Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста».
статья на тему

Лехова Наталья Игоревна

 

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekhova_ped_proekt1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 849

Лехова Н.И.

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста».

Название проекта « Юный эколог»

«Птицы нашего двора»

«Растения нашего края».

В моем классе довольно сильно различаются дети по познавательной  активности и мотивации. Мы хотим через работу над этим проектом объединить детей,  сдружить класс и повысить мотивацию и уровень учащихся.

« Юный эколог»

Актуальность.

Воспитание экологической культуры- актуальная задача, сложившейся социально-культурной ситуации начала  21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа  в становлении и развитии личности ребёнка. Закон « Об экологическом образовании» принятый во многих районах  России, ставит перед собой задачу создание системы не прерывного всеобъемлещего экологического образования, и является основанием  для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, состояние практики экологического образования в начальной школе  свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной цели которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в природе.

 

В процессе работы над проектом хотелось бы, что бы дети проявили любознательность и живой интерес к познанию Мира природы, что бы их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, чтобы многие ребята проявили желание более глубоко изучать природу родного края, чтобы их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным.

Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Цель проекта« Юный эколог»

-формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников;

Проект « Юный эколог»ставит перед собой следующие задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4.Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

6.Развитие способности формирования научных эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8. Развитие потребности в необходимости к возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания проекта «Юный эколог» :

-принцип единства сознания и деятельности

- принцип наглядности

- принцип личностной ориентации

- принцип системности и целостности

- принцип экологического гуманизма

- принцип краеведческий

- принцип практической направленности ( эколого-биологическая направленность).

        Проект включает и раскрывает основные содержательные линии:

  1. Земля- единая экосистема.
  2. Человек-существо биосоциальное, часть экологической системы.
  3. Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.                    

В ходе работы над проектом я стараюсь учитывать действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Я стараюсь создать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организую диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. На занятиях создаются проблемные ситуации, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        

Практическую, деятельностную направленность проекта я думаю осуществлять через исследовательские задания, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразные: индивидуальная, групповая, звеньевая. В ходе работы над проектом важны систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с» Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения знаний по проекту являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, гербаризация растений, составление памяток. Мною предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в озеленении классной комнаты, участие в организации праздников.

        Ожидаемый результат.

        Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

                                        9 ноября 2009 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Привитие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»».

Мой проект направлен на развитие здорового образа жизни у детей от 9 до 11 лет. Я считаю,  чтобы сохранять и улучшать здоровье ребёнка, необходима огромная, каждодневная работа. Здоровый педагоги...

Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста в группах продленного дня.

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей не только в учебное время но и в группах продленного дня....

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Из опыты работы Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Тренина С. А...