Конспект занятия кружка "Мой край родной" (по истории Амурской области) по теме "Легенды, предания и сказки коренных народов Приамурья"
методическая разработка (4 класс) на тему

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Конспект занятия кружка по истории Амурской области. Фольклор коренных народов Приамурья (Легенды, сказки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия кружка «История Амурской области» по  теме:

«Легенды, предания и сказки коренных народов Амурской области».

Цель: Пробуждение и углубление любви к малой Родине

Задачи:

Формировать

  • уважительное отношение к литературе народов многонациональной России,  к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;
  • умения использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках, на встречах с людьми.
  • умения
  • исследовательской деятельности;
  • сотрудничества;
  • осознанно строить речевое высказывание  в соответствии с задачами коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • быть участником диалога.

Развивать морально – этические представления, основанные на добре и уважении.

  • Предполагаемый результат:
  • ученик уважительно относится к литературе народов многонациональной России,  к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;
  • умеет использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках, на встречах с людьми.
  • умеют заниматься исследовательской деятельностью, сотрудничать с учителем и одноклассниками;
  • осознанно строят речевое высказывание  в соответствии с задачами коммуникации  и составляют тексты в устной и письменной формах,
  • умеют  участвовать в  диалоге.
  • учащиеся толерантны и терпимы.

Технологии: игровые, исследовательские, коммуникативные технологии, технология критического мышления.

Ход занятия:

- Я хочу начать наше занятие с загадки: Что такое ложь с намеком и для всех людей с уроком? (Сказка).

Слайд 1. Сегодня у нас, ребята,  итоговое занятие по теме «Легенды, предания и сказки коренных народов Амурской области». Эпиграфом я взяла слова нашего амурского поэта Петра Комарова «Только в песне да в сказке уместится, Приамурье моё!»

-Что значит «коренные» народы? (Народы, которые населяли и населяют Приамурье до переселения русских на эти земли). Трудные условия жизни, суровый климат укорачивали их жизнь. Они стали малочисленными. Все, проживающие народы по берегам Амура, стали называть “народы Приамурья.

Давайте вспомним, какие народы населяли и в некоторых районах продолжают населять Приамурье.

 Работа в группах. Выберите карточки с названиями коренных народов Приамурья и приклейте их на лист. Листы с готовыми ответами помещаем на доску. На карточка слова: эвены, аварцы, латыши, удэгейцы, эвенки, черкесы, ульчи, русские, орочи, чуваши, татары.

Слайд 2.  На слайде фотографии представителей разных народностей. Звучит нанайская песня

- Соберём корзину знаний. Какое основное занятие было у народа эвены, населяющих север нашего края? (Пасут оленей). Чем занимались удэгейцы, ульчи, которые жили в тайге и по берегам рек? (Охота, рыбная ловля). Жизнь этих народностей неразрывно связана с природой. Поэтому главными героями легенд, сказок, преданий являются растения, животные и люди. Вспомните легенду «Опоздавшая черепаха». Кто главный герой? О чём легенда? (О черепахе, которая несла письменность людям, но книгу предназначенную нанайцам потеряла. Нанайский народ сам придумал письменность, но позже, чем другие народы)

- Амурская область — край гор и бескрайних равнин, быстрых рек и обширных болот (марей). Здесь жаркие летние дни и суровые зимы. В Амурской области удивительным и даже экзотическим образом смешиваются животные и растения севера и юга. А вы знаете легенду о том, почему растительный мир Амурской области такой разнообразный? Нет? Тогда послушайте.

В старые времена, когда на Земле были только горы, равнины, реки,  Бог послал ангелов, чтобы их заселить. Каждому ангелу в мешок он положил семена тех растений, которые должны расти в разных местах Земли в соответствии с их климатом – в тундре, тропиках, саванных,  и т.д.  Ангелы разлетелись  в разные стороны и стали разбрасывать семена. Когда ангелы прилетели на Дальний Восток (в Амурскую область) семян у них в мешках почти не осталось. Тогда они высыпали все оставшиеся семена из всех мешков. С той поры на территории Амурской области встречаются и живут рядом растения холодной, суровой тундры, жарких и влажных тропиков, растения умеренных широт. По разнообразию встречаемых видов растений и их особенностям Амурская область считается уникальным местом на Земле.  

- В приамурских стойбищах существовала традиция приглашать в дом  сказочника, и это становилось настоящим событием. Собиралась вся семья, от мала до велика, приходили сородичи, чтобы послушать удивительные истории, которые могли происходить или действительно происходили когда-то в здешних местах, а может, в каких-то далеких и неведомых странах. Сказки чаще всего рассказывали по ночам, и это понятно. Вечер и ночь были единственным временем отдыха для взрослых, чьи дни наполнялись множеством важных дел — охотой, рыбалкой, ведением хозяйства, выделкой шкур зверей и кожи рыб, приготовлением пищи, воспитанием детей.
Мы постараемся с вами собрать по крупицам  народную мудрость, наказы и заветы народов ДВ о добрых делах  человека.

