Дидактические материалы по курсу "Я и моя малая Родина"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Конева Татьяна Григорьевна

Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской позиции младшего школьника, профилактики национализма...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации271 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь для учащихся

начальных классов

Методическое пособие для учителя


УДК 373 (571.54)

Я 11

Авторы-составители:

Егорова О.И.

Конева Т.Г.

Оглоблина Т.Ф.

Под редакцией к.п.н. Буртоновой И.Б.

Я 11   Я -житель Кабанского района: методическое пособие для учителя/Сост. Егорова О.И., Конева Т.Г.,

Оглоблина Т.Ф; под ред. Буртоновой И.Б.- Каменск, 2010.- 45 с.

УДК 373 (571.54)

© Сост. Егорова О.И., Конева Т.Г., Оглоблина Т.Ф;  2010.


Содержание

 Пояснительная записка…………………………………………..…3-7

Почасовое тематическое планирование учебного материала

по курсу «Я- житель Кабанского района»……………….…..…….8

1 урок. Вводный урок. Покорение земли Кабанской….……...…..9-11

 2урок. Ворота Забайкалья………………………….………..……..11-13

 3 урок. Край у Байкала…………………………….…...…………...13-16

 4 урок. Знай  свой край…………………………………………….……………………16-19

 5 урок. Кабанск  - районный центр……………….………………19-21

 6 урок . Растительный мир района……………….……………….22-24

 7 урок. Животный мир района…………………….………………24-26

 8 урок. Байкал- жемчужина Сибири……………..………………..26-29

 9  урок. Большереченский рыбозавод…………………………….29-31

10 урок. Заповедные места нашего района. …………...……....…..31-34

11  урок.   Спорт в нашем районе. …………………………..…....…34-36

12  урок.   Культура и образование нашего района. ….……....…..36-38

13 урок.    Промышленность Кабанского района. ………….…… 38-40

14 урок.    Развитие туризма в Кабанском  районе. ………….……41-43

 15-17 урок. Контрольные уроки.  Дневник путешественника. .…43

Литература………………………………………………………..…...44


Пояснительная записка

Методическое пособие, предлагаемое вниманию учителя, содержит разработки уроков по курсу «Я – житель Кабанского района» для учащихся начальной школы. Данный курс играет особую роль в изучении краеведения, истории, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, поскольку обеспечивает своего рода старт положительной, большой работы. Именно в начальных классах закладываются ведущие содержательные линии программы, главные подходы к организации деятельности детей. У самих учащихся развивается активный интерес к предмету, необходимый для успешной работы по курсу. Учащиеся начальных классов осваивают основные способы получения информации об окружающем мире, которыми будут пользоваться постоянно в последующих классах, овладевая ими на новых уровнях. Данные рекомендации являются основой для разработки учителем собственных вариантов уроков, соответствующих конкретным условиям преподавания.

Описание каждого урока в методическом пособии начинается с определения его задач. Мы приводим задачи, характерные для данного урока. К числу общих задач курса относятся: формирование у ребенка современной экологически ориентированной картины мира; воспитание любви и уважения к природе, своему району, своей малой Родине; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; обеспечение опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного  предмета  решаются общие задачи начальной  школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств, познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.  Следует подчеркнуть, что курс «Я – житель Кабанского района » предоставляет для решения всех этих  задач широкие возможности. Говоря о познавательных интересах, отметим, что данный курс дает возможность расширить детский кругозор на уровне своего региона. Иллюстративные материалы данного пособия, общения с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим,

а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

        Конкретные пути реализации  этих и других перечисленных задач учитель найдет практически во всех поурочных разработках. Определяя же специфические задачи каждого урока, мы сосредоточили внимание прежде всего на вычленении того фрагмента учебного содержания, который должен быть освоен на уроке, и на тех видах деятельности детей, которые являются  приоритетными для нашего курса. Это распознавание природных объектов  и их практическое исследование; моделирование объектов и явлений окружающего мира; эколого-этическая деятельность, связанная  с освоением  культуры отношения к окружающему  миру.  Формирование этих видов деятельности начинается со второго класса  по рабочей  тетради «Я - гражданин»  и продолжается на усмотрение учителя  в  третьем или четвертом классах  начальной школы  по рабочей тетради «Я- житель Кабанского района». Итогом  изучения данного курса  является работа по «Дневнику путешественника».  В нем содержатся  контрольные вопросы по изученным темам и задания творческого характера.

        На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине. Этот персонаж  изображен в тетради, а на уроке он должен оживать, принимать активное участие в работе. Роль этого героя исполняет сам учитель, применяя хорошо известный  в начальном обучении прием театрализации. Можно взять готовую игрушку,  изображающую Историка  или смастерить ее самостоятельно.

        При выполнении заданий на уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши.

        В данном методическом пособии следует описание хода урока.

        Характеризуя этот пункт поурочных рекомендаций, мы должны обратить внимание учителя, прежде всего на проблемно-поисковый подход, который лежит в основе обучения по курсу «Я- житель Кабанского района».

             Этот  подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. В нашем курсе даются не только готовые знания, но и организуется целенаправленная деятельность по их добыванию.

         Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.  Поэтому в методических рекомендациях таким заданиям уделяется очень большое внимание. Учителю предлагаются и различные литературные материалы, которые помогут обеспечить яркое, образное раскрытие учебного содержания.

Продумывая ход урока, учитель должен определить формы организации обучения. В методическом пособии значительное внимание уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов, а также задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Особо следует подчеркнуть смены видов деятельности на уроке.                                                        

        Считаем необходимым особо остановиться на работе с текстом. По понятным причинам его объём весьма ограничен. Текст дополняется иллюстрациями. Краткий лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, так и ребёнку. Очень помогает в работе с текстом работа со словариком. Благодаря этому учащиеся получают ценные речевые образцы, осваивают новые слова, термины. Всё это необходимо не только для овладения учебным материалом, но и для решения одной из важнейших задач курса - развитие речи ребёнка. Большое значение имеют и тексты заданий. Они делают ясным и понятным дидактическое наполнение книги, назначение каждого элемента иллюстративного материала.

