Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Кизима Надежда Павловна

Программа спортивно - оздоровительному направлению. Обучение детей здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Школа здоровья"226 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 5

ГОРОДСКОГО ОКРУГА  ТОЛЬЯТТИ

«Рекомендовано»

Руководитель МО

__________Балдазер Н.И.

Протокол    № ___

от «____»________2014 г.

«Согласовано»

Замдиректора по УВР __________Климова Л.Д.

«____»________    2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБУ школы №5

 ___________Т.Ф. Шкатова

 «_____»___________2014г.

Учебно – методический комплекс

 Внеурочная деятельность

«Школа здоровья»

                                                                           

                                                                                Учитель физической культуры

                                                Кизима Н.П.

2014-2015 учебный год

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ   от 6.10.2009 № 373, программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программой духовно – нравственного развития  обучающихся МБУ школы № 5, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с примернойрабочей программой по внеурочной деятельности

Программа рассчитана: 1 класс - 66 часов (2 часа в неделю), 3 класс - 68  часов в год (2 часа в неделю), 4 класс - 68  часов в год (2 часа в неделю).

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Место курса в учебном плане

Предмет изучается в первом классе начальной школы в объеме  (66 ч, 2 часа в неделю), во 2 – 4 классах – 68 ч (2 часа в неделю) во внеурочное время.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание

Типы занятий

Пед.технологии

Формы работы

игра

практикум

Интерактивные, игровые;проектная технология;

проблемное обучение;технология продуктивного наблюдения, размышления, рассуждения и обсуждения;  технология оценивания образовательных достижений

индивидуальная

групповая

группы с переменным составом

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.

Курс содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся  младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

В ходе изучения курса младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

Методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.
  2. Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.ОбуховаН.А.ЛемяскинаО.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.
  4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005
  5. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
  6. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
  7. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
  8. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
  9. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  10. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

             11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

13. ГостюшинА.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

14. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

15. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

16. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

17. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб. 1995.

18. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб. 1997

19. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб.1999.

20. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

21. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

22. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

23. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

25. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

26. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

Тематическое планирование

       1 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол – во

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Советы доктора воды.

1

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Глаза – главные помощники человека.

1

4

Чтобы уши слышали.

1

5

Почему болят зубы.

1

6

Чтобы зубы были здоровыми.

1

7

Как сохранить улыбку красивой.

1

8

Зачем человеку кожа.

1

9

Если кожа повреждена.

1

10

«Рабочие инструменты» человека (руки, ноги).

1

11

Надежная защита организма

12

Питание- необходимое условие для жизни человека.

1

13

Разговор о правильном питании.

1

14

Самые полезные продукты.

1

15

Как правильно есть (гигиена питания).

1

16

Удивительные превращения пирожка.

1

17

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

18

Сон- лучшее лекарство.

1

19

В школе.

1

20

После школы.

1

21

Поведение в школе.

1

22

Я - ученик.

1

23

Курение.

24

Алкоголь.

25-26

Скелет - наша опора.

2

27-28

Осанка – стройная спина.

2

29-30

Упражнения для формирования правильной осанки.

2

31

Обтирание.

1

32

Обливание.

1

33

Причина и признаки болезней. Как здоровье?

1

34

Как организм помогает себе сам.

1

35-36

Здоровый образ жизни.

2

37

Какие врачи нас лечат.

1

38-39

Инфекционные болезни.

2

40-41

Прививки от болезней.

2

42

Домашняя аптечка.

1

43-44

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

2

45-46

Правила безопасного поведения на воде.

2

47-48

Правила обращения с огнём. Чем опасен электрический ток. Травмы.

2

49-50

Чем опасен электрический ток.

2

51-52

Травмы.

2

53-54

Отравление ядовитыми веществами.

2

55-56

Отравление угарным газом.

2

57-58

Как помочь себе при тепловом ударе.

2

59-60

Как уберечься от мороза.

2

61-62

Растяжение связок и вывих костей.

2

63-64

Переломы.

2

65-66

Если ты ушибся или порезался.

2

67-68

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

2

Тематическое планирование

3 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол – во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Чего надо бояться

1

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

2

 Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

3-4

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

5

Учимся думать.

