Внеклассное занятие " Жар-птица Хохлома!"
план-конспект на тему

Шершнёва Наталья Леонидовна

 Внеклассное занятие для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhar-ptitsa_hohloma.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Шершнева Наталья Леонидовна

                                                                Воспитатель ГПД

                                                                ГБОУ СОШ № 277

                                                                г. Санкт-Петербург

                                                                         2018 г.

        Внеклассное занятие « Жар-птица Хохлома.»

Цель: Развивать интерес детей к  декоративно-прикладному искусству

 Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения Хохломы.

2. Воспитывать в детях бережное отношение к народным обычаям, истории страны.

3. Воспитывать уважение к труду.
4. Развивать эстетический вкус и воображение.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  презентация,  выставка изделий, заранее подготовленные силуэты посуды, гуашь, баночки с водой, салфетки. 

Организационный момент.

 Добрый день,  ребята!

Сегодня мы с вами собрались здесь на особенное занятие! Мы с вами вернемся на столетия назад и попробуем себя в роли мастеров.


Беседа. 

 -Посмотрите, у нас с вами здесь выставка! Что же это такое? ( Рассматриваем выставку хохломских изделий)

-Кто из вас знает, как называются эти изделия?( Хохломская посуда)

-Совершенно верно! Вот такие красивые изделия делали мастера на Руси!

 Ученик:

 Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

 

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

 - Как вы думаете, а зачем мастера создавали такие изделия?

Слайд 1

 Конечно, всем хочется красоты в доме! Такие изделия могут украсить дом?

 И вот, в селах под Нижним Новгородом, мастера делали необычные вещи. А продавали их на ярмарке в большом торговом селе Хохлома. Отсюда и пошло название!

 Слайд 2.

 

 Мастера расписывали не только посуду, но и предметы мебели!

 Посмотрите, какие же цвета использовали? ( Красный, черный, золотой)

Слайд 3.

Получалось все очень нарядно! Иметь такую посуду хотелось всем!

 Слайд 4.

Ученики:

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

 Слайды 5, 6, 7.

-Как же изготавливались эти изделия? Сначала мастер вырезает из дерева заготовки! Потом  их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

 -Вот такой фокус! Оказывается, золото для золотой Хохломы и не нужно!

- Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

 -Что же изображали мастера на своей посуде? ( Ягоды, листья,, цветы)

- Конечно, они изображали то, что хорошо знали, видели кругом! Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

 Физминутка.

 Проводится под песню Марии Пахоменко « Хохлома»

Ученица показывает танцевальные движения.

 Самостоятельная работа.

- Сегодня и мы с вами попробуем расписать изделия. Конечно, мы не будем вытачивать заготовки! У нас с вами есть силуэты ложек, сахарниц, чаш.

 Во время работы звучит русская народная музыка.

Выставка работ.

Рефлексия.

-Что вы узнали нового для себя?

-Как вы оцениваете сегодняшнее занятие?

 –Что вам понравилось в своей работе?

- Что вам понравилось в других работах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Праздник птиц"

Праздник «Встреча птиц»...

Внеклассное занятие "Помоги птицам зимой".

Внеклассное занятие "Помоги птицам зимой"....

Внеклассное занятие "Покормите птиц зимой"

Задачи:1.Образовательные:  обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах. 2. Коррекционно - развивающие: выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способно...

Внеклассное занятие "Праздник птиц"

Праздник «Встреча птиц»Учитель: Карачевцева Наталия ВикторовнаЦель: дать ученикам представление о Празднике Птиц, порядке прилёта птиц на родную землю, о народных традициях, связанных со встречей...

Внеклассное занятие о птицах "Птицы - наши друзья"

Учащиеся знакомятся  с многообразием пернатых;   на занятии формируются понятия о происхождении названий некоторых птиц....

Внеклассное занятие "День птиц"

Литературная викторина о наших пернатых друзьях....

Презентация к внеклассному занятию "Покормите птиц зимой"

Презентация создана с целью развития интереса и желания у детей младшего школьного возраста заботиться о зимующих птицах....