        Хорошо известно, что при работе  с учениками начальных классов на каждом уроке проводятся по две физминутки. Особый интерес у детей вызывают те из них, которые тематически связаны с содержанием урока. В тех случаях, когда в поурочных рекомендациях физминутки не даны, учитель организует их по своему усмотрению.

        При работе по данному курсу ученику помогут данные условные обозначения.

                     - Историк, дающий детям задания     на    странице

                              «Проверь себя»

     -  Работа со словариком

                         - Письменное задание

                         -   Работа с цветными карандашами

E:\Documents and Settings\Конева Т Г\Мои документы\картинки\HH00669_.WMF          - Работа с иллюстративным материалом

                               - Задания повышенной трудности

        В учебно - методический комплект входят Рабочая тетрадь  «Я – житель Кабанского района», методические рекомендации – поурочные разработки для учителя, включающие тематическое планирование.


Почасовое тематическое планирование учебного материала по курсу «Я- житель Кабанского района»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок. Покорение земли Кабанской.

1

2

Ворота Забайкалья.

1

3

Край у Байкала.

1

4

Знай  свой край.

1

5

 Кабанск  - районный центр.

1

6

 Растительный мир района.

1

7

Животный мир района.

1

8

Байкал- жемчужина Сибири.

1

9

Большереченский рыбозавод.

Урок- экскурсия

2

10

Заповедные места нашего района.

1

11

Спорт в нашем районе.

1

12

Культура и образование нашего района.

1

13

 Промышленность Кабанского района.

1

14

Развитие туризма в Кабанском  районе.

Урок- экскурсия

2

15-17

Контрольные уроки.  Дневник путешественника.

3

Общее количество уроков

19

Урок 1 ( с.4-5)

Тема: Покорение земли Кабанской.

Задачи урока: познакомить детей с рабочей тетрадью и его персонажами; провести экскурс в историю Кабанского района.

Ход урока

Нам надо многое узнать,

Чтобы историками стать!

В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку тетради.

- Как  называется  рабочая тетрадь, с которой мы начнём работать?

-Вокруг нас очень много интересного и удивительного, мы многое не знаем о нашей малой Родине -  Кабанском районе .Узнать всё это нам поможет  рабочая тетрадь.

- Какой архитектурный памятник вы видите?

Учитель  предлагает прочитать обращение авторов  детям.  

Дети дают ответы на вопросы в обращении.

Учитель знакомит детей с условными обозначениями. ( см. пояснительную записку)                    

  Вариант №1: проведение урока в музее. Планируется  экскурсия о возникновении Кабанского острога  его жителях, их занятиях и культуре (в музее Каменского лицея имеется материал по данной теме).

Вариант № 2:

1.Вступительное слово учителя. Учитель рассказывает об истории возникновения Кабанского района.

2.Словарная работа. Проводится на основе материала рабочей тетради.

3.Работа с текстом.

А) Самостоятельное чтение текста учащимися.

Б) Анализ текста по вопросам учителя.

-  Назовите первых жителей, заселивших Кударинскую степь?

- Когда появился Кабанский острог и кто был его основателем?

Информация для учителя:

        В 1692 – 1693 гг. на высоком берегу р.Селенги, при впадении в нее р.Кабанья и р.Исток, месте, окруженном с трех сторон водной преградой, за короткий срок, всего за один год, воевода Степан Казанец, по приказу окольничего Федора Головина, заложил Кабанский острог. С восемью башнями и бойницами, с церковью посредине, окруженный высоким частоколом. Располагался острог в районе теперешних улиц Партизанской и Красноармейской.

        Высокие стены острога-крепости стали надежной защитой, предавали силу и уверенность земледельцам-крестьянам Кабанских заимок и кочевникам-бурятам. В посаде за последующие 50 лет поселилось более 700 человек. Кабанск стал не только самым первым, но и самым крупным поселением Даурской провинции.

        Однако как военный казачий гарнизон острог Кабанский просуществовал недолго. С возведением Посольского и Троицкого монастырей, он утратил окончательно характер военной крепости и в переписи 1725 г. казаки как таковые уже не значились.

4. Закрепление. Выполнить задание «Проверь себя» с.3.

5. Итог урока.

- Что вы узнали нового о истории  нашего района, что показалось наиболее интересным?

Урок 2 ( с.6-7)

Тема: Ворота Забайкалья.

Задачи урока: познакомить с географическим положением района, с рельефом местности, дать пространственное представление о соседствующих районах, учить работать с картой местности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.

От имени Историка детям предлагается вспомнить и ответить на вопросы по теме «Покорение земли Кабанской»

(Фронтальный опрос.)

- Назовите первых жителей Кударинской степи.

- Что такое острог? Кордон?

- Когда и кем был основан Кабанск?

- Чем отличается жилище русских от жилища бурят?

3. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя: Географическое положение Кабанского района Бурятии вдоль юго-западного байкальского берега  определило значимость его как сухопутного и водного коридора, открывающего путь на Дальний Восток России и в восточные страны.  Именно поэтому его образно называют «Воротами Забайкалья». Кабанская земля- это сочетание самых разных природных ландшафтов: бескрайняя тайга, бирюзовые байкальские воды, песчаные отмели, остроконечные вершины Хамар-Дабана и десятки больших и малых рек и ручьёв, образующих неповторимую селенгинскую дельту. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Ворота Забайкалья».

