Игра - педагогическая азбука жизни
статья (2 класс) на тему

Екуняшева Марина Юрьевна

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. а ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестатьь огорчаться, горевать. русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее. В статье представлены игры для досуга в группе продленного дня. Главное предназначение представленных здесь игр - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_ekunyasheva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – педагогическая азбука жизни

Выполнила М.Ю. Екуняшева

       Вначале было не слово, как принято говорить, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения малыша в жизнь.

Понять природу игры, ее поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своих питомцев и воспитанников. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства и человеческие личностные качества.

Игра в досуге группы продленного дня играет важную роль. Это замечательная возможность коррекции того, что заложено и проявлено в ребенке, и вывод его на творческое и экспериментальное поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, с другой – представляем поле фантазии и личного творчества.

«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» - так писал великий педагог Фромм А.  (Фромм.А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991, с. 84)

Игры – аттракционы

Словом «аттракцион» принято называть игры-состязания, соревновательные досуги, зрелищные, построенные для преодоления трудностей. Они могут быть с предметами и без них. Эти забавы помогают в развитии, самопроверке, тренировке силы, ловкости, смекалки, развивают глазомер.

Что там, за спиной?

Двум соперникам на спины прикалываются четкие картинки и бумажные кружки с цифрами. Игроки сходятся в круге, поджимают одну ногу, придерживая ее рукой, пытаются заглянуть за спину соперника и прочитать надпись.

Пройди, не задень

На ровном месте ставятся кегли на расстоянии шага друг от друга. Играющему завязывают глаза и предлагают пройти туда и обратно между кеглей. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество кеглей.

Отдай честь!

Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: Во! Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Гонки на метле

Бег верхом на метле зигзагом мимо 10 кеглей, расставленных на расстоянии 2-3 метров один от другого. Побеждает тот, кто быстрее пробежит все кегли, не свалив ни одну.

Игры на развитие координации движений

Координация – буквально «Упорядочение». Координироваться – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает приказ, а тело, его руки и ноги, пальцы подчиняются его приказу. Эти игры и упражнения развивают координация движения.

Вращай одновременно

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

Прыжок с поворотом

Очертите на земле круг. Встать в центр круга , подпрыгнуть выше, сделав в воздухе полный поворот и точно опуститься в центр круга.

Еще раз, но одновременно

Предложить детям одной рукой крутить «от себя», а другой – «к себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой гладить себе живот слева направо и справа налево.

Также можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой что-то тгладить утюгом.

Забавы с воздушными шариками

Дети могут играть с любыми предметами и игрушками, если к эторму пробудить энергию их души.

Эстафеты с воздушными шариками.

  1. Пронести шарик на голове. Если упадет, остановиться и снова продолжить соревнование.
  2. идти шагом, а шарик гнать по воздуху.
  3. нести два шарика, зажав их между ладонями
  4. гнать шарик по полу, огибая расставленные по полу кегли
  5. зажать шарик между колен и прыгать с ним как кенгуру
  6. нести шарик на ракетке от настольного тенниса или в большой ложке

Игры и потешки со спичками

Это еще одна возможность проявить свою и детскую фантазию с помощью спичек.

Спичка – копье

Забава предельно проста: начертить на земле мелом черту и не переступая ее бросать на дальность спичку, как копье. Победителя можно определить по трем броскам.

Автограф

Группа ребят по команде одновременно выкладывает свои имена и фамилии. Побеждает тот, кто быстрее и красивее это сделает.

Рисуем спичками

Рисуем – значит, выкладываем из спичек какие-то заданные фигуры или рисунки. Победителем становится автор самого остроумного и качественного рисунка.

Дунь в коробок

Освободить коробок от спичек. Выдвинуть его наполовину и приставить ко рту. Сильно дуть. Коробок может улететь далеко.

Постараться попасть в очерченный круг

Сбить легкую бумажную мишень

Попасть коробком в установленную на полу коробку

Игры с мячом

Мяч по популяроности занимает первое место в царстве детской игры. Он как магнит притягивает к себе детей, стимулируя их неуемную фантазию и двигательное творчество.

Мяч – это рука ребенка, развитие ее связано напрямую с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Поскачи с мячом

Зажать между коленями мяч и скакать, соревнуясь с кем-либо и не теряя при этом мяч.

Мяч на голове

Соревнующемуся кладут на голову бублик, а сверху мяч. С мячом на голове надо пройти или пробежать определенное расстояние.

Добавь слово

Воспитатель бросает мяч, называя полслова, ребенок ловит и дополняет слово своим.

Бег с мячом

Стать друг против друга и зажать между лбами большой мяч. Затем постараться как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой – задом наперед. Мяч можно зажать между плечами, между ушами или спинами.

Колокольчики детства

           Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, – это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки и игры-минутки. Миниатюры, представленные выше, представляют собой разноцветные мгновения счастливой жизни ребят, где есть «намек и добрым молодцам урок», где на досуге приобретается тот опыт, который потом обязательно пригодится в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Урок- игра по Азбуке "Повторим то,что знаем"

Конспект урока Азбуки по теме "Повторяем то, что знаем"  по обрзовательной системе "Школа 2100".  Урок проводится  в первом классе после изучения  всех букв  русского алфавита...

Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

Программа воспитательной работы "Первые страницы Азбуки жизни"

Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя т...

Программа "Азбука жизни"

Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)...

КРАТКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АЗБУКА ЖИЗНИ"

      Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука жизни»   составлена на основе следующих документов:- требования Федерального государственного образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Азбука жизни" с 1- 4 класс

  Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках...