Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Школа здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа спортивно - оздоровительному направлению. Обучение детей здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Рекомендовано» Руководитель МО __________Балдазер Н.И. Протокол № ___ от «____»________2014 г. | «Согласовано» Замдиректора по УВР __________Климова Л.Д. «____»________ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБУ школы №5 ___________Т.Ф. Шкатова «_____»___________2014г. |
Учебно – методический комплекс
Внеурочная деятельность
«Школа здоровья»
Учитель физической культуры
Кизима Н.П.
2014-2015 учебный год
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373, программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программой духовно – нравственного развития обучающихся МБУ школы № 5, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с примернойрабочей программой по внеурочной деятельности
Программа рассчитана: 1 класс - 66 часов (2 часа в неделю), 3 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю), 4 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Место курса в учебном плане
Предмет изучается в первом классе начальной школы в объеме (66 ч, 2 часа в неделю), во 2 – 4 классах – 68 ч (2 часа в неделю) во внеурочное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание
Типы занятий | Пед.технологии | Формы работы |
игра практикум | Интерактивные, игровые;проектная технология; проблемное обучение;технология продуктивного наблюдения, размышления, рассуждения и обсуждения; технология оценивания образовательных достижений | индивидуальная групповая группы с переменным составом |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.
Курс содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
В ходе изучения курса младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.
- Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.ОбуховаН.А.ЛемяскинаО.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005
- Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
- Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
- Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
13. ГостюшинА.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
14. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
15. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
16. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
17. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб. 1995.
18. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб. 1997
19. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб.1999.
20. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
21. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
22. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
23. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
25. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
26. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
Тематическое планирование
1 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Советы доктора воды. | 1 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
4 | Чтобы уши слышали. | 1 | |
5 | Почему болят зубы. | 1 | |
6 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | |
7 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | |
8 | Зачем человеку кожа. | 1 | |
9 | Если кожа повреждена. | 1 | |
10 | «Рабочие инструменты» человека (руки, ноги). | 1 | |
11 | Надежная защита организма | ||
12 | Питание- необходимое условие для жизни человека. | 1 | |
13 | Разговор о правильном питании. | 1 | |
14 | Самые полезные продукты. | 1 | |
15 | Как правильно есть (гигиена питания). | 1 | |
16 | Удивительные превращения пирожка. | 1 | |
17 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 1 | |
18 | Сон- лучшее лекарство. | 1 | |
19 | В школе. | 1 | |
20 | После школы. | 1 | |
21 | Поведение в школе. | 1 | |
22 | Я - ученик. | 1 | |
23 | Курение. | ||
24 | Алкоголь. | ||
25-26 | Скелет - наша опора. | 2 | |
27-28 | Осанка – стройная спина. | 2 | |
29-30 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 2 | |
31 | Обтирание. | 1 | |
32 | Обливание. | 1 | |
33 | Причина и признаки болезней. Как здоровье? | 1 | |
34 | Как организм помогает себе сам. | 1 | |
35-36 | Здоровый образ жизни. | 2 | |
37 | Какие врачи нас лечат. | 1 | |
38-39 | Инфекционные болезни. | 2 | |
40-41 | Прививки от болезней. | 2 | |
42 | Домашняя аптечка. | 1 | |
43-44 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 2 | |
45-46 | Правила безопасного поведения на воде. | 2 | |
47-48 | Правила обращения с огнём. Чем опасен электрический ток. Травмы. | 2 | |
49-50 | Чем опасен электрический ток. | 2 | |
51-52 | Травмы. | 2 | |
53-54 | Отравление ядовитыми веществами. | 2 | |
55-56 | Отравление угарным газом. | 2 | |
57-58 | Как помочь себе при тепловом ударе. | 2 | |
59-60 | Как уберечься от мороза. | 2 | |
61-62 | Растяжение связок и вывих костей. | 2 | |
63-64 | Переломы. | 2 | |