Работа с картой и текстом. (с. 6. См. памятку работы с картой)

 Информация  для учителя:

      На востоке район граничит с Прибайкальским районом: образован 12 декабря 1940 года. Административный центр- с.Турунтаево. Население- 32,3 тысячи человек. Территория- 15 472 км².  На западе район граничит с Иволгинским, Селенгинским, Джидинским, Закаменским  районами. Иволгинский  район  образован  25 августа 1939 года. Административный центр – с. Иволгинск. Население – 25,15 тысяч человек. Территория- 2662  км². Селенгинский  район образован 12 декабря 1923 года. Административный центр- город Гусиноозёрск. Население - 59 тысяч человек. Территория - 8269 км².  Джидинский район  образован 11 февраля 1935 года. Административный центр – с. Петропавловка. Население- 36311 человек. Территория- 8700 км². Закаменский район образован 26 сентября 1927 года. Административный центр – город Закаменск. Население – 34,5 тысяч человек. Территория – 15615 км².

4.Закрепление изученного. 

Выполнить задание «Проверь себя» с.7.

5.Итог урока.

- Что узнали нового о Кабанском районе?

- В каких районах  Бурятии были вы?

-Что на уроке вызвало затруднение?

                         Урок 3 ( с.8-9)

Тема: Край у Байкала.

Задачи урока: познакомить с особенностями климата Кабанского района, с его неповторимостью и уникальностью.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.

Проведение теста.

1.Кабанский район граничит:

А) Баунтовский

Б) Джидинский

В) Закаменский

Г)Заиграевский

2. В  Кабанском районе пролегали удобные пути из центра России:

А) на Амур

Б) во Францию

В) в Китай

Г) в Испанию

3.  С юга на север тянется огромная долина  на :

А) 500 км

Б) 300 км

В) 100 км

4. Высота гор над уровнем моря достигает:

А) 700-1400 м

Б) 500- 1000 м

В) 200- 400 м.

3. Изучение нового материала.

Самостоятельное чтение текста (с.8)

Анализ прочитанного:

-Почему климат Кабанского района называют резкоконтинентальным?

-Как сказывается на климат близость озера Байкал?

- Что является причиной наводнений в Кабанском районе?

- Какие возможности для отдыха имеются в нашем районе?

Информация  для учителя:

Климат Кабанского района относится к резкоконтинентальному, среднегодовая температура составляет + 0,3 º. Среднесуточные колебания температур в разные сезоны могут быть значительными. Озеро Байкал оказывает смягчающее влияние на местный климат, делая его более умеренным и влажным. В год  в среднем выпадает 400-450 мм, а в горных районах- до 1500 мм. Средняя температура воздуха не побережье Байкала в июле ( + 14 ºС),  в январе ( - 18 ºС). Самое «тёплое место зимой- район города Бабушкин. Ранней зимой можно наблюдать интересное природное явление, когда Байкал «парит»- происходит сильное испарение с поверхности незамерзающей воды, и образуются туманы  и облака со снегопадами в горах.

       Предгорная,  прибрежная полоса ,  заключённая между склоном Хамар-Дабана  и берегом Байкала, поражает изумительными , неповторимыми природными пейзажами. Пройдя путь от озера до отрогов хребта Хамар-Дабан можно в течение одного дня побывать на прибайкальских террасах, в горнолесном поясе, на альпийских лугах и в тундре.

4.Закрепление изученного. 

«Проверь себя» с.9 задание 1.

Учитель загадывает загадки о временах года, дети отмечают знаком  соответствующую картинку.

с.9 задание 2. Работа в парах. Проверка. Обсуждение неразгаданных слов.

- У кого получилось слово «климат»?

- Какие факторы влияют на климат Кабанского района? 

5.Домашнее задание

Подготовить сообщение об особенностях времён года в Кабанском районе.

6. Итог урока.

- Где вы  можете применить полученные на сегодняшнем уроке знания?

- Что на уроке показалось очень интересным?

-Что бы вы ещё хотели узнать об особенностях климата в нашем районе?

Урок 4 ( с.10-11)

Тема: Знай свой край

Задачи урока :познакомить детей с историческими сведениями о Кабанском районе,  о расположении историко –культурных объектов, памятных и сакральных мест, о первых поселениях русских и бурят

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2.Повторение изученного.

Выслушиваются и обсуждаются сообщения детей.

- Какими источниками вы пользовались?

- Что нового узнали от взрослых?

- Какое сообщение вам показалось наиболее интересным?

3. Изучение нового материала.

1.Самостоятельное чтение текста.

2.Словарная работа (сопровождается иллюстративным материалом учителя)

3. Работа по содержанию текста:

- Назовите самый известный археологический памятник в Кабанском районе.

- Что было обнаружено в Фофоновском акрополе?

- Какие племена и народы населяли наш район?

- Как образовался первый волостной центр?

Что стало основным занятием русских и бурят? Почему?

- Какие первые заводы появились в Кабанском районе?

-Где были открыты первые школы?

-Назовите дату образования Кабанского района.

4. Чтение текста учащимися вслух, с проговариванием новых выделенных терминов.

Информация  для учителя:

Село, названное по имени Пятка Фофонова, бывшего служилого человека, чтобы прокормиться, вынужденного уйти в отставку и заняться земледелием. Ему отводилась главная роль в делегациях- охрана и сопровождение мунгальских послов, доводилось с поручениями Селенгинской приказной избы отправляться в Енисейск, Иркутск и по другим местам. За усердие в государевой службе Пятку Фофонову  были пожалованы земли Селенгинского дистрикта, где в конце 17 века он заложил заимку- Фофоново. В различных источниках село названо как Фофаново.

Фофоновская гора.

Священное культовое место поклонения шаманистов. Считается, что именно здесь живёт первый из семи главных богов кударинских бурят с русским именем Иван Тимофеевич. Он вошёл в народную память как один из тех «государевых людей, кто по царскому приказу «приискивал» за Байкалом земли, устанавливая справедливые порядки, защищая простой народ от разбоя.

Фофоновский акрополь.

В нём были обнаружены захоронения с ценными находками  эпохи палеолита и неолита: топоры из нефрита, гарпуны, кинжалы, писаница с петроглифами, керамика. Они оказали влияние на современное представление о древней истории в Сибири. Интересно, что многие находки хранятся  в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, Историческом музее РФ в Москве, научных центрах Сибири. Фофоновский акрополь занесён в исторические справочники, имеет статус памятника археологии.

