Рабочая программа, составленная на основе авторской программы( Н.Ф. Виноградова) Окружающий мир. 2 класс. УМК "Школа 21 век"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Пчелинцева Зоя Ивановна

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 освоения программы по окружающему миру

во 2-ом классе

Личностные результаты  представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роди человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты   обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально , но и образно.

В соответствии со стандартами второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов  естественнонаучного и обществоведческого образования.  Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.),  методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Ученик научится:

•составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

•называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

•оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

•различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее;  год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

•характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

•называть царства природы;

•описывать признаки животного и растения как живого существа;

•моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

•различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

•устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

•сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

Ученик получит возможность научиться:

•«читать» информацию, представленную в виде схемы;

•воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

•ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

•проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

•приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Что окружает человека

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.);  живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники - органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия - твоя Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы - жители Земли

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

Природные сообщества

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Введение. Что окружает человека

1

Кто ты такой

14

Кто живет рядом с тобой

6

Россия - твоя Родина

13

Мы - жители Земли

9

Природные сообщества

23

Природа и человек

2

Всего

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Дата

по плану

Дата

по факту

Коррек-тировка

1

Что окружает человека? ИТБ

2

Я, ты, он, она… Все мы люди.

3

Наши помощники – органы чувств.

4

Наши помощники – органы чувств.

5

Поговорим о здоровье.

6

Поговорим о здоровье.

9

Режим дня.

10

Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня».

7

Физическая культура.Тест.

8

Физическая культура

11

Почему нужно правильно питаться.

12

Почему нужно правильно  питаться.  О витаминах.

13

Почему нужно правильно питаться. Умеем ли мы есть?

14

Почему нужно быть осторожным?

15

Почему нужно быть осторожным? Проверочная работа по разделу «Кто ты такой»

16

Что такое семья?Практическая работа «Оказание первой помощи»

17

Что такое семья? Кто занимается домашним хозяйством.

18

Что такое семья? Чем семья занимается в свободное время ИТБ

19

О правилах  поведения. Какие бывают правила.

20

О правилах  поведения. О дружбе.

21

О правилах  поведения. Могут ли обидеть жесты и мимика.

22

Родина – что это значит?

23

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

24

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? Практическая работа «Составление семейного древа»

25

Москва – столица России.

26

Москва – столица России.

27

Города России.

28

Родной край-частица Родины. Виртуальная экскурсия в музей.

29

Как трудятся россияне?

30

Как трудятся россияне?

Проверочная работа по разделу «Россия - твоя Родина»

31

Все профессии важны.

32

Мы - граждане России.

33

Мы - граждане России.

34

Россия - многонациональная страна.

35

Твоё первое знакомство со звёздами. И.Т.Б.

36

Твоё первое знакомство  со звёздами.

37

Чем Земля отличается от других планет.

38

Чем Земля отличается от других планет.

39

В некотором царстве...  Тест.

40

Грибы.

41

Какие животные живут на Земле.  Тест.

42

Разнообразие растений.

43

Разнообразие растений. Проверочная работа по разделу «Мы - жители Земли»

44

Среда обитания  - что это такое?

45

Лес и его обитатели. Виртуальная экскурсия  в лес.

46

Деревья леса. Практическая работа с гербарием.

47

Кустарники леса.

48

Травянистые растения леса. Тест.

49

Травянистые растения леса.

50

Животные леса. Проверочная работа по теме «Растения леса»

51

Животные леса.

Птицы - лесные жители.

52

Животные леса.

Пресмыкающиеся-обитатели леса.

53

Животные леса.

Насекомые леса.

54

Животные леса. Если ты пришёл в лес... И.Т.Б.

55

Что мы знаем о воде. Практическая работа «Свойства воды»

56

Что мы знаем о воде. Путешествие капельки.

57

Водоёмы и их обитатели.

Какие бывают водоемы? Болото - естественный водоём.

58

Водоёмы и их обитатели. Что такое река?

59

Водоёмы и их обитатели. Обитатели пресных вод.

60

Водоёмы и их обитатели. Растения  и животные пресных водоёмов.

61

Водоёмы и их обитатели. Обитатели соленых водоемов.

62

Луг и его обитатели.

Виртуальная экскурсия на луг.

63

Луг и его обитатели.

64

Поле и его обитатели.

Практическая работа с гербарием «Зерновые культуры»

65

Поле и его обитатели.

66

Сад и его обитатели.

Проверочная работа по теме «Природные сообщества»

67

Человек – часть природы.

68

Урок- викторина.

Человек – часть природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год.

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы  Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с   Федеральным гос...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено в соответствии с ФГОС с УУД на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Г. Рамзаевой

Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, а...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 4 класса составлено в соответствии с ФГОС с УУД на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Календарно - тематическое планирорование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа, составленная на основе авторской программы (Лутцева Е.А.).Технология. 2 класс. УМК "Школа 21 век"

Рабочая программа по предмету технология авт. Лутцева Е.А. УМК "Школа 21 век"...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...