"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)
статья (1 класс) по теме

Данная  статья   содержит  информацию,  которая  поможет  составить программу   внеурочной деятельности  по краеведению. Здесь  представлена  цель программы, разнообразная  тематика, прогнозируемые  результаты,  использованная  литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma__kursa.rar10.68 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЙ  КРАЙ,  МОЯ  МАЛАЯ  РОДИНА».

(Материалы для  составления программы  внеурочной  деятельности.)

                                                                                              Вронская О.Г.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Внедрение ФГОС позволило включить внеурочную  деятельность в образовательную деятельность  учащихся.

Я  считаю,  что в  настоящее время ощущается необходимость изучения истории   своего народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, как того  требует ФГОС.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.  Всё  это  натолкнуло  меня  на  мысль  разработать  программу  внеурочной  деятельности  «Мой  край,  моя  малая  Родина».  Изучив  примерные  рекомендованные  программы,  определила  цели и задачи,  выделила  ключевые  разделы и  темы  для изучения. Актуальна и экологическая направленность программы. Хочется  сказать  словами  писателя  Пришвина М.М.: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».

При  составлении  программы  я  учитывала возрастные и  психологические  особенности детей  младшего школьного  возраста.

Считаю,  что чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Предлагаемая  мною  дополнительная  программа «Мой  край,  моя  малая  Родина» разработана в  соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программой   духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

Цель программы – расширить знания учащихся  о самом себе,  своей  семье, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить  знания учащихся о природе,  экологических  проблемах   родного  края.

Программа  разработана   для   учащихся  6-7  лет . Срок  реализации  1 год.  Программа  рассчитана   на 66 часов  (2 часа в неделю). При  реализации программы учителем  целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Мой  край,  моя  малая  Родина» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе преподавания курса «Мой  край,  моя  малая  Родина» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию  задач. При этом используются разнообразные формы обучения:  наблюдения,  практические работы,  работы исследовательского характера,  творческие задания.

     Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее  и  имеют  теоретическую и практическую  направленность.

В первом классе курс  «Мой  край,  моя  малая  Родина»  состоит из четырёх разделов:  «Моя семья», «Моя школа», «Мой  город», «Мой край. Природа родного края.»

Вот  примерные  темы  для  изучения  родного  края.

 «Моя  семья»: Что такое семья? Кто я? Где живу?   Тайна  моего имени. История моей фамилии. Тайны наших имён.  Профессии моих родителей.    Традиции  моей  семьи. Моя  родословная. И др.

 «Моя  школа» : История  родной школы. Традиции школы. Законы и заповеди. Мой класс. Правила поведения в классе. И др.

«Мой  город»: Мой  город  Железноводск. История родного  города. Экскурсия в краеведческий музей.  «Путешествие во времени. 200 лет назад».                                                          

Профессии людей моего  города. Мой любимый уголок в  городе. Заочная экскурсия. Памятные места города. Известные жители  города.  ВОв  в  жизни  нашего  города. Традиции  города - курорта Железноводска. И др.

«Мой край. Природа родного края.»  Ставропольский  край. История моего  края. Заповедные места.  Зелёный мир вокруг нас. Обитатели вод Ставрополья. Рыбы, обитающие в реках Ставрополья. Птицы нашего края.  Охрана птиц. Красная  книга родного края.

В конце 1-го года обучения  учащиеся  должны:

  1. знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  2. уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  3. знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам;
  4. знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые

виды;

  1. уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Считаю,  что занятия программы  способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности,  расширяют  кругозор  учащихся, прививают  навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестн. образования. - 2009. - 2009. - № 1. - С. 7-28.
  2. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования / А.М. Лобок // Школ. технологии. - 2007. - № 6. - С. 36-46.
  3. Программы внеурочной деятельности в рамках ГОСов нового поколения :  Теория и практика доп. образования. - 2009. - № 8. - С. 41-44.
  4. Ставропольский край в истории России. Кругов А.И.  ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.- 336 с: ил. Второе издание. 
  5. Край наш Ставрополье: очерки истории . Науч. ред. Д. В. Кочура, В. П. Невская. – Ставрополь: Шат-гора, 1999. – 412 с.
  6. http://festival.1september.ru/articles/534738/
  7. http://mon.gov.ru/files/materials/8498/11.05.12-metod.recom.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...

материал для составления программы по кружку развития речи

использую сама данный материал в работе, интересно и разнообразно...

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста».

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста»....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности (английский язык), 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Внеклассное чтение английской литературы» разработана для обучающихся 4 - х классов на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основн...

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе урочной и внеурочнойдеятельности

Моторное развитие ребенка - неотъемлемая часть всего развития ребенка. Чем выше двигательная активность , тем лучше развивается мозг. Уровень развития движения влияет на физическое и пс...