         4.Закрепление изученного. 

Историку очень нравится вместе с вами путешествовать по Кабанскому району. Он затрудняется соотнести даты и события. Вы, ребята, внимательно изучили материал урока и сможете ему помочь. (с.11, задание 1)

Выполнение творческого задания (с.11, задание 2)

Можно организовать работу в группах, распределив  задания на следующие части:

1. Составление устного рассказа , опираясь на текст

2.Нарисовать,  чем занимались  местные жители в прошлом.

3. Подготовить выступление от каждой группы.

5.Домашнее задание

Вместе с родителями найти старинные фотографии родственников, вырезки из газет, на которых можно увидеть тот  или иной род занятий людей в далёком прошлом.

6. Итог урока.

-Какие  исторические термины вам ещё непонятны?

- Что бы вам ещё хотелось узнать о далёком прошлом Кабанского района?

Урок 5 ( с.12-14)

Тема: Кабанск- районный центр

Задачи урока: дать представление об истории возникновения Кабанска как  административной единице, проследить этапы становления районного центра,  познакомить с современными поселениями.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала.

Работа в группах.

Первая группа. На доску прикрепляется чистый лист ватмана, имитация фотоальбома:

-  Я предлагаю вам создать газету (поместить свои вырезки).  

Вторая группа.

- Вам предлагается составить фотоальбом из найденных вами снимков.

Подведение итогов. Каждая группа защищает свои работы.

3.Изучение нового материала.

А) Постановка проблемы.

- Ребята, как вы думаете почему село Кабанск, так названо? А  что вы знаете о Кабанске? (учащиеся высказывают свои мысли, предложения, точку зрения).

Учитель обобщает ответы  учащихся и подводит к теме урока.

Б) Работа с текстом ( чтение «цепочкой»).

В) Работа с иллюстрациями тетради стр.12-13.

Учитель выбирает форму работы самостоятельно.

Г) Словарная работа.

Информация для учителя.

В 70-е годы 17 века на высокоми берегу реки Селенги, при впадении в нее рек Кабанья и Исток было основано поселение Кабанское. Получило свое название от одноименной реки, в долине которой, когда- то водились кабаны. За свою более чем трехсот летнюю историю, Кабанск был сначала заимкой, затем сторожевым острогом, волостным центром и провинциальным уездным городком. В 1836 году Кабанск стал местом поселения декабриста Михаила Николаевича Глебова, который занимался торговлей, хлебопашеством. Умер трагической смертью в 1851 году. Сегодня Кабанск – центр крупного муниципального образования «Кабанский район». Население 6422 чел.

    В окрестностях села находятся дикорастущие яблоневые рощи – интересный природный ботанический памятник, описанный еще в 1772 году русским, ученным П.С.Палласом.

    Рядом с православным Свято-Никольским храмом, по ул. 8 марта, стоит приметное дерево - огромная косматая ель. По преданиям, ель эта- свидетельница знаменательного события в истории Кабанска- приезда Цесаревича Николая Александровича Романова, будущего последнего императора России. Он посетил Кабанск в 1891 г., во время путешествия на остров Сахалин. Со своей многочисленной свитой цесаревич размещался в этом здании, бывшем тогда городским двухклассным училищем.

4.Закрепление изученного материала.

(  «Проверь себя» с.14)

5. Итог урока.

-Что вам особенно было интересным на уроке?

- Почему Кабанск считается районным центром?

6. Домашнее задание. ( по группам)

1 группа- подготовить сообщения о растительном мире Кабанского района.

2 группа – подготовить сообщения о животном мире Кабанского района

Урок 6 ( с.15-17)

Тема: Растительный мир района

Задачи урока: познакомить детей с растительным миром Кабанского района, с его особенностями.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя сопровождается слайдами с изображениями растений Кабанского района.

Даурский багульник!

Реликтовый старец.

Как пахари, трудятся кони твои,

Живучий, колючий, упрямый кустарник

На северных склонах сибирской земли.

М. Вишняков.

Заслушиваются сообщения, заранее приготовленные детьми.

- Давайте прочитаем материал учебника и рассмотрим иллюстрации.

Работа с текстом.

а) чтение текста про себя

б) работа с иллюстрациями

Информация для учителя.

Реликтовые тополя – выдринские редкости. В нижнем течении реки Снежной (станция Выдрино) – место произрастания редких и эндемичных растений: ветреницы байкальской, кувшинки четырёхугольной, тополя душистого и серебристой голубой ели. Возраст реликтовых тополей достигает нескольких столетий, их отличает огромная высота и толщина ствола. Обхватить ствол могут лишь 3-4 человека. Серебристая голубая ель перемежается с обычной голубой елью и другими деревьями. Редкое распространение и декоративность деревьев делают весь этот регион природоохранным.

    Местный памятник природы «Истокская  поляна» расположен на участке юго-восточного побережья Байкала между сёлами Посольск и Исток. Место произрастания редких и исчезающих видов растений: касатика гладкого , занесённого в КРАСНУЮ КНИГУ РФ, адониса апеннинского, девятиосника северного , башмачка крупноцветкового, башмачка пятнистого, купальницы азиатской и др., занесённых в Красную книгу РБ.

        К северу от села Исток , на поверхности 30-40 метров песчаной террасы можно видеть редкое природное явление- «поющие  пески». На дюнах при хождении по пескам в дневное время и при тихой погоде слышен звук « дзы-у», а порой непродолжительный вой. Музыкальное звучание обусловлено вибрацией газов, заключённых между мельчайшими песчинками, отмеченных однородностью размеров от 0,1 до 0,5 мм в поперечнике, хорошо обработанных водой и ветром, как бы отсортированных от тонкозернистых глинистых частиц, состоящих из кварца, полевого шпата и чистой розовой обманки.

3.Закрепление («Проверь себя»  с.17)

4.Итог урока.