Слайд 3. На прошлом занятии мы познакомились со сказками, которые собрал, обработал писатель Дмитрий Нагишкин. Он в совершенстве постиг быт,  творчество, культуру, традиции,  верования народов Д.В. Создал оригинальные литературные сказки. Эта книга называется «Амурские сказки»». Иллюстрировал её известный художник Г. Павлишин. В этой книге соединились мастерство слова писателя и талантливая кисть художника.

Мы с вами уже познакомились с некоторыми сказками из этой книги.  Все они о людях. Храбрых, ленивых, трусливых, трудолюбивых, разных… Вспомните сказки и разгадайте кроссворд.

Слайд 4-5. На слайде иллюстрации героев  сказок из книги Д. Нагишкина.

1. В конце этой сказки

Отважен и смел.

В начале он заячье сердце имел.

Семь страхов прошел,

Удивилась тайга,

А звали героя того… (Индига). Как называется сказка? «Семь страхов»

2. О каком герое сложены пословицы «Смелому никакая беда не помеха. Смелый сквозь огонь и воду пройдет, только крепче станет»? (Азмун) «Храбрый Азмун»

3. Что значит «гяндоу»? Им стал охотник Дада. (Лодырь)

4. Смелый и храбрый человек, приручивший железную птицу. (Мэргэн).

5.  Кто такой куты-мафа, который со всеми мерялся силой? (Тигр). «Тигр и человек».

6. Ленивая девушка, превратившаяся в птицу (Айога).

7. Жадный человек, который превратился сначала в кабана, потом в рысь, крысу и, наконец, в жука. (Кандыга).

8. Один из братьев, который обманул Канда-Мафа и женился на его младшей дочери, померявшись богатством.    

9. Этот человек мог разговаривать с духами. Он призывал их ударами в бубен. (Шаман).                                    

                                                                 5.

        1.

        2.        

         3.        7.                     7.

          4.

         6.

           8.

        9.

                                                 

Д. Нагишкин создал оригинальные художественные произведения. В его сказках в живых  конкретных образах противостоят друг другу добро и зло. Зло – это тот, кто нарушает вековечный закон тайги.

В этих сказках написаны наказы и заветы коренных народов Приамурья:

 Слайд 6.

-люби природу, как жизнь свою;

-поделись куском с голодным, слабому помогай;

-уважай родителей своих, выполняй их наказы, дорожи отцом и матерью, выполняй дочерний долг;  

- в беде спаси брата своего,   будь смелым, имей сердце мужчины;

- будь трудолюбивым, не хвастайся, помоги народу своему, уважай традиции. 

 Мудрость народов выражена в пословицах, которые встречаются в сказках.

Задание в группах: соедините  части пословиц стрелкой:

1 группа: Слайд 7

Смелый огонь и воду пройдёт –                                                                       то люди берегут.

  Без труда                                                                                                           только крепче станет.

Что с трудом даётся,        и палку не выстругаешь

2 Группа. Слайд 8

О смелом да храбром                     а на острие копья.

Красота не в наряде мужчины,                                                                       ягода слаще.                                                                                                                                                    

За дальними сопками                                                                                       долго люди помнят.

3 группа. Слайд 9

Глупый человек-это плохо,                                                           ни рук, ни головы не жалко.

 Для друга и любимого                                                                  от других добра не жди.                              

Если сам плохой,                                                                          а глупый и жадный и того хуже.

ФИЗМИНУКА. Слайд 10.

Подвижная игра народов Дальнего Востока

«Льдинки, ветер и мороз»

Цель: знакомство с играми народов ДВ.

Задачи:

- упражнять в разных видах бега;

- развивать умение действовать по сигналу;

- развивать четкость речи;

- воспитывать чувство принятия другого человека.

Оборудование: площадка для бега, бубен или колокольчик.

ХОД

Дети  встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь… (два хлопка)

Дети делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят «дзинь-дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. По сигналу «Мороз!» дети должны найти другую пару, взяться за руки и замереть (застыть на морозе). Далее игра возобновляется.

В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок. Это сказки, где главными героями являются животные. Слайд 11. 

  1. Инсценировка первой части сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали».

                       

Автор:Когда Хинганские горы еще маленькие были, когда можно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадет, - вот тогда медведь и бурундук дружили. Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили. Делили все пополам: что медведь добудет, то бурундук ест; что бурундук добудет, то медведь ест.

Так дружили они очень долго. Да известно — завистникам чужая дружба всегда глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся...

Вот вышел как-то бурундук из берлоги, захотелось ему орешков пощелкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает:

Лиса: Как поживаешь, сосед?

Бурундук: Хорошо живу, с медведем дружу. Добычу пополам делим.

Автор: Выслушала его лиса, и завидно ей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. А сама она ни с кем не дружила, потому что всегда хотрила да всех обмануть норовила.

Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, слезу пустила: известно, что обманщику заплакать ничего не стоит. Говорит:

Лиса: Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя!

Бурундук: Почему ты жалеешь меня, соседка?  (Перестаёт грызть орехи. Испуганно говорит)

Лиса: Глупый ты!  Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом.

Бурундук: Как так — обижает?

Лиса: А вот так. Когда медведь добычу берет, кто первый ее зубами рвет?

