"Хлеб- всему голова"
статья (3 класс) на тему

Ахипова Татьяна Николаевна

Открытый урок "Хлеб- всему голова" на тему: "Формирование представление о возникновении хлеба,о важности труда в жизни человека и передаче знаний от поколения к поколению."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока педагога-психолога ГБОУ № 613 СПб

                                     «Хлеб всему голова».

Класс – 3 «а»

Педагог-психолог- Архипова Т.Н.

Тип урока – урок сообщения новых знаний и важности их сохранения.

Цель урока:

 Формировать уважительное  и бережное отношение к хлебу.

Задачи урока:

1)Образовательные:

 дать представление о возникновении знаний о хлебе  и  важности их передаче будущим поколениям людей.

2)Коррекционные:

 закрепить знания о временных представлениях, метрических системах и исторической связи современных наук с прошлым.

3)Воспитательные:

 – привить уважение и почтительное отношение к хлебу, накопленному человечеством опыту и знаниям, которые передаются из поколения к поколению через учителей.

Оборудование:

Персональный компьютер; презентация на тему «Хлеб»; плакаты, сюжетные карточки, монеты, зерно, ткань, линейки, карандаши, бумага, весы, разновесы.

                                                      Ход урока:

1)Организационный момент

-Ребята, на нашем уроке будут присутствовать гости, давайте их поприветствуем и постараемся вспомнить о прошедшей дате, связанной со снятием блокады Ленинграда и о цене хлеба в те страшные дни.

2) Постановка целей и задач урока

-Ребята, попробуем догадаться, о чём говорится в загадках?

Слайд №1

«Тарелка супа меж локтями,

а он в руках у нас кусками.

Без него, как видно, не вкусно

и не сытно (хлеб).

Вырос в поле колоском,

на столе лежит куском (хлеб).

Слайд №  2  

- Верно, сегодня мы будем говорить о хлебе.

       -Есть такие слова: «Хлеб- всему голова».

        Хрустящей корочкой одет, душистый, теплый

        чёрный хлеб.

3) Беседа

Сегодня мы привыкли к этому обычному слову «хлеб» и даже не задумываемся, что именно маленькое хлебное зернышко, найденное  когда-то давно древним человеком, сделало его самым могучим существом на нашей планете. Неужели это возможно? Давайте порассуждаем.

 Живя в диком лесу, человек всегда находил себе еду. Деревья давали вкусные и питательные плоды, река-рыбу, лес- животных и птиц.

Слайд №3 – тропический лес.

Вопрос: Чем мы может прокормить себя в тропическом лесу?

- Кокосовыми орехами, бананами…

-Какие съедобные плоды растений вы ещё знаете?

- апельсины, яблоки, груши, ананасы, манго…

        Много знал о природе древний человек, он умело охотился, делал себе жилище и одежду.

Слайд № 4- древние люди в пещере.

Но наступили трудные времена, стало холодно, погибли плодовые деревья,  настал голод.

 В поисках пищи человек набрел на поляну затопленную водой и увидел на поверхности плавающие зернышки. Вода затопила мышиные норы и все запасы зерна всплыли на поверхность. Попробовал человек набухшие от воды зернышки  и  они утолили голод.

 Люди стали собирать зерна и это помогло им пережить холодное время. Когда вновь потеплело, появилась трава, а среди нее колоски с зернами, человек вновь собрал их.

 Человек заметил, что вновь появились птицы и синие облака, стали летать бабочки и потеплело. Человек запомнил эти приметы.

Слайд № 5 -весна

-Скажите дети, к какому времени года относятся эти приметы?

- К весне.

-Какие приметы весны вы знаете?

- Набухли почки, появились подснежники, прилетели грачи, день увеличился

Слайд № 6-  солнечный календарь, римские цифры.

        Впоследствии народные приметы стали связывать с положением на небе солнца, луны и звезд. Для наблюдений за небом строили каменные сооружения, а важные события отмечали палочками. Так появились первые цифры (показать римские цифры), а затем календарь.

        -Для чего это делалось?