Учитель благодарит учащихся, приготовивших сообщения,  и напоминает 2-й группе о подготовке к следующему уроку  о животном мире района.

Урок 7 ( с.18-20)

Тема: Животный мир района

Задачи урока: познакомить детей с животным миром Кабанского района, с его особенностями.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя сопровождается слайдами с изображениями животных  Кабанского района.

Выступление учащихся с сообщениями о животных района.

- Давайте прочитаем материал учебника и рассмотрим иллюстрации.

Работа с текстом.

а) чтение текста про себя

б) работа с иллюстрациями

Информация для учителя.

      Байкальская нерпа-это один из самых мелких видов современных тюленей. Принадлежит она к огромной группе животных- к млекопитающим. Как и все млекопитающие, нерпа всегда сохраняет относительно постоянную температуру тела, дышит атмосферным воздухом и, как говорит само  название, вскармливает своих детенышей материнским молоком. Однако,  в отличие от собак, кошек, лошадей, коров и прочих животных, нерпа принадлежит к особой чрезвычайно интересной группе млекопитающих, называемых морскими ( или шире водными)   млекопитающими, так как место жительство для них водная стихия. Научное название байкальской  нерпы -тюлень обыкновенный.

В настоящее время байкальская нерпа распространена только в  Байкале- в озере расположенном в Восточной Сибири, в центре Азиатского материка. Более 2 млн. лет назад нерпа поселилась в Байкале. Байкальская нерпа несколько крупнее своих сородичей. Длина тела взрослых нерп вполне сопоставима  с ростом человека: от ноздрей до кончика хвоста по прямой линии она составляет от 110 до 142 см, а до конца вытянутых задних ласт- 160-180 см. Обычно самцы немногим крупнее, чем самки. Общий вес тела взрослых особей колеблется от 45 до 130 кг. Благодаря мощным когтям нерпа может проделывать  во льду отверстия для дыхания; они же служат орудием нападения и защиты. С помощью когтей нерпа вылезает из воды на скользкий лед. Без них нерпа не смогла бы удержать и разорвать на куски крупную добычу.  У нерпы великолепные очень выразительные крупные глаза, диаметр глазного яблока до 47-50 кв. мм., это связано с более «глубоководным» образом жизни нерпы в Байкале. Голова байкальской нерпы округлая и укороченная, а морда, несколько сплющенная.

Крупными вибриссами- нерпичьими усами и бровями. Вибриссов, расположенных над губами, около 120 штук – они длинные и полупрозрачные, а те, что над глазами - короткие и малочисленные.

3.Закрепление. («Проверь себя»  с.18)

4.Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

5.Домашнее задание.

Составьте кроссворд о животных нашего края, используя материал данного урока и дополнительный материал.

Урок 8 (с.21-23)

Тема: Байкал - жемчужина Сибири.

Задачи урока: расширить представление детей об озере  Байкал  как Всемирном  наследии, показать новую роль территории Прибайкалья в связи с получением статуса особой экономической зоны туризма.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

О Байкале много знаем,

Отдохнуть на нём мечтаем!

Озеро беречь должны,

Нам знания для этого нужны!

- Откройте с.21 рабочей тетради, рассмотрите иллюстрацию к данной теме и прочитайте отрывок  из стихотворения Б.Дугарова.

- Какие чувства возникли при прочтении этого отрывка?

- Каким автор видит озеро Байкал?

- Почему автор назвал его «морем древнего племени»?

2.Постановка проблемы. Работа над новым материалом.

Наш Кабанский район расположен на берегу замечательного  живописного озера – озера Байкал.

- Знает ли кто-нибудь из вас о происхождении озера Байкал? (ученики выдвигают разные версии, опираясь на свой жизненный опыт)

Учитель подводит итог и дополняет данным материалом.

Информация для учителя.

О том, как Байкал произошёл.

О том, как произошёл Байкал, раньше старики так рассказывали. На Земле земли не так уж много. Каждому известно, что откроешь яму на несколько саженей,  а то итого меньше, и сразу пойдёт разный песок, глина, камень и другая разная порода. Чем глубже копаешь яму, тем меньше земли, всё больше камень идёт да разный грунт, которого на земле не видно. А дальше, в самой глубине земли, одни камни идут, а ещё дальше вода. Разный камень в земле лежит. Есть и такой, на который водой капнешь- он начинает кипеть и разваливаться. Такого камня в глубине в земле много лежит, куда больше, чем на поверхности. Вот и случилось лет тысячу назад: глубоко в земле сошлись вода и камень. Когда они сошлись, то закипели. Куда пару деваться? Он полез в разные стороны и сдвинул землю с места, и пошла она волной и пуще того заколебала всю землю. Так бурлила земля в глубине, бурлила, а потом вода и пар вырвались наверх, и покрыла  вода низкие места. Дальше она идти не могла, кругом были горы, вот и получился Байкал. Он никогда не убывает, потому что его из-под земли вода подпирает, а та вода, говорят, с Ледовитым океаном в родне живёт. Раньше старики часто запросто о том рассказывали: разобьёт лодку на Байкале, а доски в Ледовитом находили, или что потонет в Ледовитом - на Байкале всплывало.

3.Работа с текстом

- Прочитайте 1 абзац с.22  в рабочей тетради и выполните  самостоятельно задание 1 «Проверь себя» с.23

 Проверка  таблицы по усмотрению учителя  

( фронтальная проверка, взаимопроверка и т.д. с применением  опорных схем, компьютера, интерактивной доски)

-Продолжите  чтение текста про себя.

- Какую интересную информацию вы получили? Что вы уже знали раньше? (урок 2, с. 6)

4.Итог урока.

Учитель заканчивает  данный урок словами Валентина Распутина.

« Не случайно родилось старое байкальское поверье, что тот , кто умоется кристально чистыми водами озера, до конца жизни будет тосковать по его берегам. Действительно, редкий из путешественников и туристов, случайных посетителей Байкала, кто побродил по его берегам, не стремится снова и снова оказаться у сибирского озера».  