     Бурундук: Брат медведь.

Лиса: Вот видишь, самый сладкий кусок ему достается!

Ты, поди, уж давно хорошего куска не видал, все медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький. (Завиляла лиса хвостом, слезы утерла, покачала головой).

Ну, прощай.  Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я на твоем месте первая бы в добычу зубы пускала! (лиса убегает, следы хвостом заметает)

Бурундук: А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила! Медведь-то какой обманщик оказался! А я ему верил, за старшего брата считал. (Задумчиво).

- Вам интересно как закончилась сказка?

  1. Чтение 2 части сказки  учениками.

...Вот пошли медведь и бурундук на охоту.

Зашли по пути в малинник. Сгреб медведь в лапы куст малины, присосался сам и брата приглашает. А тот смотрит — лиса-то правду сказала!

Поймал медведь еврашку-суслика, - зовет бурундука. А тот глядит — медведь-то первым в еврашку когти вонзил! Выходит, правду лиса говорила!

Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, ноздри раздул, губами зашлепал. Брата зовет — мед испробовать. А тот видит: опять медведь первым пробует — значит, опять лиса права!

Рассердился тут бурундук. «Ну, - думает, - проучу я тебя!»

Пошли они на охоту в другой день.

Сел бурундук брату на загривок — ему за медведем на своих маленьких лапках не поспеть.

Учуял медведь добычу — косулю словил. Только хотел он ее зубами схватить, а тут бурундук как прыгнет у него меж ушей! Это — чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти.

Испугался медведь, выпустил косулю, и ушла она.

Остались оба брата голодными.

Пошли они дальше.

Увидел медведь еврашку, подкрался, а бурундук опять тут как тут! Опять перепугал медведя до полусмерти. Опять охота пропала. Рассердился медведь, а брату ничего не говорит.

Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут от голодухи у него живот к ребрам прилип. Озлился медведь и попер на кабана! Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, уткнулся хвостом в дерево — дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щелкает — вот сейчас целиком сглотнет!

Только приступил медведь к кабану, а бурундук опять с его загривка меж ушей — на кабана прыг! Хочет первым кабана попробовать. Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал.

Рванулся бурундук — всю шкуру себе от головы до хвоста распорол. Взвыл от боли. Прыгнул на дерево, да на другое, да на третье... Как пошел с ветки на ветку перепрыгивать, только его медведь и видел!

Позвал медведь брата, когда кабана заломал:

- Эй, брат! Иди свеженину есть!

Нет бурундука, будто и не было никогда.

Пошел медведь домой. Ждал, ждал брата, да так и не дождался.

Убежал бурундук. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять черных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.

Теперь бурундук к медведю и не подходит и мяса не ест. А случится ему от медведя неподалеку оказаться, он со злости в медведя кедровыми шишками кидает. А как медведь голову поднимает, бурундук бежать — только его и видели!

Выполните задания в группах.

1 группа. Дайте характеристику бурундуку, продолжив фразу: «Бурундук доверчивый,…

2 группа. Придумайте 2 вопроса к сказке (1 «толстый» и 1 «тонкий»)

3 группа. Продолжите фразу: «Сказка учит нас….»

- Природа была неотделима от жизни коренных народов. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду, и предметы быта.

К сказкам и преданиям народы Приамурья относились очень серьезно. В них чувствуется любовь к природе, забота о воспитании детей. «Амурские сказки» являются  хранилищем народной  мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.  

Слайд 12.

 “Не знаешь тайги – на охоте заблудишься, не знаешь народных сказок – в судьбе споткнешься”. Так говорит нанайский народ.

      Эвенский народ говорит: “Сказка помогает пургу скоротать, и характер      

      человека распознать, и ребёнка воспитать”.

В качестве итога, предлагаю  каждой группе составить СИНКВЕЙН на тему «Амурские сказки».

Слайд 13. Правила синквейна.

  1. Тема.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Предложение.
  5. Существительное.

- Посмотрите, какой синквейн составила я.

Слайд 14. Мой синквейн.

  1. Амурские сказки.
  2. Интересные, народные.
  3. Знакомят, воспитывают, учат.
  4. Борьба добра и зла.
  5. Мудрость.

     В конце занятия я хочу подарить вам и гостям амулет – оберег народов     Приамурья. Символ «солнце» на нём обозначает жизнь, а символ «черепаха»- здоровье, долголетие.

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  «Амурские сказки» //Хабаровское книжное издательство,1975.

2.  «Сказочный мир народов Амура»в кн. «Амурские сказки» //Хабаровское книжное издательство, 1975г.

3. http://www.planetaskazok.ru/nanaiskye.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. План-конспект занятия "Семья и родной дом"

Конспект занятия для средней группы ДОУТема  образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро...

Конспект занятия "Богородский край в годы Отечественной войны 1812г"

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА...

История Амурской области

Презентация "Амурская область" .История,достопримечательности,интересные места....

Программа кружка "История Амурской области"

Рабочая программа кружка и тематическое планирование...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...

Конспект занятия - игры "Мой родной Пензенский край"

Конпект занятия в виде игры о живтных, которые обитают в Пензенском крае....

Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс

Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс...