Родительское собрание Клички, прозвища, дразнилки
материал (3 класс) по теме

Родительское собрание для родителей 3 класса. В классе есть проблемы? Решать проблему надо совместно с родителями учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальной школе 3 класс

«Клички, прозвища, дразнилки»

 Содержание:
1. Статья «Клички, прозвища, дразнилки»
2. Советы младшему школьнику
3. Советы педагогам
4. Рекомендации родителям
5. Список использованных источников информации

Без кличек, прозвищ и дразнилок не бывает. Согласно наблюдениям психологов, в любом детском коллективе дети дразнят друг друга, что является наиболее частой причиной всех ссор и драк, происходящих между ними. Ребенок приходит из детского сада или из школы в слезах: «Ребята меня дразнят! » Для него это целая трагедия, а для родителей проблема: идти разбираться с обидчиками, переводить ребенка в другую школу или детский сад, учить его отвечать тем же? 
Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные слова? 

Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой их произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникают определенное волнение и напряжение. 
        Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести. 
             Психолог Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать. 
             Клички – часть процессов взаимодействия, протекающих в детском коллективе. Это отражение расстановки сил, показатель появления в классе группировок, лидеров и неудачников. Клички – надводная часть айсберга взаимоотношений в детской среде. Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек. Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя для взрослых клички и имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, то для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников и «тюленем» и «толстым». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной. 
Наделять друг друга кличками люди стали, пожалуй, еще в пещерном веке. Клички, данные нашим пращурам, превратились в наши сегодняшние фамилии. Есть клички, данные целому народу или сословию. 
Почему человеческому сообществу свойственно давать своим членам прозвища? Возможно потому, что клички безошибочно отражают социальный статус своего хозяина, возвышая тем самым лидера и еще больше пригибая тех, кто ничем особым не отличается. 
Естественно, осваивая окружающий мир, дети «проходят» в школе жизни науку наделять кличками. Но мы живем не в пещерном веке и появление прозвищ в детском коллективе, особенно тех, которые очень обижают, тревожит и педагогов и родителей. Ведь это накладывает отпечаток на характер и того, кому кличка «приклеена» (жертвы, и того, кто ее «прилепил» (обидчика) . Бывает так, что в класс приходит новенькая. Нос «картошкой», на щеках веснушки, брови рыжие - в общем, отличное поле деятельности для безжалостной фантазии подростков. Но прозвища почему-то к ней не прилипают. Девочка оказалась прирожденным лидером, общалась с новыми одноклассниками с такой легкостью и уверенностью, что класс за считанные дни признал ее «своей». Держалась она с поистине королевской неотразимостью, и ребята относились к ней, как к королеве. 
Известно, что к уверенному, довольному собой, своей внешностью человеку обидные клички не прилипают. Зато неуверенные, очень переживающие по поводу своих способностей получают «сполна» и по самым больным местам. 
Почему дети обзываются? 
Психолог Марина Кравцова выделила несколько причин, по которым дети произносят обидные слова:
• агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника);
• желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих) ;
• игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять) ;
• провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов) ;
• шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих) ;
• самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию, показать, кто здесь главный) ;
• месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, также поступает от зависти) ;
• не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у этого ребенка принято награждать друг друга прозвищами и это никого не обижает
Если в семье ребенка окружает брань, скандалы, то в детском коллективе он неизбежно будет выплескивать этот негатив, в том числе и через клички. Есть мальчики, которые обзываются и дают клички просто непрерывно. Такой стиль общения, «привитый» семьей буквально с пеленок, стал стереотипом. Ребенок обзывает других автоматически, не замечая этого. 
Корни появления кличек в коллективе уходят очень глубоко. Обнаружить причины этого явления бывает непросто, и лучше это делать вместе с психологом
Клички и прозвища. Что они обозначают? 
Через клички и прозвища проходят все дети. Прозвище, данное ребенку, может означать тысячу и одну вещь. Конечно, может быть неприятно, что имя, почти до неузнаваемости искажено прыткими приятелями. Однако, это лишь первый опыт общения со сверстниками
Кличка может ничего не означать, кроме детской моды. Она может быть образована от имени, фамилии или как угодно еще, важно, что бы она ни несла в себе негативного энергетического заряда по ощущению ребенка, это становится понятно по тому, как ребенок рассказывает о кличке, о своих отношениях с одноклассниками
Бывает, что в детском коллективе прокатывается такая волна: дети никого не называют по именам, они превращаются в Винни, Кенгу, Крошку Ру, Пятачка и далее, по списку. Когда герои одной сказки заканчиваются, старую волну накрывает новой: появляются Покемоны и… даже Масяни. В данном случае кличка имеет минимальное отношение к самому ребенку. Она скорее просто отражает направление ветра в детском коллективе, в который входит ребенок. 
Важно отличать отношение самого ребенка к кличке от намерений его специально обидеть. Если в доброжелательной обстановке ребенок «дуется», обижается, если совершенно невинная кличка задевает его за живое, значит – дело не в кличке, а в ребенке. Вероятно, он слишком раним эмоционально, возможно, его самооценка занижена или он тревожен, раз он видит нападение там, где его нет и в помине. 
Чаще клички придумывают мальчики. Пока они маленькие (до школы, такой проблемы почти не возникает. Начинается часто все со школы, причем безудержно. Рассказывая о новых товарищах, мальчики часто называют не их имена, а прозвища, которые успели присвоить им их приятели. У кого-то перевиралась фамилия, у кого-то имя, кто-то получил кличку за внешность. Конечно же, родители недовольны таким отношением к товарищам. Дети пытаются просветить родителей— вот такая смешная фамилия, поэтому мальчик (или девочка) теперь так называются. Объяснения о том, что человек не выбирает себе фамилии и не виноват в том, что: кому-то его родовое имя кажется смешным, как правило, не помогают. Запреты редко помогают ребенку прекратить употреблять клички, прозвища и дразнилки, Но при таком отношении к окружающим детям он и сам может запросто стать объектом нападок. Как правило, так и выходит. Школьника могут начать дразнить за ношение очков, за легкую косину, за высокий голос, за малый рост, за фамилию и пр. Справиться с обидами самому ребенку редко удается. 
В каком возрасте как обзываются
Дети 4-5 лет только начинают изобретать для себя известный способ веселого времяпровождения: дружить против кого-то. Первые шаги вхождения в общество они совершают, объединяясь для игр уже не случайно, как трехлетки, а «по интересам». Начинается это извечное «Примите меня! » и «Мы тебя не берем! », а так же - «Я с тобой не вожусь». И самый простой способ «пометить» своих и чужих – это… обзываться. В таких случаях кличка бывает обидна ребенку. Он говорит, что его дразнят. 
Дети далеко не во всем лучше взрослых. Они проницательнее, тоньше и честнее, но порой они бывают жестоки. Иногда прозвище в преувеличенном и недоброжелательном виде отражает правду: обидное прозвище никогда не возникает на пустом месте 
Чем старше ребенок, тем большую информационную нагрузку несет прозвище. В сложившихся (особенно мальчишеских) компаниях кличка может означать вовсе не «Ты - смешной, мы потешаемся над тобой», а «Ты - наш, мы принимаем тебя». 
Такими кличками ребенок в тайне гордится, и (если не слышат мама с папой) может даже представляться перед сверстниками кличкой или настаивать, чтобы его звали именно так. Сама кличка может запросто оказаться неблагозвучной, например Пупс или Шуршавчик. Важно другое: такая кличка - это доказательство признания товарищей. Это пропуск в узкий круг неформального общения. Это посвящение. Эти клички нравятся ребенку и, на взгляд психологов, не приносят вреда. 
Тревогу должны вызывать неприятные, унизительные, обижающие клички. 
Учимся противостоять обидчику
Если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо. 
Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания. 
1. Никак не реагировать, проигнорировать, не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц! » — зовет один ребенок другого. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал? » 
2. Отреагировать нестандартно. Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость, необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку». 
3. Объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть? » 
4. Не поддаваться на провокацию. Приведем пример. За Митей гонялись сверстники, обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть». Дети удивились и отстали. 
5. В некоторых ситуациях на дразнилку можно ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Бывает, что, обозвав друг друга в сердцах, дети сводят конфликт на нет, успокаиваются. Может быть, учить этому детей специально и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой. (5, 27) 

