«Уроки этической грамматики»
рабочая программа на тему

Зимулькина Надежда Александровна

Программа внеурочной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etich.gramm_.3.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Рабочая программа по курсу «Этическая грамматика» составлена на основе программы «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной и рассчитана на обучающихся 1-4 классов. На изучение программы отводится по 1 часу в неделю: 1 класс - 34 часа , 2 класс - 35 часов, 3 класс – 35 часов, 4 класс - 35 часов.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

«Уроки этической грамматики»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки этической грамматики» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.                                                                                             В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.                                                                                                 Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.                                                  Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Содержание программы

Раздел 1: Этика общения (7 часов)

С песней весело шагать. Добрым быть на белом свете веселей. Добро творить- себя веселить. Подумай о других. Подарок коллективу. Делу –время , потехе -час. Чего в других не любишь, того и сам не делай.

Раздел 2: Этикет (9ч)

По правилам этикета. Приглашение к столу. Вот школа, дом где мы живём. Вот магазин, куда идём. Дорога, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. В гостях у Вежи. Приглашение на день рождения

Раздел 3: Этика отношений с окружающими (9ч)

Подари другому радость. От чего зависит настроение.

Не стесняйтесь доброты своей. Мой дом -моя семья.

В труде человек хорошеет. Все на белом свете солнышкины дети. Поздравляем наших мам. Со взрослыми и сверстниками. Цени доверие других.

Раздел 4: Этика отношений в коллективе(8ч)

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. Советуем друг другу. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Подарок коллективу (коллективная деятельность).Делаем газету (итоговое занятие).

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся: 

1.  Излагать кратко, содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

2. Объяснять смысл пословиц о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

3. Правилам вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Получат возможность научиться:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:                                                                    Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки этической грамматики»рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Календарно-тематическое планирование (35 часов)

 № п/п

 Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

план

факт

1

С песней весело шагать.

1

04.09

2

Добрым быть на белом свете веселей.

1

11.09

3

Добро творить - себя бодрить.

1

18.09

4

Подумай о других.

1

25.09

5

Подарок коллективу.

1

02.10

6

Делу - время, потехе - час.

1

09.10

7

Чего в других не любишь, того и сам не делай.

1

16.10

8

По правилам этикета.

1

23.10

9

Приглашение к столу.

1

13.11

10

Вот школа, дом, где мы живём.

1

20.11

11

Вот магазин, куда идём.

1

27.11

12

Дорога, транспорт, пеший путь.

1

04.12

13

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

1

11.12

14

В гостях у Вежи.

1

18.11

15

Приглашение на день рождения.

1

25.11

16

Подари другому радость.

1

17

От чего зависит настроение.

1

18

Не стесняйтесь доброты своей.

1

19

Мой дом - моя семья.

1

20

В труде человек хорошеет.

1

21

Все на белом свете солнышкины дети.

1

22

Поздравляем наших мам.

1

23

Со взрослыми и сверстниками.

1

24

Цени доверие других.

1

25

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

1

26

Советуем друг другу.

1

27

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

1

28

Помни о других - ты не один на свете.

1

29

Подарок коллективу (коллективная деятельность)

1

30

Улыбка  -  что солнце

1

31

Дружим с добрыми словами

1

32

Любим добрые поступки

1

33

Коллектив начинается с меня

1

34

Делаем газету

1

35

Делаем газету (итоговое занятие)

1

                                                                      Всего:

35

Список использованной литературы:

  1. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах» [Текст]: Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов / А.И. Шемшурина. – М., Лика, 2006.
  2. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
  3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург:АРД ЛТД,1997 г.
  4. Родари Д. Грамматика фантазии. [Текст] / Д. Родари. – М., 1990.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. [Текст] / К.И. Чуковский. – М., 1990
  6. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» [Текст]: речевой этикет в нашем общении. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок этической грамматики

Этическая грамматика...

урок этической грамматики

Этическая грамматика...

Урок этической грамматики для 4 класса "Добрые мысли и поступки"

Занятие по этической грамматике для 4 класса...

Урок этической грамматики для 2 класса "С детства дружбой дорожи!"

Публикация из сборника "Непрерывное нравственно-этическое воспитание школьников" (из опыта работы педагогов гимназии №1 г.Мытищи МО)...

Конспект урока по этической грамматике "22 апреля - День Земли"

Вашему вниманию предлагается презентация занятия во 2 классе в рамках курса внеурочной деятельности "Этическая грамматика". Раздел: Этика отношений к окружающему. Тема урока: «22 апрел...

Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.

Урок этической грамматики по теме:  "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс....