Классный час "Чтобы любить родителей надо научиться…"
классный час (4 класс) на тему

шаумян каринэ георгиевна

Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shaumyan_k_g.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтобы любить родителей надо научиться…

Цель:

  • Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Задачи:

  • сформировать доступное понятие о важности отношения к родителям и наставникам;
  • познакомить с понятием “радость послушания” через обсуждение ветхозаветных историй;
  • сформировать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: почтительность, милосердие,красота, радость, счастье;
  • обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;
  • способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;
  • воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.

Тип классного час:  формирования и закрепления новых знаний.

Оборудование:  карточки для работы в группах и парами; презентация,карточки с ключевыми словами, памятки для детей

Ход

  1. Организационный момент

(психологический настрой).

Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

(На классную доску вывешиваются ключевые слова: послушание, почтительность, милосердие радость, счастье.

Эпиграф урока:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

2. Объявление темы .

- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей.

(На экране проецируется тема урока: “Заповедь: Чти отца твоего и мать твою”. Зачитывается эпиграф урока)

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

  • “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”.
  • “Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный”
  • “Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей”

Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?

(ответы детей).

В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей:

  • “Нет такого дружка, как Родная матушка”,
  • “Как Бог до людей, так отец до детей”,
  • “Птица радуйся, весне, а младенец матери”.
  • О том, что нужно строго относиться к детям:
  • “Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости”.

- Для чего  были даны-заповеди людям? Предполагаемые ответы детей:

(Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.)

- А что значит “счастливый человек”? (Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.)

Сто лет назад в России жили большими семьями - по 10-20 человек. Представьте себе дом на селе начала 20-го века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки - все вместе и все друг другу, помогают. Одни по хозяйству, другие в поле, третьи - уроки учат. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали малышей от соседних забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали.

- На чем это все держалось, как вы думаете?

- Да, верно, послушание, строгое распределение обязанностей и результат всего - любовь - это жертва.

-Дорогие ребята, ответьте что такое - любовь? родители? добродетель?

-Родителей в детях огорчает не озорство, не излишняя подвижность, не дерзость даже - все это можно понять и простить, а сердечная черствость, равнодушие, эгоизм. Почитать родителей - значит: любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто старше нас. Неправильно поступают те, которые не уважают старших, в особенности стариков; кто с пренебрежением относится к их опытности, равнодушно, с насмешкой к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми «отсталыми», а их понятия «отжившими». Людей старше нас нужно уважать и, конечно же, помогать им.

Предлагаю посмотреть рассказ В.Осеевой «Сыновья».

Инсценировка рассказа.

- Почему старичок сказал: «Я вижу одного сына»? Ответы детей.

Правильно. Дети должны быть родителям помощниками, а не заниматься самолюбование

- . И я хотела немножечко рассказать о добром деле. Совершая доброе дело, многие люди ждут похвалы, благодарности, не получив которых, начинают сожалеть о сделанном. Тем самым, своими руками уничтожая всё доброе, о чём только что, беспокоился.

-  Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-либо добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще награды за свое доброе дело?»

Видимо понимание необходимости делания добра - высшая награда для человека

- Прочитайте ключевое слово. (послушание)

- А что такое послушание? (Это быстрое радостное исполнение воли.) (слайд 8)

- Послушание- это необыкновенное слово. С какими словами оно связано? (Оно связано со словами "радость" и "счастье". Те люди, которые выполняли правила , данные Богом, жили счастливо и в радости.)

2. Ветхозаветные истории.

- Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость и счастье ушло от них.

Сегодня мы вспомним ветхозоветные истории о тех людях, которые были послушны Богу и тех, которые преступили (нарушили) Его заповедь послушания.

1) Авраам и Исаак.

- Жил человек праведной жизни по имени Авраам. Бог не раз открывал ему Свою волю.

Прошел год после того, как Авраама посетили три вестника от Бога, и родился у него сын. Авраам назвал его Исааком.

      Когда Исаак подрос, Господь решил испытать веру Авраама и его любовь к Нему. Бог обратился к нему со словами: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".

      Трудно было Аврааму сделать это. Но он хотел исполнить все, что Бог повелевал ему, потому что он любил Господа всем сердцем своим. Поэтому он нарубил дров, положил их на осла, взял с собою двоих слуг и Исаака и пошел в указанное Господом место.

      Исаак, не зная, кого отец должен был принести в жертву, спросил его: "Отец мой!... Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения ". Авраам ответил: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой".

      Придя к горе, Авраам оставил слуг внизу, поднялся на гору и устроил жертвенник; разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник... Но вдруг ангел Божий воззвал к нему с неба: "Авраам! Авраам!. Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня... Я, благословляя, благословлю тебя..."

      Бог всегда посылает благословение тем, кто любит Его всем сердцем.

- За такое послушание Бог благословил Авраама и обещал произвести из его рода Спасителя мира.

- Что такое благословение? (Работа со словарём. Благословение- это милость Божия.)

- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (послушание)

Ответьте на вопрос - почему слово “послушание” связано со словом “радость”? (выслушиваются ответы детей)

 - Послушайте притчу “Воробей”.

В саду, недалеко от дома, сидели на скамье пожилой отец и возмужалый сын. Был солнечный день.
Отец тихо любовался природой, а сын читал газету.
Мимо них пролетела птичка и села недалеко на куст.
Отец у сына спросил:
- Что это?
Сын нехотя взглянул на птичку и ответил:
- Воробей.
После чего отец приподнялся немного, посмотрел внимательнее и опять спросил?
- Что это?
Сын резко ответил:
- Отец, я же только что сказал – это воробей.
Воробей взлетел и, пролетев несколько метров, сел на землю.
Отец, следя за полетом птицы, через некоторое время опять задал вопрос сыну:
- Что это?
Сын уже нервным голосом ответил:
- Это воробей, отец, воробей. В-О-Р-О-Б-Е-Й!
Отец, как бы ни слыша того, что ему говорит его сын, задает ему тот же вопрос:
- Что это?
Сын рассердился и не выдержал:
- Зачем ты меня все время спрашиваешь?! Это воробей, сколько раз я еще могу тебе это повторять?! Тебе тяжело это запомнить?!
Старик встал и направился к дому.
- Ты куда пошел?  – воскликнул сын.
Отец только отмахнулся рукой и ушел.
Через несколько минут он вернулся со старой толстой тетрадью. Открыв ее, и найдя нужную страницу, он дал ее своему сыну и показал, где читать.
Сын начал читать:
- Сегодня я и мой маленький сын, которому недавно исполнилось три годика, гуляли в парке. Когда перед нами сел воробей, то мой сын спросил меня 21 раз: «Что это?». И ровно столько же раз я ответил, что это воробей. Каждый раз я обнимал его, а он снова и снова спрашивал меня. И я совершенно не сердился на своего любимого маленького мальчика.
После прочитанного сын обнял своего отца и так они еще долго сидели.

- Какую заповедь не выполнял сын? (пятую заповедь, он не почитал своего отца, кричал на него)

-Как отец сумел поставить его на место? (он противопоставил грубости сына доброту и любовь)

- Как вы думаете, раскаялся он в своём поступке? (да,он раскаялся, ему стало стыдно)

- А как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

-Что автор пытался до нас донести?

( К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.)

 Почитание родителей- это долг, который люди должны отдавать друг другу из поколения в поколение. Почитать, значит быть вежливым, послушным и внимательным. А как вы понимаете эти слова?

Дети Ноя

    Сыновей Ноя, которого Бог спас от потопа в деревянном ковчеге, звали Сим, Хам и Иафет. Ной возделывал землю и насадил виноградник. Когда виноград поспел, он приготовил напиток. Ной незнал его силы. Выпив много крепко заснул обнажённым в шатре.

 Когда это увидел младший сын Хам, он поступил непочтительно. Хам посмеялся над отцом и рас-сказал о нём своим братьям. Они взяли одежду, подошли к отцу так,чтобы не видеть его наготу, и покрыли его.  Когда Ной проснулся и узнал о поступке Хама, он осудил его. А других сыновей он благословил. Ной предсказал, что их потомки сохранят веру в Бога и распространятся по всей земле.

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил других свыновей?

- Догадайтесь , откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.

Ещё с древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению. В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Вам сейчас предстоит самостоятельно ознакомиться с правилами отношения детей к родителям. Прочитайте внимательно, перескажите своими словами.

Детям раздаются отдельные правила из указа:

Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам. - Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.

- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.

- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Дети работают в группах, обсуждают.

-О каких правилах был издан указ Петра 1?

-Какие из них вам особенно запомнились?

-Как вы понимаете эти правила?

-Какие из них сегодня нужны? Зачитайте.

-Поднимите руку те, кто хоть одно из услышанных правил выполняет

У вас на столах есть эти слова поучения Мономаха, прочитаем их вслух.

Советы христианским людям:

  • Убогих не забывайте.
  • Подавайте сироте.
  • Не губите христианской души.
  • Гордости не имейте
  • Чтите старых.
  • Не ленитесь.
  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.
  • Чтите гостя.
  • Навестите больного.
  • Поприветствуйте человека.
  • Учитесь всему.
  • Творите добро.

- Чему учат эти слова? (обсуждение каждого выражения).

- Все эти слова славят труд и знания, призывают детей к милосердию. Гуманности и добродетели.  

- Как вы ребята понимаете слово благодарность? (благо дарить)

- Какими словами вы выражаете слова благодарности и за что?

- Часто ли и кого вы благодарите?

- Давайте подумаем кому мы благодарны в нашей жизни и за что?

(маме, папе, бабушке, дедушке, другу, подруге, солнышку и т.д.)

- Я предлагаю выразить всем этим людям благодарность через свои письма-благодарности, которые вы сейчас напишите.

- Сейчас мы разобьемся на группы и каждая группа будет писать письма благодарности, а после классного часа вы их отнесете адресатам.

Напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец.

- А ещё я хочу раздать каждому из вас памятку, чтобы вы лучше запомнили нашу сегодняшнюю беседу. Прочитаем:

Памятка для детей.

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.

- Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная. Пусть в ней всегда царит дружба, понимание, любовь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.

Обобщение.

Родители дали каждому из вас самое дорогое – жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.

Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием. Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

 Творческая работа в группах.

1 группе предложена логическая цепочка слов:

послушание –почтительность – милосердие– радость – счастье

2 группе предложена цепочка слов:

Непочтительность – несчастливость

Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу.

(выслушиваются ответы групп)

Подведение итога урока.

-  Итак, дети, мы много говорили сегодня о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос

- почему слово “послушание” связано со словом “радость”?

(выслушиваются ответы детей)

- Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям - это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!

Рефлексия учебной деятельности.

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Успеха.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.

Звучит песня С.Павлиашвили «Помолимся за родителей»

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1 (2) годы обучения. В 2 ч.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  1. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессионных отношений, 2008.
  2. Закон Божий для детей. Сост.Д.Соколов.- М.: Русский Хронографъ, 2008.
  3. http: //www.freeokoi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему надо научить ребёнка

Самое главное, чему должны научить родители своего ребёнка......

Педвсеобуч для родителей: "Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей"

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос...

Классный час Дорожные знаки надо знать

Классный час по правилам дорожного движения...

Классный час «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»

Мероприятие направлено на развитие у обучающихся осознанного и ответственного отношения к учебе как основному виду деятельности школьника....