1

6

Спеши делать добро.

1

7

Почему мы говорим неправду. 

1

8

Поможет ли нам обман?

1

9-10

«Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках.

2

11-12

Надо ли сдерживать себя

2

13

Все ли желания выполнимы?

1

14

Как воспитывать в себе сдержанность.

1

15

Почему мы не слушаем родителей?

1

16

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

17-18

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

2

19

Надо ли сдерживать себя.  

1

20

Как воспитывать в себе сдержанность.

1

21-22

Все ли желания выполнимы?

2

23

Вредные привычки.

1

24

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

1

25-26

Как отучить себя от вредных привычек.

2

28

Сервировка стола.

1

29

Разговор о правильном питании

1

30

Где найти витамины весной?

1

31

Полдник.

1

32

Время есть булочки.

1

33

Пора ужинать.

1

34

На вкус и цвет товарищей нет.

1

35-36

Если хочется пить…

2

37-38

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

2

40

Как вести себя в транспорте

1

41

Как вести себя на улице

1

42-44

Как вести себя в театре, кино, школе.

3

45

«Нехорошие слова». Недобрые слова  

1

46

Умеем ли мы вежливо общаться.

1

47

Что делать, если не хочется в школу 

1

48

Помоги себе сам.

1

49-50

Чем заняться после школы.

2

51-52

Умей организовать свой досуг.

2

53

Как выбрать друзей.

1

54

Что такое дружба.

1

55

Как помочь родителям.  

1

56

Как доставить родителям радость?

1

57-58

Как помочь больным и беспомощным 

2

59-60

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

2

61-62

Путешествие в страну здоровья.

2

63-64

Огонёк здоровья.

2

65-66

Если ты ушибся или порезался

2

67-68

Первая помощь при укусах насекомых

2

Тематическое планирование

4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1-2

Что такое здоровье?

2

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

3-4

Что такое эмоции?

2

5-6

Чувства и поступки

2

7-8

Стресс

2

9-10

Учимся думать и действовать

2

11-12

Учимся находить причину и последствия событий

2

13-14

Умей выбирать

2

15-16

Принимаю решение

2

17-18

Я отвечаю за свои решения

2

19-20

Что мы знаем о курении

2

21-22

Зависимость

2

23-24

Умей сказать НЕТ

2

25-26

Как сказать НЕТ

2

27-28

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

2

29-30

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

2

31-32

Волевое поведение

2

33-34

Алкоголь

2

35-36

Алкоголь – ошибка

2

37-38

Алкоголь – сделай выбор

2

39-40

Наркотик

2

41-42

Наркотик – тренинг безопасного поведения

2

43-44

Мальчишки и девчонки

2

45-46

Моя семья

2

47-48

Дружба

2

49-50

День здоровья

2

51-52

Умеем ли мы правильно питаться?

2

53-54

Я выбираю кашу

2

55-56

Чистота и здоровье

2

57-58

Откуда берутся грязнули?

2

59-60

Чистота и порядок

2

61-62

Будем делать хорошо и не будем плохо

2

63-64

КВН «Наше здоровье»

2

65-66

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

2

67-68

Будьте здоровы!

2

                                                                                                                                                   

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Русские шашки".

Программа расчитана на первый год обучения игре в русские шашки (3 класс)....

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности. "Волшебный пластилин"

Общеобразовательная программа внеурочной деятельтности. "Волшеюный пластилин". (начальная школа)...

Дополнительная общеобразовательная программа «По стране Здорового питания » (1-4 классы)

Дополнительная программа по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни \воспитанников, обучающихся «По стране Здорового питания » Программа способствует воспитан...

Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Спортивные игры 1-4 класс

Основная задача программы - укрепление здоровья, развитие координационных качеств, в процессе овладения физической культурой. Она решается педагогом на основе изучения каждого занимающегося, прогнозир...

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Спортивные игры 1-4 класс

Основная задача программы - укрепление здоровья, развитие координационных качеств, в процессе овладения физической культурой. Она решается педагогом на основе изучения каждого занимающегося, прогнозир...