           -Для того, чтобы вовремя посадить и вовремя собрать урожай зерна.

Слайд № 7 – приметы.

Нам известны приметы :

- «Землю согрело – не опоздай с посевом»;

- «Лучше голодай, а добрым семенем засевай»;

- «Пшеницу сей, когда зацветет черемуха»;

- «Не сей пшеницы прежде дубового листа».

Физкультминутка:

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг? (дети встают и делают вращательные движения корпусом)

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое (дети поднимают руки к солнцу)

Ветер листьями играет (дети махают руками)

Тучки в небе проплывают.

4) Закрепление изученного материала.

    Работа с карточками.

-Дети, попробуем выбрать карточки, относящиеся к весне.

-Дети распределяют карточки.

        Согласно временным явлениям славяне выделяли 12 месяцев и называли их по приметам (с комментариями детей);

Январь – Просиней (вероятно, по цвету снега)

Февраль – Сечень (метели, вьюга)

Март –Сухий (мало осадков)

Апрель – Березол (злой для берез т.к. брали березовый сок)

Май – Травень

Июнь – Изок (по названию птички)

Июль – Червень (красно от ягод)

Август – Зарев (много зарниц)

Сентябрь – Рюен (Ревун – от рева зверей)

Октябрь – Листопад

Ноябрь – Грудень (груды снега)

Декабрь – Студеный

Год начинался со времени посева – 1марта, затем начало года стали отмечать 1 сентября – когда урожай собран (15 век) и только Петр 1 повелел считать началом года 1 января 1700 года от Рождества Христова.

        Собранный урожай необходимо было защищать от набегов кочевников, для этого была создана армия, а донесения передавались символическими знаками – рисунками, которыми пользовались многие народы, начинавшие создавать свою письменность. Пользовались ими и египтяне.

Слайд № 8 - египетское письмо: сокол и листок лотоса.

        

Посмотрите на это египетское письмо, его может прочесть тот, кто знает, что сокол в Египте – бог Гор, он же царь, а листок лотоса – 1000.

        Обсуждение вариантов письма

-Что мы прочтем, если вместо рисунка пленного нарисуем мешок или барашка?

-Самому доблестному войну полагался орден Льва, а как вы думаете, что было изображено на ордене за храбрость?

        Чему же ещё научило хлебное зернышко человека ? Часть зерна оставляли на еду, часть на посев, часть обменивали на домашних коров, дающих вкусное молоко.  На красивую тонкую ткань, которую привозили люди издалека, зерно обменять не удавалось, взамен требовали золото. Оказалось, что золото- это редкость, ценимая почти всеми людьми и на него можно обменять все, что хочешь.

        Работа с весами.

        Сколько же зерна можно обменять на золото?

-Продавец тканей (один ученик) запросил на отрез в 2 локтя кусочек золота размером с 2 горошины.

-Продавец зерна (другой ученик) не имел золота, но хотел купить 6 локтей ткани.

-Сколько золотых горошин он должен заплатить? Сколько зерна нужно отдать за золото?

Обсуждение.

Для решения задачи необходимо решить:

- Чей локоть использовать и как люди перешли к современным единицам длины?

-Как измерить золотые горошины и что является эквивалентом золота в наши дни?

-Чем измерить зерно и что сейчас является мерой веса?

Физкультминутка – «Овечки на поле»

Продав все зерно, хозяин решил засеять огромное поле, чтобы получить еще больший урожай. Пришел он на берег Нила, где была самая плодородная почва – донный ил, который недавно выбросила река, разбросал семена и пустил стадо овец, чтобы они затоптали семечки (дети выбегают прыгать и топать).

5) Подведение итогов.

Дети, как вы думаете какая  сельскохозяйственная культура  самая важная в жизни человека ?

Какие знания подарило нам хлебное зёрнышко?

Хлебное зернышко научило человечество товарно-денежным отношениям, где требовались знания математики, письма, иностранных языков, земледелию, хлебопечению, строительству и самое главное мышлению и умению решать сложные задачи, договариваться и выживать в тяжёлых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....