Проект добро и зло в жизни человека
проект (4 класс) по теме

Лушпай Людмила Викторовна

Добро и зло в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Добро и зло в жизни человека»

Выполнили учащиеся 4 класса

Оглавление


Введение

I глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

2. Энциклопедия мудрых мыслей

3. Символы добра и зла в истории и в представлении детей


II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети

1. Анализ опроса детей и взрослых

2. Дерево добрых дел

Заключение

Список литературы







Введение

Готовясь к конкурсу чтецов, мы наткнулись на стихотворение Юлии Друниной «Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

     Мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей? Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, казавшихся нам незыблемыми, истин мы вынуждены отказаться, особенно тяжело нам, юным душам, мечущимся в поисках нравственной опоры. И мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло».

В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;

- расширить знания о таких качествах, как добро и зло,

- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,

- поднять проблему добротворчества.

В своей гипотезе предполагаем, что если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент

5. Анализ, обобщение.


I глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.

Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку

В библиотеке мы узнали следующее:

Добро и Зло - категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Добро - это основная моральная ценность
.

Зло - противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра.
Если говорить о добре и зле как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете 
отношений между людьми.

Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т.е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.

Добро - это все хорошее, положительное.

Зло - все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Очень хорошо описывает борьбу добра и зла в человеке притча «Два волка»

Притча "Два волка".

Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью». 
Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное».  Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.  
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин

Пословицы и поговорки:

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.    

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.  

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит    

От добра – добра не ищут.      

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.  

Доброе дело дороже богатства.     

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

3. Символы добра и зла

С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи. На уроках рисования нас тоже знакомили с символами добра и зла.

Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло.

Обобщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети

1. Анализ опроса детей и взрослых

Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого составили анкеты (приложение 1) и провели опрос.

А. Что такое добро и зло?

Что думают о добре и зле взрослые

Что думают о добре и зле подростки

Ответы наших сверстников

По представлениям бабушек и дедушек - проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности.

Добро и зло - это: здоровье и недуг, старое доброе и новое чужое, веселье и несвобода, нравственность и безнравственность.

Люди среднего поколения говорили о том, что семья - добро, основополагающая категория человеческого существования. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.

По представлениям старшеклассников, добрый человек - тот, который не знает зла, поскольку зло заразительно. По их мнению, добро и зло надо рассматривать в их единстве и противоположности.

Добро - светлое, а зло - темное.

Добра должно быть много (размер слона), а зла - мало (с фалангу мизинца). Зло - тень между деверьями, а добро - солнце, которое светит на них.

Дети долго думали. И вот  как  они ответили:

Самое большое на свете добро:

  4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

  ещё 4 ученика – когда мир;

трое – когда есть мама и папа;

 ещё трое – чтоб помогали;

2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;

двое – спасти друга;

а ещё 2 ученика – деньги;

Самое большое на свете зло:

12 учеников считают, что это война;

2 ученика – это смерть;

трое ответили, что зло – это пьянство и курение;

и ещё трое – это воровство.

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.

Б. Тест « У добра предела нет»

Из 18 опрошенных 18 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

17 человек считают, что доброе дело на века.

18 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 4 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

В. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим. ( см. приложение)

В опросе участвовали 12 человек.

Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

В опросе участвовали 18 человека.

добрый   18 чел.                          Злой - 0
заботливый   11                           эгоист- 0
справедливый   12                       самолюбивый - 1
внимательный    13                     грубый -  0 
вежливый    14                             лживый - 0
чуткий  11                                     жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2 
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Д. Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

1.                 Добро, сделанное тебе другими.

2.                 Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3.                 Доброе дело, которое ты сделал.

4.                 Зло, сделанное тебе другими.

На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей,  разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате несколько детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит?  Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Один ученик сказал, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А ученица видела, как подают деньги бедным.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших  и оказывать им помощь.

Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять.  Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Е. Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником». Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости и так далее. Это задание было задано на дом.

Так чего же хотят дети?

Естественно, все дети любят сладости и игрушки.  Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе. Дети видят, что происходит на Земле. Отсюда следующие гуманные желания:

- спас бы Землю от войны, уничтожил бы зло;

- чтоб весь мир стал богатым, чтобы никто не умирал;

- чтоб все люди были добрыми;

- чтобы наш город был чистым, люди выбрасывали  мусор в мусорку;

- чтобы все люди были счастливы;

- чтобы люди были здоровые;

После этих желаний дети переходят к  «личным», касающиеся их семьи и школы. Дети желают добра своей учительнице. Некоторые ребята пишут желания материального плана. Они пишут о том, чего не хватает в жизни, кому – одежды, кому – домашних питомцев.

Пару мальчиков написали, что мечтают о чёрном «бумере», компьютере и множестве сладостей. Эти желания касаются только их. Они не подумали об окружающих. Но, в принципе, эти дети очень хорошие, просто воспитаны «на телевизоре».

Обобщая полученный материал, с учительницей приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.


2. Дерево добрых дел

Достается недешево 
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?  

Этой мерой измерятся 
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету? 
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету    
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей        
Жизнь спасаешь кому?         
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.    
                               (Л. Татьяничева)


Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий дуб обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я помог первокласснику найти шапку», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!

Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

Как бы жизнь не летела -

         Дней своих не жалей,

         Делай доброе дело

         Ради счастья людей.

         Чтобы сердце горело,

        А не тлело во мгле,

         Делай доброе дело -

        Тем живем на земле.

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ЕЩЁ ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных — доброта.

Список литературы

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

Периодические издания.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/ . - М.Просвещение, 1990.

Философская энциклопедия. т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

Энциклопедия К и М, 2007 г






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Значение кедра в жизни человека"

детский проект, участник школьной научно-практической конференции: "исследование значения кедра в жизни человека"...

Проект "Число 7 в жизни человека"

Современный человек встречается с числами на каждом шагу, и настолько с этим свыкся,  что почти не отдаёт себе отчёта,  насколько важны они в нашей жизни. Если бы не было в мире чисел, то мы...

проект "Роль воды в природе и жизни человека. "

Свойства воды  и три её состояния...

Проект ученицы 4 класса "Б" "Спорт в жизни человека"

Проект " Спорт в жизни человека" подготовила ученица 4 класса "Б" в рамках школьной олимпиады....

Добро и зло в жизни человека

Добро и зло – основные понятия морали. Каждый человек с детства научен этим аспектам. Все соизмеряют свои действия с этим мерилом. Ему есть название – мораль. Каждого ребёнка учат различат...