Урок этической грамматики для 2 класса "С детства дружбой дорожи!"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Публикация из сборника "Непрерывное нравственно-этическое воспитание школьников" (из опыта работы педагогов гимназии №1 г.Мытищи МО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект урока этической грамматики

   

                            для 2-го класса

                                                                               

                                                                                     Герасимова Е.В.

УРОК ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ

Тема:    С детства дружбой дорожи!

Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Задачи: формирование нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу; воспитание доброты, отзывчивости; развитие речи и мышления учащихся.

Оборудование: «сердце» мягкая игрушка, бумажная кукла, коврик, фонарики, картинка-река, фотография кота Леопольда, торт, магнитофон, сердечки.

Ход урока:

- Дорогие ребята! Давайте начнём наше занятие с пожелания добра друг другу. Возьмитесь за руки. Я буду говорить слова, а вы хором повторяйте за мной. «Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем всем добра». Садитесь. Сегодня мы с вами проведём интересный и необычный урок, который поможет нам жить дружно и весело, в тепле и согласии, понимании и доброте.

мягкая игрушка «Сердце»

- Ребята, посмотрите, а что у меня в руках? (сердце)

- Потрогайте. Какое оно?( мягкое, тёплое, нежное)

- Это сердечко заряжено любовью. Из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света.

- А сейчас я вам предлагаю встать в круг.

- Я рада видеть ваши добрые улыбки. Сейчас я вас попрошу передать это сердечко, стоящему рядом человеку, посмотреть ему в глаза и сказать добрые слова.

Дети передают «сердце» друг другу.

- Спасибо, ребята! Садитесь на свои места. А кому легче сказать добрые слова: каждому или близкому человеку, с которым ты постоянно общаешься? (близкому человеку)

- А как можно назвать людей, с которыми вы постоянно общаешься, которые помогают вам в трудную минуту, которые не выдают ваши секреты, которые дорожат дружбой? (друзья)

- Ребята, а хотите сегодня поговорить о дружбе, выяснить, кто такой настоящий друг, умеете ли вы дружить?

- Давайте поговорим . И тема нашего занятия так и называется: « С детства дружбой дорожи!»

- Какое прекрасное слово «дружба». Произнесите это слово.

- Что вы вспоминаете, когда слышите слово «дружба»?

- Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Вот что такое « дружба».

- В жизни каждого человека и маленького, и взрослого непременно должен быть друг или друзья.

- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть?

- Ребята, я вас просила принести на занятие вашу любимую игрушку. Можно ли назвать её другом? Почему?

- А теперь я вам предлагаю такое задание. Вам нужно продолжить такую мысль : Друг – это тот, кто… .

- Сейчас вы можете пошептаться со своей игрушкой и вместе подумать, кто же такой «друг»?

- Что же вам подсказали ваши игрушки? Давайте поговорим.

-А теперь я вам прочитаю утверждения, кто такой друг. И когда я буду читать эти утверждения, вы мысленно поставьте вместо слова «друг» маленькое короткое слово «я». И я думаю, что каждому из вас надо подумать, а может надо что- то изменить в себе (в характере, привычках, поведении), чтобы и с тобой люди стали дружить.

- Вы уже второй год вместе. И у многих в классе есть друзья. И мне очень хочется услышать имена ваших друзей, почему вы с ними дружите, что вы больше всего в них цените.

- Ребята, скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого- то совсем нет друга? От чего это зависит, как вы думаете?

- А теперь я предлагаю послушать стихотворение  А. Барто «Требуется друг».И подумать над таким вопросом: «А стали ли бы вы дружить с такой девочкой?»

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной:

«Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита!

Подружусь с Ильиной-

Стану знаменитой.

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной

Подружись хоть на день.

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы!

Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг!»

- А вы бы стали дружить с такой девочкой?

- Как вы думаете, почему у этой девочки не было друзей?

- Дружат не потому, что человек что-то имеет. Если он надёжный, верный, то у него обязательно много друзей.

- Ребята, давайте не будем скрывать, что вы иногда обижаетесь  друг на друга, ссоритесь и даже дерётесь.

- Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда вам не разрешали. Познакомьтесь, это Катя.

кукла бумажная

- Сейчас мы её будем обижать. Вспомните, как вы обижаете  друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Кате что- то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.

Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя.

 - Посмотрите на Катю, изменилась ли она?

- Такая ли она, как была вначале?

- Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали Катю. Можем ли мы что –то изменить? Как нам исправить положение? ( пожалеть куклу, сказать что- то приятное)

- Давайте попробуем сказать ей что- нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была вначале? (нет)

- Почему?

-Боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие добрые слова не могут её разгладить.

-  Так нравится ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Ребята, конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.

- Расскажите, как вы миритесь с другом.

- Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что – нибудь смешное. И ещё очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.

коврик

- Сегодня я принесла для вас вот такую вещь.  Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, начиная с этого момента,если кто-то из вас,вдруг,поссорится друг с другом, вы будете садиться на этот коврик и говорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

-А есть ли в нашем классе дети, которые находятся в ссоре? (если дети ответят положительно,можно продемонстрировать)

-А есть ли среди вас, которые обижали других, злились на кого –то?

сердечки

- Я предлагаю дать сердечко тому, перед кем вам бы хотелось извиниться.

- Скажите, как вы теперь чувствуете себя?

-Видите, и у вас на душе стало теплее. Посмотрите на ваши игрушки. Они тоже довольны вами, они радуются за вас.

- Ребята, а вы любите фантазировать? Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся?

- Ребята! Сейчас  вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Давайте с ними познакомимся.

Основные законы дружбы.

  1. Один за всех, и все за одного.
  2. Дружите, не обижайте друзей.
  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  4. Радуйтесь вместе с друзьями.
  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

- Ребята, если вы будете  соблюдать эти законы, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Дружными ребятами будьте всегда, и вы сами почувствуете, насколько вы станете счастливее.

-  Ребята, я узнала, что в Японии существует обычай  опускать на воду горящий фонарик дружбы. Этот фонарик медленно плывёт по реке, находит друзей и передаёт им разные пожелания. У каждого из вас есть свой фонарик. Мы их  тоже с вами отправим в удивительное путешествие по реке. Наши фонарики унесут тепло наших сердец друзьям.

Дети прикрепляют свои фонарики к реке.

- Как светло стало теперь, потому что горит много фонариков дружбы. Пусть ваши фонарики дружбы станут символом света, тепла, дружбы, добра. Пожалуйста, не гасите их в своих сердцах.

- Ребята, встанем в круг, давайте возьмём друг друга за руки. Наше занятие подходит к концу.

- Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?

- Ребята, а кто помнит, какие слова всегда говорил , обращаясь к мышатам известный герой, добрейший кот Леопольд? (« Ребята, давайте жить дружно!»)

- Давайте хором  скажем друг другу эти слова.

Рисунок кота Леопольда

- Ребята, кот Леопольд передал вам подарок и свою фотографию на память. Вот что он пишет:

Дорогие ребята!

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз вам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполнится.

Кот Леопольд.

- Ребята, я предлагаю поселить кота Леопольда  в нашем классе, чтобы мы все жили дружно. Вы согласны?

-  А хотите посмотреть, что за подарок вам передал кот Леопольд?

Учитель достаёт из коробки торт «Дружба».

- Ребята, я думаю, что сейчас у вас замечательное настроение.  Не так ли? Сегодня мне тоже было с вами тепло, радостно, приятно. Давайте сейчас все улыбнёмся друг другу  и споём замечательную песню о том, как дружба начинается с улыбки.

- Ребята, я вам желаю удачи, чтобы вы нашли настоящего друга. Берегите ваших друзей и близких. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"С детства дружбой дорожить..."

внеклассное мероприятие о дружбе...

КЛАССНЫЙ ЧАС "С детства дружбой дорожи"

Цели: • расширять знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе; • развивать речь и мышление учащихся; • воспитывать доброжелательность. Оборудование: • музыкальное оборудование; ...

Классный час в 3 «А» классе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" (с презентацией)

Классный час в 3 «А» классе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" (с презентацией)Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает жела...

Классный час "С детство дружбой дорожи"

Сценарий классног часа для детей с ОВЗ начального звена.Цели классного часа:расширить знания детей о взаимоотношениях людей,о добре, о дружбе;развивать речь и мышление учащихся;воспитывать добро...

День Знаний . 3 класс Тема: С детства дружбой дорожи.

Праздник подготовлен для учащихся 3 класса....

Внеклассное мероприятие в начальной школе "С детства дружбой дорожи"

Материал содержит методическую разработку внеклассного мероприятия для младших школьников по теме "С детства дружбой дорожи"...