Деловая игра «Я и мои права»
классный час (2 класс) на тему

Реуцкая Елена Борисовна

Классный час 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moi_prava.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Верхнемарково

Деловая игра

«Я и мои права»

 

Подготовила

учитель  начальных классов

МОУ СОШ с. Верхнемарково

Усть-Кутский район

Иркутская область

Реуцкая Елена Борисовна

                                 

п. Верхнемарково 2016

Деловая игра «Я и мои права»

Цели:

 познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); «Конституция РФ»; конверты с заданиями; клей; жетоны (флаг РФ); магнитофон; диск с песнями; «правовое» дерево; «правовые яблоки»; мультимедийное оборудование.

                                          Ход занятия:

  1. Вступление.

Здравствуйте, ребята, родители. (Слайд 1)

(Слайд 2) Сентябрь наступил, закончилось лето,
                     Пришел праздник знаний, учебы, отметок.
                     Дети, родители, учителя!
                     С праздником вас поздравляем, друзья!

(Слайд  3) День знаний — это праздник книг,
                    Цветов, друзей, улыбок, света!
                    Учись прилежно, ученик —
                    Главней всего сегодня это!!!

(Слайд 4)  Ученик:

Вся страна ждала не зря
Это утро сентября.
Пети, Саши, Вовочки
Причесали чёлочки.
Вали, Кати, Леночки
Выгладили ленточки.
Белобрысых, чёрных, рыжих
Миллионы малышей
Взяли в руки тонны книжек
И вагон карандашей.
В школу шефствуют с цветами...
Прозвенит в стране звонок,
И ребята прочитают
Миллионы новых слов.

(Слайд 5) То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде выберите капитана. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- А кем является каждый из нас? (ответы детей)

- Каждый из нас – гражданин России.

- Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:  (Слайд 6)

Гражданин

  1. Лицо, принадлежащее  к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
  2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)

- Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда).

- Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).

Пояснение понятия 2:

- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

3. Игра «Дополни»   (Слайд 7)

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

Подсчитав количество правильных ответов, команды получают жетоны   (1 место – 3 жетона, 2 место – 2, 3 место – 1)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

4. Беседа.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ). 

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

 (Слайд 8)

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

5. Игра «Путешествие в сказку».

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

(Слайд 9)

1. «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение медицинской  помощи)

(Слайд 10)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

(Слайд 11)

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)

Каждая команда получает жетон.

6. Беседа.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.                           (Слайд 12)

- Декларация – документ, который защищает наши права.

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека».

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

(Слайд 13)

- Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

7. Тренинг.

- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»        (Слайд 14)

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся школы обязаны:

  • соблюдать Устав школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу школы;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

Сценка. (Слайд 15)

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права  предоставляются, а обязанности выполняются!

(Слайд 16) Правила школьной жизни.

(Слайд 17)

В школу,  знает детвора,

Ходят с самого утра.

И хотели – не хотели,

Нужно быстро встать с   постели.

На урок не опоздать,

Всё успеть и всё узнать.

 Научиться надо, братцы,

Вам с улыбкой просыпаться.

Новый день пришёл опять –

Пусть несёт не «2», а «5»!

(Слайд 18)

Так же просим вас учесть:

Перед дверью коврик есть.

Обувь вымойте, друзья,

В школу грязь носить нельзя.

(Слайд 19)

Дети фрукты и конфеты

Дружно, весело едят,

Но огрызки все при этом

На пол мусором летят!

А для мусора ведро

В школе есть, понятно?

Мусор складывать в него

Надо аккуратно.

(Слайд 20)

Ребята, в школе не годится:

 Кричать и бегать, и носиться.

  По коридорам не скачите,

  Свои носы поберегите.

(Слайд 21)

 Если ссора. Вот досада!

Обижать друзей не надо,

Не нужны нам злые ссоры,

Слёзы, споры и раздоры.

В споре кулаки мешают:

Они проблемы не решают!

Всё просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться!

Ведь с друзьями интересно -

Это каждому известно!

(Слайд 22)

Что такое быть опрятным?

Значит чистым, аккуратным,

Чтоб штаны не знали дыр -

Это брюки, а не сыр.                    

Надо всем всегда стараться

Строго в школу одеваться.

И не думать, не гадать

Деловой стиль соблюдать.

(Слайд 23)

В заключение отметим:

Грубость явно ни к чему.

Будьте вежливыми, дети,

Не грубите никому!

8. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках. С Днём Знаний! (Слайд 24)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме деловой игры ."Защитим права ребёнка"

   На собрании шёл разговор на очень важную тему – права ребенка.Мне важно было  узнать насколько родители осведомлены в области правовых вопросов и как понимают  содержание...

Сценарий деловой игры с участием родителей по теме «Наши права»

Цель мероприятия: обобщить знания обучающихся по разделу " Современная Россия" (программа А.А. Плешакова "Окружающий мир" , 4 класс)....

Деловая игра «Выборы капитана команды для игры «Зарница»

Формирование первоначального представления у младших школьников о процедуре избирательного процесса...

Деловая игра "Я и мои права"

Познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни...

Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс

Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...