбы в дамочных

    окончаниях. – Тольятти, ДДЮТ, 2016

 5. Косиневский А.А.,Учимся играть в шашки – Тольятти, ДДЮТ, 2017.                                              

 6. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М; ФиС.1982.

 7. Соминский С.С. Комбинационные идеи в русских шашках. – М; ФиС, 1979.

 8. Шашечный кодекс России. – Тихвин, 2003.

  • Учебные пособия для обучающихся

 1.  Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. – М; Детская литература,1992.

 2.  Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев; Здоровья. 1985.

 3.  Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех.. М; ФиС, 1983.

 4.  Герцензон Б.М., Напреенков А.А., Филиппов К.С. О шашках – с шуткой и всерьез. –

      Ростов-на-Дону, 1991.

 5.  Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М; ФиС. 1990.

 6.  Злобинский  А.Д. Комбинации в русских шашках. – Киев, 1985.

 7.  Петрова Л.В. Шаг за шагом братцы, решаем комбинации. – С.-Петербург, 2000.

 8.  Петрова Л.В. О дебютных промашках в русских шашках. – С.-Петербург, 2001.

 9.  Погрибной В.К. Шашки: сборник комбинаций. – Ростов-на-Дону; Феникс,2007.

10. Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций. – М; Фис, 1987.

11. Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций 2-е изд.. М.:/Русский шахматный дом, 2015.

11. Черток Ю.В. Любителю шашек. – Уфа. 1988.

12. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. Зайкины  шашки. – С.-Петербург, Литера, 2001.

                     

  • Дидактические материалы

Программа укомплектована дидактическими материалами:

-наглядные пособия: таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы;

-раздаточный материал: карточки с заданиями, подшивки газет.    

                                 1. Шашечные позиции для работы с учащимися / дидактический

                                                         

-медиасредства: компьютерные шашечные программы:

                                 1. Чепурнов С., Шашки для начинающих. -2003-2004 /версия 1.2.0.1/

                                 2. Камынин В., Шевченко А. Тундра. – 2002-2005./ версия 2.3 /

                           

                                 

-диагностический инструментарий (тексты контрольных работ, контрольно-переводные  

                                  нормативы, опросники, тесты, протоколы и др.)

-перспективный план работы педагога;

-методические рекомендации, указания по реализации программы, конспекты занятий;

-инструкции по технике безопасности.

4.4. Контрольно – нормативные требования

(Единая Всероссийская спортивная классификация.

(Утверждена совместным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Олимпийского комитета России в 2010 году)).

Для получения спортивных разрядов необходимо выполнить квалификационные нормы в соответствии со следующей таблицей

                                Спортивный разряд КМС присваивается с 10 лет

               

№ п/п

Соперники в спортивном соревновании

Разрядный коэффициент

Очки  (в % от числа встреч)

Спортивные разряды

Юношеские спортивные разряды

КМС

I

II

III

I

II

III

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

ГР

-2

20

5

 

 

 

 

 

МС

-1

35

20

5

 

 

 

 

КМС

0

50

35

20

5

5

 

 

I сп. разряд

1

65

50

35

20

20

5

 

II сп. разряд

2

80

65

50

35

35

20

5

III сп. разряд или        I юн. сп. разряд

3

95

80

65

50

50

35

20

Мужчины, женщины без сп.  разряда или II юн. сп. разряд

4

 

95

80

65

65

50

35

III юн. сп. разряд

5

 

 

95

80

80

65

50

Юноши  и девушки без сп. разряда

6

 

 

 

95

95

75

60

Пустая клетка в таблице означает, что таких  соперников в турнире не должно быть, а если они есть, результаты встреч с ними не учитываются. При подсчёте нормы в турнире смешанного состава (мужчины и женщины) суммируются проценты из таблицы, соответствующие каждому из соперников, и полученная сумма делится на количество сыгранных с ними партий.

Необходимый коэффициент турнира

1

2

3

4

4

5

6


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

5.1. Нормативно-правовая литература

1) Концепция компетентностно - ориентированного образования в

    Самарской области, постановление Правительства Самарской области №24 от 19. 05.2004

2) Концепция модернизации дополнительного образования РФ на период до 2010 года

5.2. Нормативно-управленческая (программно-методическая) литература

1) Ермолаева Т. И. Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного

     образования детей, - Самара, 2004

 2) Шашечный кодекс России. – Тихвин, 2003.

 3) Единая Всероссийская спортивная классификация на 2010-2015 гг. (Утверждена совместным

     постановлением Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре,  

     спорту и туризму и Олимпийского комитета России в 2010 году).

5.3. Литература по педагогике и психологии

1) Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и

     эффективного управления учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных

     технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

2) Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия

     «Энциклопедия образовательных технологий»)

3)  Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов: в 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд.

     Центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое

     исследование с элементами математической статистики.

5.4. Литература по предмету и методологическая литература

1) Адамович Э. Меринс Л. Комбинации: Методическое пособие. – Рига, 1988

2) Белоусов В., Шац., Курс шашечных лекций. – Челябинск, 1993

3) Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев, 1985

4) Голосуев В.М. Играйте в шашки! – Санкт-Петербург, Лениздат, 1983

5) Городецкий В.Б. Книга о шашках. – Детская литература. – М., - 1984

6) Петрова Л.В. Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации. – Санкт-Петербург, 2000

7) Петрова Л.В. О дебютных промашках в русских шашках. – С.-Петербург, 2001.

8) Цукерник М.В. Антология шашечных комбинаций. – М., 1997

9) Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций 2-е изд.. М.:/Русский шахматный дом, 2015

10) Чертюк Ю.В. Любителю шашек. – Башкириздат. – Уфа, 1998

11) Подгрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. –Ростов на Дону, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа спортивно - оздоровительному направлению. Обучение детей здоровому образу жизни....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Шашки, 1 класс

Разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....

Внеурочная деятельность"шашки - это интересно"

Программа обучения игре в шашки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)      Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ...

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности. "Волшебный пластилин"

Общеобразовательная программа внеурочной деятельтности. "Волшеюный пластилин". (начальная школа)...

Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...