Благоприятный психологический климат на уроке
статья на тему

Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagopriyatnyy_psihologicheskiy_klimat_na_uroke.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Благоприятный психологический климат на уроке»

        В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

        Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

        Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

        Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

        Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

        Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

        Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

        Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

        Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

Вот некоторые правила создания благоприятного  психологического климата на одном из самых «взрывоопасных » этапов урока: регулировании и коррекции поведения учащихся, оценки их знаний.

        Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

        Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

        Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

        Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

        Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.

        Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

        Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

        Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

        Мотивируйте оценки знаний учащихся, ученику следует знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

        Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

        Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  

        Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

        Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

        Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

        Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Благоприятный психологический климат на уроке.

Как создать благоприятный психологический  климат на уроке.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц...

Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей

Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...

«Влияние благоприятного психологического климата на здоровье детей»

Психологический климат считается неотъемлемой характеристики детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая дея...