Уроки толерантности: "В дружбе - наша сила!"
методическая разработка (3 класс) по теме

Смирнова Мария Викторовна

Конспект  занятия по воспитанию толерантных отношений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_druzhbe_sila.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

воспитание толерантных отношений между воспитанниками

 

Задачи:

1. Образовательные – формирование представлений детей о дружбе, о решающей роли ее в жизни детей, о  настоящей дружбе.

2. Воспитательные – воспитание толерантных отношений между воспитанниками,  чувства ответственности, доброжелательности, уважения   друг к другу.

3. Развивающие – развитие навыков сотрудничества друг с другом.

Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (составление пословиц, формулирование правил дружбы).

Методы:

По источнику получения знаний

  •         словесные
  •         наглядные
  •         практические

По уровню включения  воспитанников  в продуктивную деятельность

  • объяснительно-иллюстративны

Оборудование:  интерактивная доска, ноутбук, карточки для индивидуального задания,  презентация дом Дружбы, буквы, магнитная доска, магниты, аудиозапись «бой часов», солнце, лучи в виде ладошек.

Ход занятия:.

  1. Вступительное слово воспитателя.

Психологический настрой  (под тихую музыку)

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну, но мы должны немного потрудится - построить дом. И это будет не просто дом, а мирный дом-«Дом дружбы».

II. Основной этап:

Воспитатель: - Сегодня вы будете бригадой строителей.

Воспитатель: - Многие из вас наверняка видели, как строятся дома.

Воспитатель: - А теперь скажите, какие материалы нужны для постройки дома?

Воспитатель: С чего начинают строить дом?

Воспитатель: - В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе всё здание. Давайте заложим фундамент.

Игра "Слово рассыпалось":  А сделать это мы с вами сможем, разгадав слово которое рассыпалось у вас на столе. Вам надо из этих букв составить слово.

(Итог: игры "Слово рассыпалось".При правильном подборе деталей на каменном основании складывается слово "ДРУЖБА")

Воспитатель: - Итак, фундаментом нашего дома стала  дружба (переворачиваем картинку с фундаментом  и  читаем - дружба)

II. Работа над понятием «дружба».

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Как вы считаете, что такое дружба?

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. (Ответы детей)

С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем историю возникновения слов «дружба», «друг»:

(Историю возникновения слова могут рассказать дети)

Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

Стихотворение «Кто в дружбу верит горячо»

«Кто в дружбу верит горячо,

                                          Кто рядом чувствует плечо,

                                          Тот никогда не упадёт,

                                          В любой беде не пропадёт,

                                          А если и споткнётся вдруг,

                                          То встать ему поможет друг!

                                          Всегда в беде надёжный друг

                                          Ему протянет руку.

Воспитатель:   А вы - дружные ребята? (да)  А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга).

 А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

А с чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) Как много вы знаете о дружбе, молодцы.

Воспитатель: Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, взглядов.

- Подумайте, а в чём отличие понятий «друг», «приятель», «знакомый». (Мнения детей).

Друг – это тот, с кем хорошо, кто разделит нашу беду и порадуется вместе с нами, от кого мы не ждём подвоха, предательства.

Знакомый – это человек, с которым мы можем часто встречаться в школе, во дворе, но мы можем даже не знать его имени. Мы можем запросто обращаться  к этому человеку, но такие отношения не скреплены никакими обязательствами.

Приятель – с этим человеком мы проводим больше времени, чем со знакомым, но с ним у нас нет общности взглядов, интересов, вкусов и привычек, близкий знакомый.

Товарищ - человек близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности.

- Как вы думаете, каковы причины ссор между друзьями?

(Ответы учащихся).

- А кто виноват, когда происходит ссора?

- Л.Н. Толстой считал, что «когда ссорятся, оба виноваты», так что смело подходи мириться, а лучше вообще не ссориться. Если хочешь сохранить дружбу, помни, что это большая ответственность, своего рода испытание. Дружба – это великий талант, великий труд.

Воспитатель: - Я надеюсь,   фундамент нашего  дома будет крепким, прочным, так как он основан на дружбе, но это ещё не весь дом. Давайте построим стены, которые будут у нас из брёвен. А бревна у нас не простые, с секретом.

Дети собирают брёвна.

Воспитатель: У каждого из вас есть начало пословицы. Вам надо найти ее продолжение.

Таким образом, дети собирают домик.

  1. Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
  2. Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
  3. Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
  4. Старый друг лучше …………(новых двух)
  5. Друг познаётся……………….(в беде)
  6. Один в поле….(не воин).
  7. Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)

Воспитатель: -  Прочитайте пословицы, которые у вас получились и, объясните, как вы их понимаете.

Воспитатель подводит итог: - Пословицы тоже нам говорят, что такое настоящая дружба и как ее надо беречь.

Воспитатель: - Наш домик наполовину построен. Что ещё надо достроить?

Дети:Крышу.

Воспитатель: - Правильно! Крышу!  Чтобы собрать её, нам надо выполнить задание.

Игра «Темные» и «светлые» мешочки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на доске изображено два мешка, какого цвета мешки. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, которые мешают дружбе, а в другой – «светлые», которые помогают дружить. Но вначале каждый из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества, и прикреплять таблички на мешочек.

«Светлые качества» «Темные качества»

Честность                               Лень

Взаимопонимание                Хитрость

Доброта                                  Драчливость

Забота                                    Лживость

Дружелюбие                         Упрямство

Вежливость                           Грубость

Чувство юмора                     Зависть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие качества нам мешают жить дружно? А какие нам помогают? (высказывания детей).