Так, согласно наблюдениям психолога Осориной, для 5—9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне, удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим. 

Примеры отговорок-рифмовок.
• «Черная касса —
Ключ у меня, 
кто обзывается — 
сам на себя!»
• «Чики-траки — стеночка! » (ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием) .
• «Шел крокодил, 
Твое слово проглотил, 
А мое оставил! » 
• «Кто так обзывается — сам так называется! »
• «— Дурак! 
— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».
Все отговорки стоит говорить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке. 
Часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Если тебя обзывают, можно спросить, как в свое время обзывали твоих родителей, попробовать вместе с родителями составить дразнилку из фамилии, кто придумает более оригинальную, необычную и посмеяться. Тогда тебе будет легче не обижаться на сверстников - ты будешь готов к этому. 
Также можно научиться не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обидных слов заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности). Или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, — эта самая непростая. И здесь очень сложно выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. 
Следует учиться правильно реагировать на обидные слова «внутри» и «снаружи». Очевидно, что обзываются, чтобы обидеть. И самое неразумное, что можно сделать в этом случае – это обидеться. Следует понять, что, обижаясь один раз, ты даришь обидчикам «педаль», нажимая на которую они всегда смогут и дальше обижать тебя. 
Представь куклу-марионетку: если ты обижаешься, ты отдаешь им в руки все свои ниточки, и за них будут дергать. 
Самое трудное и самое эффективное – это не обижаться «внутри». Зачем «обзывателям» нужно обзываться? Так или иначе, но они хотят быть выше не собственными усилиями (быть умнее, делать что-то хорошее, уметь много всяких полезных штук и учить этому других, др., а – за счет других. Вывод – они не умеют быть выше «по-хорошему» и получается у них только «по-плохому». А в этом случае лучше не обижаться, а не обращать внимания. 
Как не обижаться «снаружи». Самый простой способ – игнорировать. Научись не поворачиваться и не отвечать на обидные слова, клички, прозвища. Если же тебя пытаются звать, называя обидной кличкой, нужно игнорировать вдвойне, до тех пор, пока не позовут настоящим именем. Вот этими словами ты можешь пользоваться: «Кого ты зовешь? Меня? Меня зовут Иван. Когда я тебе понадоблюсь – обращайся ко мне по имени».
Педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга, необходимо остановить появление и использование обидных прозвищ среди детей. 
Бывает, что ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. 
Более старшим детям надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Например, одна учительница предложила своим ученикам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Так и в классах можно было обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо. 

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. 
Если ваш ребенок употребляет клички, старайтесь действовать мягко: всякий раз переспрашивайте сына, кто такой тот самый мальчик, чью кличку он употребляет в рассказе? Объясняйте ребенку, что ему не должно быть никакого дела до того, как кто-то ведет себя, даже если это касается его лично и непосредственно. Пусть кто-то и делает плохо, это не повод, чтобы вести себя подобным образом. Ведь что на самом деле происходит? Ты обижаешь больнее, если придумываешь более обидное прозвище. К чему стремимся? Быть лучше? Так будь. Тебя обзывают, а ты не обзывай, не успокаиваются — приструни, скажи, что так вести себя недостойно или по-детски. А еще лучше — сам никого не обзывай и не дразни. Не всегда, опять же, но помогает. По крайней мере, дразнилок и обидных прозвищ от своего ребенка вы довольно долго не услышите. 
Если вы сами будете называть друзей и одноклассников вашего сына или дочери уважительно то, следуя вашему примеру, всех своих друзей он будет называть полным именем, независимо от возраста: Анатолий, Николай, Андрей, Василий (даже если тем и по пять лет, а мальчикам это очень нравится. Взрослым же можно обращаться к молодым людям «на Вы». Они подтягиваются, серьезнеют, делаются взрослее в собственных глазах. 
Принимайте ребенка таким, каков он есть, с его особенностями характера и внешности. Это поможет принимать и ценить себя со всеми недостатками. Ведь идеальных людей не бывает. 
• Никогда не допускайте упреков в адрес его фигуры, внешности, способностей. 
• Не сравнивайте ребенка с другими. Сравнивайте только с самим собой. 
• Будьте внимательны к одежде сына или дочки. В средней школе этому придается особое значение и может стать поводом для насмешек. 
• Вместе решайте проблемы внешности ребенка. От этого зависит и его психологическое, и физическое здоровье. Помните: бородавки, оттопыренные уши или торчащие волосы – очень серьезная трагедия в подростковом возрасте. 
• Иногда поводом для клички становится слишком экстравагантное имя. Выбирая имя своему малышу, задумайтесь, нет ли в нем скрытого смысла или похожих по звучанию слов, из-за которых он когда-нибудь будет страдать? 
• Объясните ребенку, что прозвище привязывается к человеку лишь в том случае, если он на нее болезненно реагирует. 
• Кличками никогда не наделяют детей, популярных в коллективе. Помогите ребенку стать таким еще в первом классе. Приглашайте одноклассников в дом, устраивайте совместные праздники, «культпоходы». Одна мама даже организовала в классе сына кружок кукольного театра. Стеснительный мальчик скоро стал любимцем класса. 
Самое главное, что может сделать родитель - поддержать ребенка, укрепить его веру в свои силы. Малыш, чувствующий, что его любят и ценят таким, какой он есть, скорее справится со всеми своими обидами и проблемами. 

Список использованных источников информации:
1. Гавердовская П. Ябеда-корябеда, козлик-мозлик и другие. Журнал "Мой кроха и я"№3, 2003 г. 
2. Дмитриенко А. Рыжий-рыжий, конопатый Журнал «Лиза»№8, 2005г. 
3. psy@ 1 septembr.ru. www. Psycholoqies.ru Марина Кравцова. Почему дети обзываются? 
4. Кравцова М. Плохие слова. Школьный психолог №15, 2004г. 
http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-v-nachalnoi-shkole-klichki-prozvischa-draznilki-prezentacija.html