 5.  Домашнее задание.    

1. «Проверь себя» с.23 задание № 2

2.   Задание повышенной трудности: составить стихотворные строки о священном озере Байкал.         

           

Урок  9 (с.24-25)

Тема: Большереченский рыбозавод.

Задачи урока: познакомить учащихся  с деятельностью местного рыбозавода, показать важную роль людей, занимающихся переработкой рыбы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Рыбы много в нашем крае

Но не всё о ней мы знаем.

Кто солит её, коптит?

Кто её здесь добывает?

Мы не знаем? Нет, не знаем!

- Сегодня вы обо всём этом узнаете.

2. Проверка домашнего задания.

1.Конкурс стихов о Байкале.

2. Проверка задания 2, с.23 «Проверь себя».

-Историк варит уху. Подскажи ему (покажи стрелками), из какой рыбы можно приготовить уху на Байкале.  

3.Постановка проблемы. Работа над новым материалом.

  - Какой путь проделала рыба, чтобы прийти к нам на стол? (ответы детей). Для учителя: если дети не сказали о разведении молодых особей, то учитель подводит их к следующему выводу:

- В нашем районе есть специальный рыбозавод, где занимаются разведением, добычей, переработкой рыбы и называется  Большереченский.

- Почему так называется завод? (Большая Речка-  река, впадающая  в Байкал. Название от прилагательного «большая», указывающего на размеры реки и существительного «речка».)

Информация для учителя.

  Большая речка - это село в устье одноименной речки. Впервые село упоминается в 1704 году, его жители занимались раскорчевкой лесных массивов, готовили землю под посевы, строили жилье, изготавливали кирпич для Посольского монастыря. Готовый кирпич возили в Посольское по реке Большой на лодках.

      В 1933г основан Большереченский рыбоводный завод для разведения посольского омуля (байкальского омуля посольской придонно-глубоководной морфогруппы).

Работа с текстом.

1.Словарная работа

2. Работа с иллюстрациями.

3. Самостоятельное чтение текста .

4.Коллективное  составление плана текста  на доске.

5.Краткий пересказ по составленному  плану.

4. Закрепление изученного.

«Проверь себя» с.25

Задание 1. Взаимопроверка.

Задание 2.Обсудить и выполнить в группах.

- А кому ещё грозит опасность  в водоёмах нашего края. Нарисуйте условный знак и защитите его.

Выступление групп.

5.Итог урока.

-Благодаря труду рыбоводов сегодня сохраняется посольская популяция деликатесного байкальского омуля.

- Что вы можете к вышесказанному?

Следующий урок  мы предлагаем провести в виде экскурсии на Большереченский рыбозавод.

Урок 10 (с.26-28)

Тема: Заповедные места нашего района.

Задачи урока: дать детям понятие о заповедных местах нашего района, о природоохранной деятельности людей, познакомить с редкими представителями флоры.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка проблемы. Работа над новым материалом.

Учитель начинает урок с работы над новым  словарным словом- заповедник. Учащиеся сами объясняют значение этого слова, проверяют на с.27.

-Итак, тема нашего урока «Заповедные места нашего района».

Урок можно провести как путешествие по заповедным местам, опираясь на информацию для учителя материал рабочей тетради (с.26-27)

Информация для учителя

 Реликтовые тополя – выдринские редкости.

В нижнем течении реки Снежной  (ст.Выдрино) – место произрастания редких и эндемичных растений : ветреницы байкальской , кувшинки четырёхугольной, тридактилины Кириллова, тополя душистого и серебристой  голубой ели. Возраст реликтовых тополей достигает несколько столетий, их отличает огромная высота и толщина ствола. Обхватить ствол смогут лишь три-четыре человека.

      Кроме того, следует отметить, очертания границ ареала  сибирской голубой ели- между р. Выдриная и р.Паньковка. Заросли её не сплошные, перемежаются с обычной елью и другими деревьями. Усыхание ели от выбросов Байкальского ЦБК, учитывая то, что её прародина Сев. Америка, редкое распространение, декоративность деревьев делают весь этот регион природоохранным.

Серебряный ключ.

Расположен в 1,5 км от г.Бабушкин, по автотрассе на Клюевку,  в 40 м от полотна железной дороги. У  ключа в 19 веке располагались знаменитая лечебница и часовня. По воспоминаниям старожилов, благодаря источнику, многие излечивались от болезней. Серебряный источник имеет несколько выходов на поверхность среди нагромождения камней в 10 м от берега Байкала между р. Малая Осиновка и Мысовка. Охранная территория слабо обозначена.

   Большой водопад.

Расположен  в верхнем течении реки Большой, в 15 км от трассы, высота 0,5-0,7 м по всему руслу свободного слива. Место гнездования редкого серого журавля.

«Сказка» , водопад.

На речке Красной, правый приток речки Селенгинки. Очень эффектный, в напорном режиме дающий веер брызг, водопад до 20 м в котором и узком скальном каньоне из темных пород. Особенно красив при солнечном освящении: в нем играет радуга.

В 25 км к северу от Выдрино расположен красивый 12-метровый водопад на реке Снежной.

Особой достопримечательностью левого побережья р.Снежной в предгорье Хамар-Дабана является наличие удивительных объектов природы, среди которых выделяются живописные лесные Теплые озера в 5 км от Выдрино. Летом вода в озерах хорошо прогревается. Поэтому их называют теплыми. Дорога проходит сквозь густой смешанный лес, у подножия гор. Самое большое называется Лебединое, два других Мертвое и Сказка. Хрустальная чистота воды и мелкогравийное дно с постепенным нарастанием глубины, редкое по красоте живописность окружения превратили три теплых озера в любимое место отдыха.

3. Закрепление изученного.

 «Проверь себя» с.28

Задание 1. Самостоятельная подготовка и выступления групп или отдельных учащихся.

4.  Домашнее задание.    

