Этапизация инновационного воспитательно- образовательного процесса
статья на тему

Гогулина Олеся Геннадьевна

Этапы инновационного образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапизация инновационного воспитательно-

образовательного процесса

Особенностью современного мира стало усложнение связи «учитель-

мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными

изменениями жизни, появлением новых технологий и средств связи,

множественностью культуры, отсутствием канонов в культуре, искусстве и

поведении, утверждением нового культурного типа личности,

содержательным преображением знания и другими факторами.

Новые условия требуют новых контекстов деятельности учителя,

связанных с новой характеристикой результата (компетенции), условиями

профессиональной деятельности, требованиями к деятельности учителя,

новыми задачами, направленными на развитие сущностных сил человека.

Меняется сама модель обучения. Обобщенно характеристику

традиционной и инновационной моделей обучения можно представить в

таблице.

Основные характеристики

Традиционная модель обучения

Инновационная модель обучения

Целевой акцент

Результат обучения

(усвоение уставленного

программой объема

информации)

Процесс обучения (научить учиться)

Роль студента

Преимущественно пассивная

Преимущественно активная

Роль преподавателя

Ведущая (источник

знаний)

Консультативная

(менеджер, режиссер)

Формы предъявления

знаний

В «готовом виде», по

образцу, с преобладанием

вербальных методов и

текстовых форм

Разнообразные и

преимущественно активные

формы (игровые,

проблемные,

инициирование

самостоятельной работы,

поиска и пр.)

Использование знаний

Преимущественно в

типовых заданиях для

подготовки к контрольным

процедурам

Акцент на прикладное

использование знаний, в

реальных условиях

Преобладающая форма учебной деятельности

Фронтальная (лекции) и

индивидуальная

(подготовка к семинарам и

контрольным)

Широкое использование

коллективных и групповых

форм учебной работы

Этапы инновационного образовательного процесса.

Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно

выделить его основные этапы.

1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного

предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной

новации).

2. Проектирование (эскизное, затем детальное).

3. Конструирование, уточнение учебно-экономических параметров,

перспектив рынка.

4. Создание и апробация опытной модели новшества.

5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).

6. Этап экспериментальной проверки.

7. Этап первого серийного использования образовательной новации.

Использовать знания по формированию этапов инновационного

процесса можно при формировании научно-исследовательских процедур,

развития нового проблемного видения. Процесс научного исследования

при получении новых знаний получил название «процессуально-

ориентированного» подхода к обучению. Из приема обучения

исследование становится его содержанием. Модели систематического

исследования разработали зарубежные ученые Бейер, Джайс, Нельсон,

Фентон, Зухман, Массиалас и др.

Обобщение моделей позволяет нам выделить ряд заложенных в них

общих исследовательских процедур:

- выявление проблемы;

- формулирование (постановка проблемы);

- пояснение неясных вопросов;

- формулирование гипотезы;

- планирование и разработка учебных действий;

- сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств);

- анализ и синтез собранных данных;

- сопоставление;

- подготовка и написание сообщения;

- выступление с сообщением;

- переосмысление после ответов на вопросы;

- проверка гипотез;

- построение обобщений;

- построение выводов, заключений.

Понятие педагогической технологии.

Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере

образования (в частности, технологий воспитания и обучения), с 60-х годов

XX века широко обсуждается в педагогических исследованиях и за

последнее десятилетие насчитывают более 300 его определений. В них

отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания,

которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и

учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого

целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.

Поэтому педагогическая технология предусматривает точное

инструментальное управление педагогическим процессом и

гарантированное достижение поставленных целей.

В отличие от педагогического искусства, основывающегося на

индивидуальности и интуиции педагога, педагогическая технология

основывается на научной основе и передовом практическом опыте. Наряду

с понятием «педагогическая технология» используется понятие «технология

обучения», различие между ними подобно различию между понятиями

«педагогика» и «дидактика».

Можно заметить, что составляющие технологически построенного

процесса соотносятся не только с компонентами производственного

процесса, но и тем самым с параметрами системы управления качеством,

которую характеризуют:

а) наличие исходного объекта;

б) ориентация на конечный продукт и заданные его свойства;

в) технологические процедуры, составляющие процессы

преобразования исходного объекта в конечный продукт;

г) мониторинг начального, промежуточного и конечного состояния

продукта;

д) коррекция результатов;

е) осуществление обратной связи, обеспечивающей взаимодействие

используемых методов и средств с диагностикой.

С другой стороны, технологизация в образовании тесно связана с его

гуманизацией, т.к. призвана обеспечить всю деятельность учителя и ученика,

сделать обучение посильным, доступным и радостным. Педагогическая

технология есть один из видов человековедческих технологий,

базирующихся на теориях психодидактики, кибернетики, управления и

менеджмента.

Таким образом, педагогическая технология предполагает реализацию

идеи полной управляемости учебным процессом. Важнейшим ее признаком

служит также воспроизводимость, подразумевающая возможность

применения в других дисциплинах, образовательных учреждениях и с

другими субъектами образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

 Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».     Права и обязанности родителей определены:– в ста...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

  Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается...

Формирование коммуникативной компетентности в воспитательно - образовательном процессе начальной школы

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным,...

Статья: "Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс"

Статья представлена в зарубежном сборнике (Великобритания)....