проект "Роль воды в природе и жизни человека. "
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Щербатова Елена Геннадьевна

Свойства воды  и три её состояния 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска Самарской области

Проект урока

по окружающему миру

во 2 классе:

«Роль воды в природе и жизни человека.

Свойства воды и три её состояния»

Выполнила: Щербатова Е.Г.

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска

Нефтегорск, 2012 год.

Анализ ситуации:  

Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям»(И.Г.Песталоцци)

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы – в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее.        Младший школьник легче воспринимает учебный материал, включающий конкретные, наглядные факты. Конечно, для ребенка этого возраста отбираются только доступные, интересные и особенно динамичные факты. Вот, например: объясняя ребенку природное явление «гром», рассказывая о нем, еще не факт, что он запомнит, пока сам не услышит и не испытает в тот момент какие-то определенные чувства. Поэтому нужно построить изучение материала так, чтобы предоставляемые ребенку знания были для него актуальны, чтобы он понимал,  где он мог их применить. 

Проблема:

Разработать урок по окружающему миру во втором классе с использованием современных образовательных технологий, направленных  на формирование ключевых компетенций учащихся

Цель: организация урока «Роль воды в природе и жизни человека. Свойства воды и три её состояния», на котором учащиеся  самостоятельно работают над экспериментами, делают выводы и у них формируются ключевые компетентности.

Задачи:

ознакомить детей с ее тремя состояниями воды;

развивать умение находить взаимосвязи в природе;

развивать творческую активность детей;

учить работать самостоятельно;

делать выводы на основе эксперимента;

формировать ключевые компетенции

Сроки: 3 четверть, 2неделя февраля.

Ресурсы: заготовка с капелькой воды - шаблон для рисования, у учащихся цветные карандаши.

Используемые СОТ:

информационно-коммуникативные;

здоровьесберегающие;

компетентностно-ориентированное обучение (метод проекта)

Прогноз возможных рисков:

У учащихся дома не получатся эксперименты;

(Учителю- подготовить все для эксперимента и показать, а дети сделают вывод)

Способ оценки усвоения материала:

У учащихся на парте заранее приготовлены шаблоны – капельки воды, на которых они рисуют  усвоенный материал на каждом этапе урока. Каждому ребенку предоставляется возможность поместить свою капельку на общее панно, аргументировав свой выбор.

1панно – «Зачем нужна вода?»

2 панно – «Какая бывает вода?»

3 панно – «Что загрязняет водоемы?»

План  урока:

1.Организационный момент.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего. Мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….(воды)

- О чем мы будем говорить, догадались? (о воде)

- Вода колыбель жизни на Планете. Давайте прочитаем название плаката «Вода – это Жизнь». (Дети хором читают)

- Древние философы относили воду наряду с огнем, воздухом и землей к категории начала всех в природе. Нет другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Сколько раз в день вы пьете? (Дети отвечают)

- Сколько можете не пить воду? (Дети отвечают)

 - Человек может без пищи жить два месяца, но без воды человек не может более 4 – 5–ти дней.

- Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о воде:  «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

- Зачем нужна вода? (ответы дети рисуют на шаблонах-капельках)

- Как вы думаете, откуда пришла к нам вода?

2. Изучение нового материала.

             Откуда пришла вода.
Спросил на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода, в ответ:

- Издалека! Из Океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

Откуда ты? – спросил росу.

Поверь  - и я из Океана!

На поляне лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

И я, дружок из Океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в мае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И  в слезинке, и в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

- Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, океанах. Все это водные богатства. Мы идем в школу, а  кругом лед и снег. Это тоже вода, только в твердом состоянии. Роса, туман – это тоже мельчайшие капельки воды.

        - Ребята, как вы думаете, из чего сделаны облака? (Дети отвечают)

Облака – это мельчайшие капельки воды в газообразном состоянии. Итак: вода находится в трех состояниях – в жидком (какую мы видим каждый день), в твердом (в виде снега, града, льда) и газообразном (в виде пара, облаков).

Эксперимент №1. «Какая бывает вода?»

Ученик 1.

Я наблюдал воду в трех состояниях:

Жидкое состояние воды – переливал из стакана в другой стакан (течет)

Твердое состояние воды – заморозил, получился лед, расколол (колется)

Газообразное состояние воды – нагрел стакан воды, после кипения слил в стакан, стало воды меньше (испаряется)

Игра «Четвертый лишний»

Какое слово не подходит к другим и почему?

Дождь, снег, роса, туман.

Ответ: «снег», т.. к. это твердое состояние воды, а остальные – жидкое.

Снег, дождь, град, лед.

Ответ: «дождь», т. к. это жидкое состояние воды, а все – твердое

Дождь, туман, пар, роса.

Ответ: «пар», т. к. это газообразное состояние воды, а все – жидкое.

- Каждому растению  необходима вода. Какая же вода больше всего обрадует растения? (Дождевая)

- Иногда в жизни бывают чудеса. Однажды можно увидеть, как разговаривает Солнышко с Дождем. Мы сейчас послушаем этот разговор. (Дети читают стихи Т. Пушкаревой.)

                                        

                                      Повстречалось Солнышко с дождем

                И спросило: «Ну, куда идем?»

        Дождь ответил: «Землю поливать,

        Всех друзей водою угощать!»

        Солнышко сказало: «Замечательно,

        Дай Земле водицы обязательно!

        Я за то вручу тебе подарок

        Из семи чудесных ярких арок»

- Вы догадались, что за подарок, ребята?  (Радуга)

Зачем нужен дождик, дождевая вода? (Дети отвечают)

Нарисуйте, пожалуйста, где мы можем увидеть вот эту капельку воды? (детям показывается  заготовка  с каплей воды по середине, дети рисуют назначение воды, рассказывают, где можно ее увидеть  и приклеивают на заготовку).

Вода нужна всем: и растениям, и  полям, и лесам, и нам. Но всему живому нужна чистая вода. Растет население планеты нашей, увеличиваются затраты воды. С развитием промышленности, ростом заводов, фабрик, химических комбинатов во всем мире наблюдается загрязнение рек, озер, морей вредными веществами, отходами. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Охрана чистоты воды – это очень важно и нужное дело. Человек,  как и все организмы, скоро может остаться без воды. А вода -  это жизнь. Но не только заводы и фабрики загрязняют воду. Это часто делаем и мы сами – простые люди. Часто летом мы выезжаем на речку, отдохнуть, и видим  оставленный мусор, не затушенный костер. Рядом моют машину в речке.

Эксперимент №2.

Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.

Ученик 2:

Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.

Ребята, как влияют эти стоки на растения? (Дети отвечают)

Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?

Соедините стрелками то, что является источником загрязнения воды.   (запись на доске)                                                  

ВОДА

                

Наша чистая вода

Утекла бесследно,

Та, что в речке есть сейчас,

Стала очень вредной.

Только капелька чиста

Да надежда теплится,

Что счастливая вода

В Волге вновь поселится.

Физкультминутка

Поднимите плечики,                                               Сели, травушку покушаем,

 Прыгайте, кузнечики,                                             Тишину послушаем.

Прыг-скок, прыг-скок.                                              Тише, тише, высоко,

                                                                                    Прыгай на носках легко.

Вода необходима и для нашего здоровья. Благотворное воздействие воды на

организм мы ощущаем ежедневно. Постоянное общение с водой имеет большое значение для вашего гармоничного развития.  Летом вы купаетесь, а зимой надо принимать холодный душ, обливать ноги, чисто мыть руки, уши, лицо, плавать в бассейне. Вода – это важное лечебное средство, оно закаливает наш организм.

Вода нам нужна  всюду и всегда. А часто мы ее расходуем напрасно. Почему, уходя на урок, мы тщательно закрываем все краны?

Как вы дома бережете воду?

Ученик 3

Тревожные факты

        В настоящее время человечество использует 3,8 тыс. км3   воды ежегодно, причем максимально увеличить потребление пресной воды человечество может только до 12 тыс. км3  . Потребление пресной воды растет ежегодно и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних темпах потребления воды, ее может хватить только на ближайшие 25 – 30 лет.

Берегите воду

Ах, капелька моя, чистая, прозрачная.

Я хочу, чтоб у тебя жизнь была удачная.

То не бред, не ерунда: есть счастливая вода,

Только люди-человеки засоряют наши реки.

Им, наверно, невдомек: губят главный в жизни сок,

Глупые, не понимают, ведь себя же убивают.

Чтоб не быть беде вовеки,

Чистыми должны быть реки.

3. Итог урока

О чем мы сегодня беседовали на уроке?

В каких трех состояниях бывает вода?

Как можем беречь и охранять природу?

Природа – это наш дом, в котором мы живем, и охрана этого дома – нам просто необходима. Если мы не будем беречь реки, ручейки, водоемы, то погибнут и насекомые, и птицы, и рыбы, и растения, и мы с вами. В природе все взаимосвязано, и наша Земля превратится в ужасное мрачное зрелище.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

- В заключение нашего урока давайте, исполним «Гимн Воде» (Ученики исполняют «Гимн Воде» на стихи Чуковского из «Мойдодыра»)

4. Домашнее задание.

- Найдите пословицы, поговорки, загадки, в которых говориться о воде.

нефть

Растения

водоемов

Животные

водоема

Отходы

заводов

Бытовой

мусор

Отходы

С/Х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Значение воды в природе и жизни человека.

Исследовать влияние воды на жизнь растений и животных. Формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы....

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....