«Проверь себя» с.28. задание 2 (повышенной трудности).Для остальных учащихся - нарисовать рисунки с изображением заповедных мест нашего района.

5.Итог урока.

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места нашего района больше всего запомнились?

Урок 11 (с.29-30)

Тема: Спорт в нашем районе.

Задачи урока: дать понятие о значимости спорта в жизни человека, о развитии спорта в нашем районе, о спортивных традициях.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1.Заслушиваются выступления детей о других заповедниках нашего края. («Проверь себя», задание 2. с.28).

2.Учащиеся, которые рисовали рисунки, составляют газету или альбом, диафильм с кратким комментированием своих работ.

3. Работа над новым материалом.

Урок начинается с игры.

Раз-два! Три- четыре!

Мы живём в родной Сибири.(маршируют)

Любим спортом заниматься, (руки к плечам)

Плавать, бегать, закаляться! (плавательные движения, бег, приседания).

- Какие виды спорта вы знаете?

-Какие виды спорта развиты в нашем районе?

-Какие традиционные соревнования  в нашем районе вы знаете?

- В каких из них вы сами принимали участие?

Работа по  рабочей тетради. (с.29)

Учащиеся рассматривают и  обсуждают фотографии, читают текст «по цепочке»

Информация для учителя.

Попов Пётр Андриянович. Боевой путь гвардии сержанта Попова начался на берегу великой русской реки Волги. В тревожном 1942 году часть, в которой служил Попов, принимает участие в грандиозном Сталинградском сражении. Позднее в составе своей части он освобождал Донбасс, левобережную Украину, Крым и был награждён двумя орденами Красной Звезды. В бою за озеро Севаш сержант Попов метким огнём миномёта расчищал дорогу для батальона, уничтожая огневые точки противника, за что был награждён орденом Славы 3 степени.  

  33 гвардейская стрелковая дивизия с боями вышла к северной бухте. И снова в битве за освобождение Севастополя отличился наводчик Попов и был представлен к ордену Славы 2 степени. После освобождения Крыма дивизия, где служит сержант Попов, перебрасывается  в Прибалтику. За смекалку и храбрость в боях на западной окраине Кенигсберга он награждается  орденом Славы 1 степени.

4.Закрепление изученного и итог урока.

Этот этап урока проводится в спортивном зале или на спортивной площадке школы. Учитель организует спортивные эстафеты и игры по своему усмотрению.

5.Домашнее задание.

«Проверь себя» с.30.

Урок 12 ( с.31-33)

Тема: Культура и образование нашего района.

Задачи урока: пробудить интерес к культуре родного края, дать представление о творческих коллективах района, расширить представление о местных культурных очагах. Дать понятие об образовательных ресурсах нашего района, прививать чувство гордости за свою родную школу, класс.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Работа в парах. На родительском собрании класса можно оформить выставку рабочих тетрадей, где родители смогут посмотреть, каким видом спорта занимаются дети класса.

3.Работа над новым материалом.

Первобытные люди, которые не умели писать,  оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

        -  желаем          -       - на

        -вам        - успехов        

        - уроке

Учащиеся читают: «Желаем успехов вам на уроке».

Учитель подводит детей к выводу:

- Если бы не было образования и культуры, то человек был бы необразован.

Прослушивается запись песни В.Шаинского «Если б не было школ».

Работа по  рабочей тетради. (с.31-32)

1.Самостоятельное чтение текста.

2.Выборочное чтение по вопросам:

-Сколько и какие культурные учреждения есть в нашем районе?

- Чем знаменит ансамбль «Ивушка»?

- Как переводится название студии «Уян Бэлиг»?

3.Работа  с фотографиями.

- Вспомните и расскажите, как в вашей школе проходит день Знаний?

4.Домашнее задание. (Дифференцированное).

«Проверь себя» с.33.  (повышенной трудности). Для остальных учащихся- с.32 (внизу).

5. Итог урока.

- Что нового вы узнали на этом уроке?

-Что показалось наиболее интересным?

- Какие кружки вы посещаете? Расскажите.

Урок 13 (с.34-35)

Тема: Промышленность Кабанского района.

Задачи урока: познакомить с крупными промышленными предприятиями нашего района, дать понятие  о выпускаемой продукции, о важности профессий  родителей на данных предприятиях.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

1. Просмотр подготовленных фотографий мероприятий в классе и школе.

2.Смотр-конкурс  на лучшую заметку в школьную газету об интересном мероприятии в школе, в классе.

3.Работа над новым материалом.

Просмотр слайдов с изображением  предприятий района с краткой  характеристикой учителем.

 Работа по  рабочей тетради. (с.34)

Самостоятельное чтение с кратким пересказом, опираясь на иллюстрации рабочей тетради.

Информация для учителя.

Посёлок Селенгинск. Посёлок городского типа расположен в живописной местности вблизи реки Селенги. Основан в 1961 году в связи со строительством здесь одного из крупнейших предприятий республики- Селенгинского целлюлозно- картонного комбината. История посёлка- история самоотверженного труда молодых людей,  приехавших в 1960-70 гг. на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку со всех уголков страны. Сегодня ОАО СЦКК- один из лидеров экономики Бурятии и России.Экологическая технология замкнутого водооборота, внедрённая на комбинате в 1990 г., была удостоена Государственной премии РФ.

Посёлок Каменск. Посёлок городского типа, основан в 1949 году вблизи старинного села Тимлюй. Недалеко находится каменный карьер, где добывается известняк- сырьё для цементного завода. От этого карьера и получил своё название посёлок. Первые сведения о посёлке цемзавода относятся к 1936 – 37гг., когда было принято решение о строительстве здесь завода, но официальной датой его появления считается 1949 г.

   Сегодня Каменск- один из центров строительной индустрии Бурятии, здесь расположены крупные заводы: Тимлюйский цементный и шиферный, Каменский завод железобетонных изделий.