Дети.Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель:- Осталось нам поставить  дверь.  Чтобы ее поставить нам придется выполнить еще одно задание «Дверь толерантности».

Воспитатель: Ребята, когда человек обладает положительными  качествами, такими как добро, милосердие, понимание, уважение, помощь, отзывчивость, его называют - толерантным.

Слово толерантность обозначает вид поведения, общения человека. Давайте посмотрим толкование этого слова.

В русском языке слово толерантность означаетспособность терпеть что-то или кого-то, мириться с чужим мнением.

В Испанском языке - Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений.

В Английском - Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным.

В Китайском - Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.  

В Арабском - Толерантность - прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.  

Воспитатель: Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.

Воспитатель: Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент.

Воспитатель:  Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
Воспитатель: Ребята давайте проверим, толерантны ли вы?

Прочитайте  предложенные ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

 «Как бы ты поступил?»

1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации.

Воспитатель: Слушая ваши ответы, можно сказать, что вы толерантны.

Воспитатель: - Вот и закончилась ваша стройка. Посмотрите, какой у вас   замечательный домик.

Воспитатель: - А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка "Здравствуйте!"

- Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал интересный обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой городской площади звучали удары больших старинных  часов, люди прислушивались... Один удар часов - все кланялись друг другу при встрече; два удара - пожимали руку проходящему мимо человеку; три удара - обнимались. Представим  сейчас, что мы находимся с вами в том далёком городе, слышим звон тех старинных часов и здороваемся по обычаю тех людей. Все запомнили, как нужно здороваться?

Звучат удары часов. Дети начинают приветствовать друг друга, согласно легенде.

Воспитатель: Скажите, какой дом можно назвать мирным?

Дети: Где никто не ругается, помогают друг другу, никто никого не обижает. Все живут по правилам.

Воспитатель: - Правильно! Чтобы сохранить название Дома Дружбы, Мира у жильцов должны быть правила.

Воспитатель:- Какие правила необходимо  соблюдать в нашем с вами  доме,  что можно делать, а что  нельзя?

(Дети высказывают свои мнения)

Воспитатель:- А теперь ребята, посмотрите,  на вашем столе лежат карточки, в которых  напечатаны  утверждения. Возьмите те карточки,  на которых написано что можно делать, и прикрепите их к нужной табличке. Теперь возьмите карточки, где написано чего делать, нельзя, и прикрепляем к другой табличке.

Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Уважать друг друга.
3. Прощать друг друга.
4. Быть добрым.

 5. Заботиться о близких.
6. Обманывать друга.
7. Предавать друга.
8. Плохо себя вести.
9. Обзываться.
10. Быть жадным.
11. Ругаться.
12. Драться.

13.Не выдавать чужие секреты;

14.Обижать друг друга.

15.Не бойся попросить прощения;

16.Ябедничать.

17. Злиться на друга

18.Защищать друга

Воспитатель:- Мы с вами составили  правила дружбы.

Воспитатель: - Соблюдаются ли  между вами все эти правила?  (если говорить честно, но не всегда.) Что может сдружить наших ребят?

(Общие дела, общие интересы, понимание, доброта, желание помочь.)

Воспитатель: - Ребята, вы очень дружно трудились и построили   замечательный дом. Даже законы дружбы определили. И незаметно для себя открыли тайну.

Воспитатель: - А теперь внимательно посмотрите на наш Дом  Дружбы и подумайте: в чем же заключается тайна?

Дети:В дружбе.

Воспитатель: - Конечно, в дружбе. Ведь только тот дом  можно назвать Дружным, где живут дружные жильцы, да и вообще, смогли бы мы построить этот дом, если бы всё время спорили и мешали друг другу?

Дети: - Нет

Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить,
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!

Воспитатель: в чем же заключается умение дружить?

      Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы  хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

     Не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить, значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Воспитатель: - Кто из вас желает поселиться в нашем доме и выполнять все законы?

Воспитатель:А я вам в этом помогу. Посмотрите, на экран, появляются фотографии детей.

-Воспитатель: - Как хорошо, когда в нашем доме много жильцов! Много друзей!  

Воспитатель:-  Нам с вами не хватает солнышка, которое нас будет согревать своим теплом. Давайте его сделаем. У каждого из вас есть ладошка. Представьте себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем, чтобы нам с вами было всегда тепло и уютно в нашем доме. Это могут быть дружба, смех, любовь и т. п. Напишите на своих ладошках и приклейте к нашему солнышку.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чём задумались? Какие чувства возникли у вас во время занятия?
- Узнали что такое настоящий друг
- Задумались, какой я друг
- Возникло чувство сожаления, что у меня ещё нет настоящего друга.
- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
- Научились работать в команде в коллективе.

Надеюсь, что занятие, которое мы провели сегодня, поможет вам стать более дружными.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В дружбе наша сила"

В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....

Классный час "В дружбе - наша сила!"

К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, ...

В дружбе - наша сила!

Данный классный час можно использовать в воспитательной работе с детьми. В занятии представлено поэтапное строение дома Дружбы. ...

Классный час по теме "В дружбе наша сила !"

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,  показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...

В дружбе наша сила

презентация...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Развивающее занятие "В дружбе наша сила!" (ФГОС)

Цель занятия: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг, осознанию своих обязанностей перед друзьями; формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу....