ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Константинова Марина Викторовна

Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Неободимость проблемы внедрения в деятельность учителя новых педагогических технологий,  развитие исследовательских качеств учащихся приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. В. Константинова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Г. Челябинск, Россия

Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Неободимость проблемы внедрения в деятельность учителя новых педагогических технологий,  развитие исследовательских качеств учащихся приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. [9]

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

 Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.[8]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. [2]

 Современный учитель, передавая свои знания и опыт ученикам, не ориентируется на репродуктивное восприятие материала, а организует учебный процесс и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи, чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли.

Проектная деятельность позволяет учителям начальной школы организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.       Проектирование позволяет формировать коммуникативные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому в этом возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности окружающего мира путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Примерами такого поведения могут служить: пьянство и  алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, компьютерная зависимость, трудоголизм,  сексуальные девиации, правонарушения. [6]

Наиболее характерными аддикциями младших школьников являются: психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева). Наблюдается также либо своеобразная скованность, либо болтливость, вертлявость (А. И. Селецкий, С. А. Тарарухин).
           В начальных классах требуют повышенного внимания дети с акцентуацией (крайними вариантами) характера. Это здоровые и нормальные в психическом отношении дети, обладающие своеобразной заостренностью отдельных личностных свойств, проявление которых определяет специфику их поведения (А. Е. Личко, К. Леонгард, В. Г. Степанов и др.). К данной группе относятся педантичные, демонстративные, возбудимые, тревожные и гипертимические дети. [5]

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь.

Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам. Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка.

Младшие школьники стараются организовать свое поведение, предпринимают попытку смоделировать ситуацию, необходимую для выполнения определенных функций: социальных, бытовых и пр.

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении аддиктивного поведения учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации.

Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию. [4]

Метод проектов эффективен  в профилактике аддиктивного поведения, так как он является эффективным средством для обучения умению находить решение многих проблем

Этот метод позволяет воспитывать самостоятельность, ответственность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности.

Проектная деятельность способствует целенаправленному формированию всех компонентов исследовательской культуры школьников:

  1. мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  2. умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  3. умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. [1]

    Таким образом, введение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках проектной деятельности необходима,  поскольку она учитывает особенности их развития (незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, трудности прогнозирования последствий собственных действий).

Список литературы:

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
  3. Гусева H.A. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления ПАВ/ под науч. ред. Л.М. Шштацыной. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
  4. Гусева Н. А. Программа профилактики адциктивного поведения детей 6-12 лет. // Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся мире (проблемы девиантного поведения). - М.: Новый отсчет, 2001. - с 88-91.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющего поведения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Е.В.Змановская.-м.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.
  6. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб.пособие/Н.Ю.Максимова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2000-288с.
  7. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие/Н.Ю. Максимова .- Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-384с.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста».

Педагогический проект по составлении программы «Введение в проектную культуру детей младшего школьного возраста»....

Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...

Проект по теме: «Трудовая деятельность детей младшего школьного возраста»

Задачи проекта:•Расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях и перелетных;•Воспитывать заботливое отношение к ним;•Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу;•Изготовить кормушки для...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

В статье дается обоснование необходимости создания специальных педагогических условий для формирования у школьников универсальных учебных действий. Рассматриваются особенности использования математиче...

Проектная деятельность обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике

Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей....