Технология развития критического мышления – целостная система, формирующая навыки работы с информацией.
статья на тему

Котенёва Надежда Николаевна

                   Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления,

                     которая позволяет  создать  атмосферу   партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления – целостная система, формирующая навыки работы с информацией.

Учитель начальных классов: Котенева Надежда Николаевна

_____________________________________________________________________________

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.    

                                                                                                                                                    Г. К. Селевко

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления (ТКМ), которая позволяет создать на занятиях производственного обучения атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Применение ТКМ позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке обучающийся спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Кластер - графический прием систематизации материала. 

Кластеры могут быть «предварительными», т.е. выясняются те знания, которые уже имеются у детей и оформляются в виде «грозди». В процессе работы схема дополняется новыми сведениями, устанавливаются причинно-следственные связи. Кластеры могут быть обобщающими, когда оформляется уже вся известная информация. Они удобны при подведении итогов, при выделении главных признаков. Они позволяют зрительно зафиксировать в логической последовательности существенные изменения. Например, итоговые кластеры по окружающему миру можно использовать при изучении сезонов (времен) года. Можно использовать эти кластеры на занятиях по другим дисциплинам, например, на уроках чтения при изучении произведений писателей - натуралистов, на уроках русского языка для составления предложений, связного рассказа, написаний сочинений.

Вот один из примеров.  Урок  окружающего мира 3 класс. Тема: «Классы животных. Птицы».

Содержание урока.

1.Определение темы. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек. Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку (по типу пазлов), на которой изображена рыба.

-Если вы правильно соберете картинку, то узнаете тему нашего урока.

2.Стадия вызова. Предлагаю рассмотреть питание, строение и размножение птиц. Вспомните все, что вы знаете о птицах по этим направлениям.

Учащиеся работают в группах, затем представители групп сообщают информацию, дополняя друг друга. По ходу выступлений детей заполняется кластер на доске.    В ходе работы информация дополняется и на доске изображение: птицы-размножение - питание-строение-среда обитания.

3.Стадия осмысления.

Каждый ученик получает текст и читает его. Читая текст, делайте на полях пометки:
«V» я уже знал эти сведения;
 

«+» - новая информация;

 «?» - не понял, у меня возник вопрос;

 «-» - я думал иначе.

Фронтальный опрос:

  • Что нового узнали о птицах?
  • О чем вы думали по-другому?
  • С какими сведениями вы не согласны и почему?
    - Какие вопросы возникли при чтении?

4.Стадия рефлексии.

1) Исправление кластера, его дополнение.

-Где мы ошиблись? - Какие сведения можно добавить?

2) Определение причинно-следственных связей.

-От чего зависит строение птиц? (От среды обитания)

- От чего зависит питание? (От строения и среды обитания).

- От чего зависит размножение рыб?
Причинно-следственные связи показываем на кластере в виде стрелок.

3) Оценить свою работу, работу группы.

Какая работа вам понравилась, где было трудно, почему?

2.Прием «Чтения с остановками».

После чтения каждой смысловой части рассказа задаются вопросы на понимание прочитанного, разъясняются непонятные слова, комментируются события.

3.«Открытые» и «закрытие» вопросы.

«Открытые вопросы предполагают несколько ответов или ответы подробные и развернутые.

«Закрытые» вопросы требуют простых однозначных ответов.

Пример:А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

«Открытые» вопросы:

1.Можно ли назвать Буратино настоящим другом?

2.Почему Мальвине не удалось ничему бучить Буратино?

3.Что могло бы произойти, если бы Буратино не прыгнул с обрыва?

4.Почему Карабасу-Барабасу не удалось забрать свой ключик?

5.Кто из героев сказки нравится тебе больше всего? Почему?

«Закрытые « вопросы:

1.Кто автор сказки?

2.Определите Жан произведения?

3.Назовите главных героев.

4.Где жил Буратино?

5.Что хотел забрать Карабас-Барабас у Буратино?

6.Кто помогал Карабасу-Барабасу?

4. Прием «Обложка»

Этот прием работы с текстом помогает обобщить знания о произведении и его героях. Суть его заключается в том, что дети изготавливают нечто вроде макета книжки.Титульный лист должен быть сделан по одинаковой для всех схеме, а внутри книги дети могут проявить свое творчество: сделать иллюстрации к эпизоду, который ему больше всего понравился, или изобразить любимого героя - кто умеет. Некоторые дети пользуются помощью родителей. И на следующей странице каждый выбирает сам, что ему сделать: составить план, написать характеристику одного из героев произведения или записать понравившийся отрывок.

Схема обложки:

Автор

Иллюстрация к тексту

1. План.

Жанр

2. Характеристика

Тема

героя.

Заглавие

3. Понравившийся

                 

эпизод.

Такие обложки дети чаще всего делают дома, но можно их делать и в классе, индивидуально или в группах. Обложки позволяют каждому ученику, и «сильному» и «слабому», получить положительную отметку.

5.Прием продолжи текст.

Задания такого типа, как правило, очень нравятся учащимся, так как в этом возрасте дети с удовольствием фантазируют, сочиняют. А это задание как раз и предполагает развитие фантазии и умения выразить свои фантазии при помощи слов.

«Жила-была Звездочка. Однажды утром, когда надо было встать и зажечь солнышко к новому дню, Звездочка в полете уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать?»

6.Прием «Распутай текст».

Упражнения такого типа развивают умение строить предложения, создавать логически грамотные тексты.

«Зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе. Белоснежные листочки кружатся в морозном воздухе».

7.Прием «Магнитная цепочка слов».

 Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее   слово и добавляет свое, как-то связанное с предыдущим словом, например:

Цветок.

Цветок, запах.

Цветок, запах, растение.

Цветок, запах, растение, сад.

Цветок, запах, растение, сад, оттенки...

8.Прием «Литературная игра «Журналисты»».

Весь класс делится на отделы издательств и получает свою тему статьи и план работы. После того как каждый отдел справится со статьей, издательство выпускает газету, куда помещены все статьи учащихся.

Предварительно учитель готовит учащихся к этой работе: учит выбирать тему, составлять план, сохранять стиль, характерный именно для этого жанра сочинения, знакомит с работой журналиста.

9.Прием «Блиц - турнир».

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают хором в быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. При их выполнении обеспечивается психологическая комфортность, так как ребенок не боится ошибиться, ведь ответы даются хором. Стеснительные дети учатся громко говорить. У ребят улучшается реакция на любые поставленные вопросы.

В качестве примера приведу блиц-турнир для учащихся 3-4 классов.

1.Правила соединения слов в словосочетании и предложении изучает
... (синтаксис).

2.Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение,
слоги называется ... (фонетика).

1.О ком это:
«Ванильный, ореховый, сладкий
 и липкий,

2.Он бешено мчится с глупейшей улыбкой ...»? (Ю. Мориц «Шоколай» );

3.Двадцать пять - это имя ... (числительное);

4.Белку раньше называли ... (веверица).

5.«Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе ...»
(«Москва! Я думал о тебе»!).

6.Канчиль - это ... (такая маленькая, озорная лань. В. Драгунский).

7.Имя существительное - это ... (часть речи).

8.Век - это промежуток времени равный в ... (100 лет).

.9.Спасская башня Кремля - самая ... (главная).

10. Прием составления алгоритма.

Учитель должен стараться организовать учебную деятельность на уроках так, чтобы дети встречались с ситуациями, где их знания вступают в противоречия с новыми фактами, давать невыполнимое практическое задание или задание не сходное с предыдущим, при этом задавая вопросы:

Одним из таких способов является составление алгоритма.

Формирование этого умения осуществляется в четыре этапа:

1.этап   -   знакомство   с   понятием   «операция»   (действие),   результат
операции;

2.этап - знакомство с программой действий или алгоритмом. Учатся
устанавливать     последовательность     действий,     исполнять     простые
алгоритмы;

3.этап — знакомство со способами наглядного представления алгоритмов,
учатся четко исполнять алгоритмы заданные этими способами;

4.этап - дети учатся составлять алгоритмы.

Ученику начальной школы самостоятельно составить алгоритмы трудно, но под руководством учителя - возможно.

Пример.

Фрагмент урока русского языка. 2 класс. Тема: «Сложные слова».

Перед детьми ставится задача: вставить пропущенные буквы в слове в.д.пады.

Дети смогли вставить и объяснить написание безударной гласной в корне слова по ранее составленному алгоритму проверки безударной гласной в корне слова. Однако впереди ждало затруднение: какой безударный гласный должен быть в втором случае?

Можно предложить детям проверить свою орфографическую интуицию, какую букву вы бы написали. Мнения разделились (о или а). Появилась проблема. Детям на данном этапе не хватает знаний. Нужно искать пути решения проблемы. Одни учащиеся предлагают заглянуть в орфографический словарь, но некоторые замечают, что слово водопад необычное, в нем два корня, и что безударная гласная стоит между ними. Они предлагают найти нужную информацию о подобных словах в учебнике.

Далее ученики проводят наблюдение на материале учебника и делают выводы: в сложных словах есть два корня, которые соединяются гласными о или е. Предполагаю, почему соединительные гласные получили такое название, и замечают, что гласная о пишется после корня, оканчивающийся на твердый согласный, а гласная е - после мягкого согласного.

Результатом этой деятельности является алгоритм, составленный детьми под руководством учителя.

Прочитай слово. Подбери однокоренные слова; устно выдели корень.Сложное слово. Первый корень заканчивается на твёрдый согласный звук?

Да                                                        Нет

Пиши О                                               Пиши Е

Запиши слово. Выдели корни. Подчеркни букву соединительного гласного звука.

Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Технология развития критического мышления как метод успешного освоения навыка и культуры чтения.

В статье содержится описание опыта применения технологии развития критического мышления....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...