Научная статья
статья на тему

Снежкова Юлия Александровна

В данной статье описывается общая характеристика духовно-нравственного воспитания в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, А также цель и основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальной школы, что в дальнейшем поможет учителям начальных классов строить воспитательную работу с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhkova_yu.a._statya.2017.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Снежкова Ю.А.

Магистрант, гр. Нм-11

Елецкий государственный университет им. И.А Бунина,

Елец (Россия)

Snezhkova Yu.A.

Magistracy gr. Nm-11

Yelets State University. IA Bunin,

Yelets (Russia)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС НОО.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ELEMENTARY SCHOOL WITHIN THE FRAMEWORK OF THE GEF NEO.

Аннотация: В данной статье описывается общая характеристика духовно-нравственного воспитания в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, А также цель и основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальной школы, что в дальнейшем поможет учителям начальных классов строить воспитательную работу с младшими школьниками.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Annotation: This article describes the general characteristics of spiritual and moral education in the primary school in the context of the implementation of the federal state educational standard of primary general education, as well as the purpose and main objectives of the spiritual and moral development and education of students at the primary level, which in the future will help primary teachers classes to build educational work with junior schoolchildren.

Key words: spiritual and moral education, junior schoolchild, federal state educational standard of primary general education.

Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. Из страны под названием «детство» все мы уходим во взрослую жизнь, насыщенную как радостью, так и страданием. Способность радоваться жизни или умение смело переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Именно поэтому возникла большая необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственного воспитания, так и о работе учителей начальных классов в данном направлении.

Всё сказанное учитывается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования II поколения (далее ФГОС НОО), а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

По мнению А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова: «Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности» [1, с.8].

В условиях предложенными современной школой, где содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в духовно-нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами духовно-нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Как определено в концепции: «Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его» [1, с.6].

Духовно-нравственное воспитание - одна из главных задач начальной школы, которое является процессом, направленным на формирование личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Следующая ступень духовно-нравственного воспитания гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Реализация ФГОС НОО предполагает выполнение трех действий:

-Требования к структуре и содержанию

-Требования к условиям

-Требования к результатам

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника.

Целью духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

      Ценности личности формируются в семье,  трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное воспитание личности происходит в сфере образования, где воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному и гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на воспитание школьника. Например, кружок «Край родной», «Мир любви и добра», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, месячники по темам: «Изучение родного края», «Военно-патриотический», «Благоустройство и озеленение». Перечень направлений внеурочной деятельности в начальных классах является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.

        Таким образом, духовно – нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В свою очередь, выпускник начальной школы должен «соответствовать» такому «портрету», который описан в ФГОС НОО:

«1) Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2) Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3) Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4) Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

5) Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6) Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7) Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [4:5].

Литература:

1.Бабанский, Ю.К. Педагогика/ Ю.К.Бабанский. – М., 2002. – 134 с.

2.Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

3.Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/624/70624/files/373.pdf (Дата обращения: 13.09.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Об образовательном путешествии"

Тетрадь на печатной основе "Образовательное путешествие в Ленинградский зоопарк"...

Научная статья "Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов деятельности обучающихся "

СтатьяТема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся»....

Научная статья "Технология развития целостного мышления"

Научная статья "Технология развития целостного мышления"...

Научная статья: "Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением"

           Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формировани...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....