65-66 | Если ты ушибся или порезался. | 2 | |
67-68 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | 2 |
Тематическое планирование
3 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Чего надо бояться | 1 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
2 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | 1 | |
3-4 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | |
5 | Учимся думать. | 1 | |
6 | Спеши делать добро. | 1 | |
7 | Почему мы говорим неправду. | 1 | |
8 | Поможет ли нам обман? | 1 | |
9-10 | «Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках. | 2 | |
11-12 | Надо ли сдерживать себя | 2 | |
13 | Все ли желания выполнимы? | 1 | |
14 | Как воспитывать в себе сдержанность. | 1 | |
15 | Почему мы не слушаем родителей? | 1 | |
16 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 | |
17-18 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 2 | |
19 | Надо ли сдерживать себя. | 1 | |
20 | Как воспитывать в себе сдержанность. | 1 | |
21-22 | Все ли желания выполнимы? | 2 | |
23 | Вредные привычки. | 1 | |
24 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 1 | |
25-26 | Как отучить себя от вредных привычек. | 2 | |
28 | Сервировка стола. | 1 | |
29 | Разговор о правильном питании | 1 | |
30 | Где найти витамины весной? | 1 | |
31 | Полдник. | 1 | |
32 | Время есть булочки. | 1 | |
33 | Пора ужинать. | 1 | |
34 | На вкус и цвет товарищей нет. | 1 | |
35-36 | Если хочется пить… | 2 | |
37-38 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 2 | |
40 | Как вести себя в транспорте | 1 | |
41 | Как вести себя на улице | 1 | |
42-44 | Как вести себя в театре, кино, школе. | 3 | |
45 | «Нехорошие слова». Недобрые слова | 1 | |
46 | Умеем ли мы вежливо общаться. | 1 | |
47 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | |
48 | Помоги себе сам. | 1 | |
49-50 | Чем заняться после школы. | 2 | |
51-52 | Умей организовать свой досуг. | 2 | |
53 | Как выбрать друзей. | 1 | |
54 | Что такое дружба. | 1 | |
55 | Как помочь родителям. | 1 | |
56 | Как доставить родителям радость? | 1 | |
57-58 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | |
59-60 | Культура здорового образа жизни (урок-соревнование). | 2 | |
61-62 | Путешествие в страну здоровья. | 2 | |
63-64 | Огонёк здоровья. | 2 | |
65-66 | Если ты ушибся или порезался | 2 | |
67-68 | Первая помощь при укусах насекомых | 2 |
Тематическое планирование
4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1-2 | Что такое здоровье? | 2 | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
3-4 | Что такое эмоции? | 2 | |
5-6 | Чувства и поступки | 2 | |
7-8 | Стресс | 2 | |
9-10 | Учимся думать и действовать | 2 | |
11-12 | Учимся находить причину и последствия событий | 2 | |
13-14 | Умей выбирать | 2 | |
15-16 | Принимаю решение | 2 | |
17-18 | Я отвечаю за свои решения | 2 | |
19-20 | Что мы знаем о курении | 2 | |
21-22 | Зависимость | 2 | |
23-24 | Умей сказать НЕТ | 2 | |
25-26 | Как сказать НЕТ | 2 | |
27-28 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 2 | |
29-30 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 2 | |
31-32 | Волевое поведение | 2 | |
33-34 | Алкоголь | 2 | |
35-36 | Алкоголь – ошибка | 2 | |
37-38 | Алкоголь – сделай выбор | 2 | |
39-40 | Наркотик | 2 | |
41-42 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 2 | |
43-44 | Мальчишки и девчонки | 2 | |
45-46 | Моя семья | 2 | |
47-48 | Дружба | 2 | |
49-50 | День здоровья | 2 | |
51-52 | Умеем ли мы правильно питаться? | 2 | |
53-54 | Я выбираю кашу | 2 | |
55-56 | Чистота и здоровье | 2 | |
57-58 | Откуда берутся грязнули? | 2 | |
59-60 | Чистота и порядок | 2 | |
61-62 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 2 | |
63-64 | КВН «Наше здоровье» | 2 | |
65-66 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 2 | |
67-68 | Будьте здоровы! | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-453056-1425574520.jpg)
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Русские шашки".
Программа расчитана на первый год обучения игре в русские шашки (3 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1255386-1612729395.jpg)
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности. "Волшебный пластилин"
Общеобразовательная программа внеурочной деятельтности. "Волшеюный пластилин". (начальная школа)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-434098-1397328608.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-325233-1383124915.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «По стране Здорового питания » (1-4 классы)
Дополнительная программа по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни \воспитанников, обучающихся «По стране Здорового питания » Программа способствует воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-451848-1646906014.jpg)
Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-434098-1397328608.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....