Научная статья "Технология развития целостного мышления"
статья по теме

Никандрова Ирина Алексеевна

Научная статья "Технология развития целостного мышления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никандрова Ирина Алексеевна

(ГБОУ СОШ № 354) г. Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов.

Статья: "Технология развития целостного мышления"

Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной ситуации, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к изучению средств работы с информацией, без которых не формируется универсальные учебные действия, научиться работать с информацией - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание, будь то параграф учебника, художественное произведение или электронный ресурс, помощь в работе с информацией может оказать технология развития мышления, основанная на:1) герменевтике -науке, владеющей способами понимания информации;2) психолингвистик е -науке, изучившей и описавшей акт коммуникации.

Герменевтика помогает учителю организовать продуктивную работу с информацией: она описывает содержание и формы интерпретации как основные средства её понимания, в свою очередь, психолингвистик а изучает виды речевой деятельности, механизмы речи и речевой ситуации, что позволяет разрабатывать новые, актуальные современной жизни способы формирования у школьников коммуникативных УУД. в основу технологии развития целостного мышления положен принцип изучения языковых явлений как основы работы с информацией. Её целью является развитие умения учащихся работать с предложенным текстом, составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД.

Формировать коммуникативные УУД школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного).

В технологии развития целостного мышления текст рассматривается как дидактическая единица и содержанием деятельности учащегося становится работа по анализу, структурированию и интерпретации учебного текста, интерпретация текста - это высказывание учащимися своих толкований и понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла.

Для учащихся начальной школы помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности, в реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика, информационный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок - подвижен.

Младшие школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами, особенностью мышления данного возраста является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала, в технологии развития целостного мышления переход к наглядно - образному мышлению осуществляется через образы, которые формируются в процессе работы с реальными и изображенными на экране компьютера предметами и явлениями.

Технология развития целостного мышления способствует активизации всех потенциальных возможностей личности, на уроке, проведенном в данной технологии, ученик сам создает в своем воображении и затем отображает увиденный информационный образ на бумаге, располагая на нем учебную информацию, в результате для ребенка главным становится индивидуальное переживание знания об окружающем его мире.

Технология развития целостного мышления:1) интерактивна;2) является современной инновационной образовательной технологией; 3) представляет собой инструмент адаптации ученика и учителя к возможности информационно - коммуникационной образовательной среды.

Использование технологии развития целостного мышления в учебной деятельности обеспечивает целый ряд преимуществ. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного, образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитие УУД учащихся.

Многие младшие школьники испытывают затруднения в грамотном изложении мыслей, в умении делать выводы, строить свои суждения. Некоторые учащиеся не усваивают учебный материал в полном объеме. Это приводит к нежеланию учиться, к снижению успеваемости, поэтому вопрос формирования познавательного интереса как сильного мотива учения особенно актуален в настоящее время.

Использованная литература:

Е.А. Марковская, И.Б. Мылова, Л.Г. Шевченко,

«Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе.

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Технология развития критического мышления – целостная система, формирующая навыки работы с информацией.

                 Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технолог...

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе".

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления

В статье представлен анализ анкетирования педагогов по итогам курса повышения квалификации «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников»  Развитие целостного мыш...