Город Бабушкин. Один из пяти исторических городов Бурятии. Возник в середине 19 века у подножья  Хамар-Дабана, на южном мысу, заметно вдающемся в Байкал. До 1902 года- Мысовск, затем Мысовая, а с 1941 года- город Бабушкин. Большое значение этого малоприметного населённого пункта  приобрело после проведения Забайкальского участка Транссибирской железной дороги и строительства здесь станции. Местные рабочие приняли активное участие в событиях первой русской революции. Действует музей истории города, сохранилось немало сооружений, ставших местными достопримечательностями- старый маяк (1900 г.), мысовская пристань, водонапорная башня, напоминающая старинный замок, дом купца Корфа, старое паровозное депо. В настоящее время местное население занято обслуживанием железной дороги, работает крупный рельсосварочный завод, путевая машинная станция № 224. Одно из главных направлений развития города видится в развитии туризма, для которого есть все основания.

4.Домашнее задание.

«Проверь себя» с.35

5. Итог урока.

Пользуясь слайдами начала урока, самостоятельно указать названия предприятий района.

Урок 14 ( с.36-37)

Тема: Развитие туризма в Кабанском  районе.

Задачи урока: познакомить с зонами отдыха и туризма в районе, привлекательным уникальным неповторимым ландшафтом, природой, сохраняемой в первозданном виде.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Помощники учителя с каждого ряда проверяют выполнение задания и лучшие рассказы о профессиях родителей заслушиваются в классе.

3.Работа над новым материалом.

Исходя из возможностей школы, учитель может предложить для просмотра фильм о туризме в Кабанском районе.

Обсуждение фильма проводится с опорой на материал рабочей  тетради (с.36).

Информация для учителя.

Лемасово. Рекреационная местность- живописная, песчаная Байкальская отмель. Расположена западнее села Исток, в 12 км от с.Посольское, на юго-восточном побережье Байкала. Является популярным местом «дикого» отдыха жителей и гостей Кабанского района. Рядом расположена турбаза «Сагаан Дали».

Поворот. Зона туризма и отдыха на побережье залива Посольский сор озера Байкал. С восточной стороны находится среднегорье хребта Хамар-Дабан, с западной- акватория озера Байкал. Поворот- это место, представляющее большую поляну с полосой леса. Здесь до введения в строй Ангарского каскада гидроэлектростаций стояло старое рыбацкое село Поворот.

Соболиное озеро. Северный склон хребта Хамар-Дабан в 20 км от южного побережья оз.Байкал- живописные горные озёра ледникового происхождения находится на абсолютной высоте 640 м. в долине р.Селенгинка, правого притока р.Снежная, в 4 км выше её устья. Площадь озера около 1,1 кв.км, а глубина порядка 50 м. Озеро  окружают массивные, с выпуклыми склонами горы с абсолютными высотами до 1824 м. Его протяжённость составляет чуть более 2 км, а ширина, почти равная по всей долине озера, 500 м. Река Селенгинка в месте впадения в озеро сформировала широкую авандельту.

Посольский  Спасо-Преображенский мужской  монастырь.

350 лет на берегу великого озера гордо высятся главы  Посольского  Спасо-Преображенского  мужского  монастыря. Это уникальный памятник истории, культуры и архитектуры Забайкалья 18 века. Традиции живописной и нарядной архитектуры Руси сохранились в современном облике здания. Первоначально иконостас  соборной церкви был четырёхярусным с позолоченной резьбой на красном поле и зелёными колоннами. Крыши и шпили были окрашены в зелёный цвет, а главы церкви и алтаря- «берлинской лазурью, усеянный  меднозолочёнными звёздами». Завершали церковь кресты «железные вызолоченные четырёхконечные с завитками, с цепями, спускающимися к главам: на вершине креста – корона, на подножии – луна». На колокольне было шесть колоколов. Из них самый большой (125 пудов) отлит в 1800 году на месте.

4.Закрепление изученного.

«Проверь себя» с.37.

5. Итог урока.

- Почему наш район является самым перспективным районом для развития туризма в Бурятии?

- Какие туристические базы вам известны и что вы о них можете рассказать?

- Какие уникальные  памятники истории, культуры и архитектуры вам запомнились?

Следующий урок  мы предлагаем провести в виде экскурсии в Посольский  Спасо-Преображенский мужской  монастырь.

Урок 15-17 ( с.38-41)

Тема: Контрольные уроки. Дневник путешественника.

Задачи урока: проверить знания учащихся по курсу «Я- житель Кабанского района»;  развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению родного края.

Рекомендации для учителя.

Заключительные уроки по курсу «Я – житель Кабанского района» проводятся по усмотрению учителя с опорой на вопросы и задания «Дневника путешественника». Предлагаем разные формы работы, в зависимости от подготовленности класса: работа в группах, в парах и т.д., используя загадки, пословицы, поговорки, сказки, иллюстрации, фотографии. Изучение курса заканчивается творческой работой, составляя обращение к жителям района. Завершить  свою работу предлагаем экскурсией на озеро Байкал.

Литература

1. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.

Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск,  2009

2.В.Г.Котов , В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002

3.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.

4.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008

5. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html

6.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .

7.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…

8. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.

9. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.

10.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.

11. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.

12. Т.Г.Конева, Т.Ф.Оглоблина.

13. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.

14.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.

15. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.

16. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.

17. Научно-популярный журнал Мир Байкала № 3 .Улан-Удэ 2009.

18.Историко-культурный атлас Бурятии. Москва 2001.

19.Д.Элдертон. Всемирная энциклопедия птиц. Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)

Данная  статья   содержит  информацию,  которая  поможет  составить программу   внеурочной деятельности  по краеведению. Здесь  представлена  цель про...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Программа элективного курса для 1 класса "Моя малая Родина"

В программе "Моя малая Родина" реализуется патриотическое направление работы по внеучебной деятельности в 1 классе. В программе детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мир...

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...

Дидактические материалы по курсу "Я и моя малая Родина"

Данный курс разработан с  целью воспитания ценностного отношения  к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской позиции младшего школьника, профилактики нац...