Внеклассное мероприятие о Е. Пермяке
материал на тему

Материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pevets_uralskoy_zemli.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Певец  уральской  земли.

Громкое чтение с презентацией.

 (Ко дню рождения Е. А. Пермяка)

Здравствуйте, ребята!

Перед тем, как начать нашу встречу, я хочу спросить, каких писателей вы знаете.  (Ребята отвечают) Молодцы! А сегодня вы встретитесь с творчеством русского писателя Е. А. Пермяка. Вы уже немного знакомы с творчеством этого писателя. Во втором классе вы читали  маленькие,  мудрые, яркие его рассказы.

Слайд 1.

 Есть писатели, которые пишут только для взрослых, есть – только для детей, а есть такие авторы, произведения которых интересны всем.

Вот, например, рассказ «Ах».

Не умела девочка Надя ни одеваться сама, ни кушать, ни умываться. Всё за неё делали мама и бабушка. Пошли подружки Надины в детский сад. Весело им там. Захотелось и Наде в детский сад, но не взяли её: она же ничего не умеет! Плачет Надя. Плачут бабушка и мама: «Что же они наделали!»

Кто-то, наверное, вспомнил рассказ «Пичугин мост» и задумался, а моим именем назовут что-нибудь в этом городе?

Поучительные рассказы написал Евгений Андреевич и во всех прославлял ум, смекалку,  душевные качества трудового человека, его любовь к Малой Родине, где родился и  сам писатель.

Евгений Андреевич прожил очень долгую жизнь. Родился он на Урале, и было это до революции. Отец рано умер, мать была и прачкой, и крестьянской работой ей приходилось заниматься, а потом мальчика увезли в уральский город Воткинск, где жили дедушка с бабушкой и тётя. Мальчик здесь получил образование, причём давалось оно, как в сегодняшних профессиональных училищах, с практическими занятиями.  Позже, все, кто знал писателя, говорил, что не помнит, чтобы Пермяк сидел без дела: он всегда что-нибудь мастерил. Много профессий сменил автор в начале своей жизни. В 30-е годы он окончил Пермский педагогический институт. В это время его уже знают, как замечательного журналиста.

Потом была Москва, но писатель не забыл свою родину. Его родина... Правильно, Урал. Ребята, а что такое Урал? (Дети отвечают) Правильно, это и грузовые машины, и мотоциклы, но изначально – это горы. (Слайд 2, 3, ) Уральские горы протянулись с севера на юг. Люди договорись, что Уральские горы – это граница между Европой и Азией.

А теперь, ребята, посмотрите на карту и скажите, а в какой части света живём мы, сахалинцы?

Верно, в Азии.

Читая - рассказы, сказки, стихи – мы не только получаем художественное наслаждение, но и познаем мир. Кто знает, как появились на Земле горы? Учёные  объясняют это появление подвижкой земной коры, то есть землетрясениями. А давайте послушаем, как описывает появление гор Пермяк.

Библиотекарь читает сказку «Шумливое море».

А теперь ответьте на вопросы.

 1.Что было прежде на месте Уральских гор? (Пермское море)

2. Какое оно было по размерам и по характеру? (Мелким,  вспыль- чивым, чванливым)

3. Какой совет дала мать-Земля морю? (Расти вглубь, а не вширь, иначе обмелеешь и высохнешь)

4. Как писатель описывает землетрясение? (Земля распрямила грудь, появились Уральские горы. Сделало вдох, и дно Пермского моря поднялось выше волн)

5. Какие реки появились на Урале?

(Печора, Кама, Вычегда, Вятка, Вишера)

6. В каком порядке появилась жизнь на Урале? ( Леса – звери – птицы -  человек, который простроил деревни и города.)

У Евгения Пермяка есть ещё одна красивейшая сказка про уральские горы. Она так и называется «Сказка-присказка про родной Урал».

Одним из характерных для Урала пресмыкающихся является неядовитая змея – полоз. Этого полоза и сделал героем своей сказки Е. А. Пермяк. Послушайте.

А теперь ответьте на вопросы.

  1. Из каких степей выполз Змей-полоз? (Из Прикаспинских) Библиотекарь показывает Каспийское море. Слайд 3.
  2. Как выглядел Полоз? (Золотой. Хрустальная чешуя с самоцветным отливом; огненное нутро; рудяной костяк; медное прожилье)
  3. 3Назовите полезные ископаемые Урала. (Золото, хрусталь, самоцветы, газ, руда железная и медная)
  4. . Зачем Змей пополз на север? (Хотел обогнуть весь свет)
  5. Почему сначала Змей полз ровно, а ближе к северу стал вилять? (Змеи – теплолюбивые животные, а дело было осенью, змей стал околевать)
  6. Какой большой полуостров, в сторону которого полз Змей, был назван в сказке? (Ямал)
  7. Есть ли продолжение уральских гор под водой? (Учёные обнаружили, что Уральские горы продолжаются под водой Северного Ледовитого океана)
  8. Почему Полоз не осуществил свою мечту – опоясать собой мир? (Замёрз)
  9. Во что превратилась кровь Змея? (В нефть)
  10. Какие нефтяные  уральские города ты знаешь? (Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Ноябрьск)
  11. Чем стало мясо Змея? (Рудами)
  12. Чем стала  чешуя Полоза (Самоцветами)
  13. Какие хвойные деревья растут в Уральских горах? (Ель, сосна, кедр, лиственница)
  14. Как ещё называют Урал? (Каменный пояс)

Слайды «Уральские самоцветы»

               Использованная литература.

Е. А. Пермяк: о нём. //Интернет ресурс.

Пермяк, Е. А. На все цвета радуги - М.: «Детская литература», 1987. – 495 С.

Пермяк, Е. А. Пичугин мост – Любое издание.

Пермяк, Е.А. Ах –Любое издание.

Примечание: Материал может использоваться, как на уроках чтения во 2-м классе, так и на уроке «Окружающий мир в 4-м классе.

Составитель: библиотекарь Т.Н. Кочина.      

г. Оха.                                                                                             2017.  

 

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Урок по внеклассному чтению: Рассказы Е.Пермяка 2класс

Урок можно использовать и  как материал для внеурочной деятельности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....