Конспект урока по этической грамматике, реализованный в технологии продуктивного чтения «Умел ошибиться – умей и исправиться».
план-конспект занятия (3 класс)

Гуляева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по этической грамматике, реализованный в технологии продуктивного чтения «Умел ошибиться – умей и исправиться».

Цель: Формировать у учащихся умение признавать и исправлять ошибки в отношениях с окружающими на основе анализа текста.

I этап. Орг. момент

II этап. Актуализация знаний

Цель: Подведение к теме занятия

-Прочитайте слова на доске:

       ошибиться        Умел         и  исправиться.        Умей

Умел ошибиться – умей и исправиться.

-Как вы понимаете это выражение?  (Если ты совершил какой-то проступок, ошибку, надо его исправить.)

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки. (дети, взрослые.   Обидели товарища, обидели младших, нарушили правила техники безопасности)

-Все мы в жизни можем совершать какие- либо ошибки. Вот и наш сегодняшний урок этической грамматики посвящен теме ошибок в жизни людей, и мы узнаем, как люди могут исправить эти ошибки.

А помогут нам в этом герои произведения Николая Николаевича Носова «На горке».

Тема урока записывается на доске.

III этап. Работа с текстом до чтения

Цель: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

-Какой возникает вопрос по заголовку?  (Что происходило на горке? Кто герои?)

-А теперь обратимся к иллюстрации. Какой возникает вопрос? (Почему мальчик сидит на снегу? Кем ему являются остальные ребята?)

-Мы сказали, что будем говорить об ошибках в жизни людей. Значит, какой еще возникает вопрос? (Какую ошибку совершил герой и как он ее исправил?)

-Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? (рассказ, т.к. на иллюстрации мы не видим волшебства.)

-Мы можем ответить на эти вопросы прямо сейчас? (Нет, нам нужно прочитать произведение.)

IVэтап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания

1.Первичное чтение текста по частям, параллельно ведется диалог с автором.

Условные обозначения:

В- вопрос к автору текста;

О- ответ ребенка, который он предполагает;

П-проверь себя: а вот ответ, который дает автор текста.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

-Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

(В: Предположите, что могло случиться, пока ребята ходили обедать?)

А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! (В Какой вопрос вы зададите автору? О: Почему Котька хитрый? В: Как вы сами думаете?) 

Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.  

(В: Предположите, что чувствовал Котька, сидя дома. О: Зависть)

Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками разводит да головой мотает, как будто нельзя ему.

 (В Как вы думаете, ему на самом деле нельзя на улицу? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет. – О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом!

 (В: Почему? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

 – Ого! – говорит. – Скользкая! Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. «Что делать?» – думает. Думал, думал – и придумал:

(В: Как вы думаете, что он придумал? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

 «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

-Вот теперь, – говорит, – скачусь!

(В: Сумеет скатиться? Почему?   Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: – Как же теперь по песку кататься?

(В: Попробуйте ответить на вопрос Котьки).

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. – Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

 (Предположите, сознался Котька или нет).

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит: – Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

-Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

(В: Догадались, как Котька будет сейчас горку чинить? Ответы ребят принимаются, но не комментируются.)

 Котька отвязал коньки и взял лопату. – Засыпай песок снегом! 

(В: Какой вопрос вы зададите автору? О: Зачем снегом посыпать песок? Как вы сами ответите? Проверим.) 

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

-Вот теперь, – говорят, – замерзнет, и можно будет кататься. А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Vэтап. Работа с текстом после чтения

Цель: Обеспечить полноценное восприятие и понимание текста

1.Концептуальная (смысловая) беседа с выборочным чтением по тексту.

Понравилось произведение?

- Кто понравился? (Например, ребята)

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные…)

- А все ли ребята были такие? (Нет)

- Кого вы имеете ввиду? (Котьку)

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый)

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да)

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

-Так кто же совершил ошибку? (Котька)

-Какую ошибку он совершил? (испортил горку-посыпал ее песком)

-Он это сделал специально? (Нет, от незнания, он хотел подняться на горку, а горка была скользкая.)

-Исправил он свою ошибку?

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

 Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение?

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока («Умел ошибиться – умей и исправиться»).

- Как вы думаете, в этих словах заключена главная мысль произведения?

2.Знакомство с писателем.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Сегодня ему было бы, сколько лет? (112 лет)

Писателя нет, а творчество его живёт. Н. Носов почти 40 лет отдал делу воспитания девчонок и мальчишек. Его труд отмечен высокими правительственными наградами. Он владел золотым ключиком к сердцам девчонок и мальчишек.

Герои Николая Носова – не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

Ребята в письмах к писателю писали с обидой: «Почему все герои – мальчишки?» Писатель отвечал, что он лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

И ещё один важный момент. Все книги Носова наполнены юмором. Без улыбки и без смеха читать книги Н. Носова невозможно.

3.Творческое задание. Работа в малых группах.

-А теперь поработаем в парах: первый ученик придумывает ошибку, которую может совершить в жизни, а второй ученик – как он ее будет исправлять.

H:\ШКОЛА\конспекты\3 кл\этич гр\12.10 на горке\на горке.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе " Умел ошибиться - умей и исправиться. Н.Носов На горке."

Анализ урока по чтению: « Умел ошибиться – умей и исправиться. Н.Носов «На горке.»1.В целях урока точно указан планируемый результат:метапредметные - прогнозировать; осуществлять оценку результатов де...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. У детей формировалось  умен...

Конспект урока по этической грамматике "22 апреля - День Земли"

Вашему вниманию предлагается презентация занятия во 2 классе в рамках курса внеурочной деятельности "Этическая грамматика". Раздел: Этика отношений к окружающему. Тема урока: «22 апрел...

Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтения Тема: «Как выбирать друзей»

Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтенияТема: «Как выбирать друзей»Форма проведения: беседа с элементами проектной деятельности + использование технологии...

Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.

Урок этической грамматики по теме:  "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс....