Методическая разработка «Пасха и пасхальные традиции России»
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Теплинская Ольга Николаевна

«Пасха и пасхальные традиции России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

«Пасха и пасхальные традиции России»

Тема:  Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия:  комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование  

  • чувства  патриотизма и любви к  своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
  • уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

  • принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
  • поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • прилагать усилия и преодолеть трудности и  при достижении поставленных целей;
  • производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

  •  воспринимать информацию на слух,  используя имеющиеся знания по православной культуре;
  •  выполнять предлагаемые задания;
  • излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.  

Цель:

  • развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
  • привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

        Ход урока

1. Подготовка к введению темы.

- Кто такой Иисус Христос? (Богочеловек).

- Как понимаете это слово?

- Что означают слова воплощение, Богочеловек?

(родился как человек, Бог в теле человека)

- Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

- Как связаны между собой слова «Рождество» и «Боговоплощение»?

- Какой праздник посвящён этому событию? (Рождество Христово)

2. Введение в новую тему «Пасха»

- Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете?

- Какие православные весенние праздники вы знаете?

- А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться определить тему сегодняшнего урока.

(чтение стихотворения ученицей)  Звон колоколов

ХРИСТОС ВОСКРЕС! (Апполон Майков)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

(чтение стихотворения учеником)

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

Пасха в гости к нам пришла.

- Какова тема сегодняшнего урока? (Пасха)

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

 Какая цель нашего урока?

- А что вы знаете о традициях  и обычаях праздника Пасха?

- Как в вашей семье отмечают Пасху?

- Какие способы окрашивания яиц вы знаете?

- В каких источниках  мы можем получить информацию о Пасхе? (книги, интернет, энциклопедии, спросить у кого-то и т.д.)

- Давайте прочитаем в Большой российской энциклопедии, что такое «Пасха». (читает учащийся)

- Как иначе называется этот праздник? (Светлое Христово воскресенье, Царь-день, Светлое Воскресение, Великий день)

- Почему Иисуса Христа называют спасителем?

Давайте прочитаем об этом в учебнике.

-Что угрожало людям? (смерть, потеря души, потеря Бога)

- Что взял на себя Господь? (грехи людские)

- А что такое грехи? (плохие дела и поступки)

3. Работа над темой

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия    Христос    вернулся к жизни –  он воскрес.

  -  А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?  

- Что значит слово «воскресение»?

- Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, и поэтому этот праздник для каждого верующего – самый светлый, торжество из торжеств, Праздник праздников.

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать  «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.  На третий день после погребения.

        Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи  распространилась по всему миру.

- Что делают люди на пасху? (ходят в храм, молятся)

- Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Праздник Христова Воскресения или праздник Пасхи – всемирный и величайший православный праздник. В ряду церковных праздников Пасха занимает центральное место. У нас в России люди по старой национальной традиции идут в православные храмы святить яйца, пасхи, куличи. Во всех храмах в этот день проводится ночное пасхальное торжественное богослужение, сопровождающееся крестным ходом вокруг храма. Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

- А вы видели крестный ход и пасхальное Богослужение?

- Захотелось ли вам побывать в храме на Пасху и увидеть крестный ход?

- Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в храм (видеофрагмент).

- К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу,  а дети старались не шуметь

- Что такое пост?

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений, посещать больных и заключённых, совершать добрые поступки.

- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Придя домой, вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучали молитвы, зажигали свечи. Православные христиане разговлялись.

- Как вы понимаете это слово?

- Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца.

 После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, заключённым в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Хотелось бы, чтобы и сейчас соблюдался этот милосердный обычай.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

У Пасхи есть свои символы. Какие? (ответы детей).

- У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо. 

Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница (ягнёнка).

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. 

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и трижды расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.                                                                                                                                                                                                              Это действие называется – христосоваться.

- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

Рассказ ученика.

- Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

Как сегодня красят яйца? (ответы детей).

- С давних времен к нам пришло несколько видов украшения пасхальных яиц. Это – писанки, красшенки, крапанки, малёванки, драпанки. 

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек)              

«Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов.


Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

   1.   Игра  « катание яиц».

Устраивали эту игру так : чьё яйцо дальше прокатится, тот и выигрывает.

2.Чьё яйцо дольше прокрутится. Ставят яйца парами и раскручивают их. Чьё яйцо дольше крутится, тот забирает яйцо проигравшего.

3.Чоканье яйцами. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.

4. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.

4. Практическая работа.

А вы сами красили когда-нибудь пасхальные яйца?

- у вас на столах карточки. Несмотря на то, что праздник Пасхи ещё далеко, он празднуется всегда весной, я предлагаю вам раскрасить яички и устроить выставку. Вы можете раскрасить готовые эскизы, а можете создать свой рисунок.

5. Заключительная часть

Итак, сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе.

 - Что нового вы узнали?

 - Почему Пасха – является самым радостным праздником для верующих?

- Какие традиции есть у Пасхи?

-В конце нашего урока я предлагаю вам ответить на вопросы, чтобы я смогла понять, как вы поняли тему нашего урока.

Работа в парах.

1. Пасха – это праздник ...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы)

4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6.  Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

Ребята, а какое у вас настроение после нашего занятие?

- у меня есть  корзинка, которую нужно заполнить яйцами. Если вам было интересно  – выбирайте красивое, красное яйцо с наклейками, а если вам было не очень интересно – без наклейки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка "Спортивная викторина ко Дню России для школьников «Моя любимая Россия»

Методическая разработка ко дню России. Спортивная викторина для младших школьников в лагере на школьной площадке....

Монопроект "Светлая Пасха". Пасха и пасхальные традиции.

Расширение знаний детей о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха....