Внеурочные занятия по программе "Тайна имени" (дипломный проект)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Н Название кружка: «Тайна имени» (Автор – Чупина Н.А.)

     Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное.    

     Форма работы: игра.

Тема: «Вводное занятие. Понятие «имя»»

Цель: ознакомление детей с понятием «имя», распознавание истории его происхождения.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  уметь выполнять работу в команде;

- узнать историю происхождения имени;

-  уметь ассоциировать свое имя с каким-либо предметом.

Личностные:

- развивать воображение, связную речь, внимательность, память;

- мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.
Время проведения: 16:15 – 17:00

Оборудование: компьютер, презентация, диагностический материал, анкета.

Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Здравствуйте, меня зовут Наталья Александровна, я буду вести у вас занятия по внеурочной деятельности на тему: «Тайна имени».

На занятиях мы с вами будем проводить исследование, тем самым узнаем какие корни и какое значение имеют наши имена. Наша задача: создать словарь наших имен и каждый из нас сможет внести свой вклад в его создание.

Встречаться мы с вами будем 2 раза в неделю, это вторник и четверг.

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Слушать внимательно учителя.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

П: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Прежде, чем приступить к нашему исследованию, давайте с вами познакомимся!

(Игры на знакомство.)

- Поиграем в игру «Назови себя по-взрослому».

Дети называют себя полными именами.

- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? 

Игра «Клубочек»

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

Вот мы с вами и узнали немного друг друга. Теперь нам будет приятно друг с другом работать.

И первое задание, которое я вам предложу, будет «Анкетирование».

Возьмите в руки ручки, подпишите свое имя и первую букву фамилии. Ваша задача ответить на некоторые вопросы письменно.

Анкета №1        

1. Мне нравится мое имя. (Да, нет)

2.Я хотел бы изменить свое имя. (Какое)______________________

3.  Мое имя нравится моим одноклассникам. (Да, нет)

4. Я все время боюсь, что из-за моего имени мне придумают смешное прозвище.  (Да, нет)

5. Я считаю, что у меня очень привлекательное имя. (Да, нет)

 6. Я считаю, что благодаря своему имени я чувствую себя очень уверенно. (Да, нет)

 7.Я считаю, что одноклассники из-за моего имени иногда шутят надо мной.

(Да, нет)

8.Почему мне дали такое имя (В честь кого? Нравится родителям, другое) _____________________________________________________________  

9.Дома меня чаще называют. (Как?) ___________________________________________

10. Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.

Ребята, вы молодцы! Передайте листочки на первую парту.

Вот, я вам уже сказала, что будет содержаться в нашем исследовании. А кто мне расскажет, что же такое «имя»?

(Имя - личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа».  Имя человека – это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в жизни человека.)

Знаете ребята, существует целая наука, изучающая собственные имена людей, называется она ономастикой. Наука очень интересна, с ее помощью мужские и женские имена позволяют раскрыть некоторые тайны, ответить на многие вопросы.

Имя отражает характер человека и, возможно, даже его судьбу — и это подтверждалось не один раз. Вы,  наверное, замечали, что если люди носят одинаковые имена, то они удивительно похожи друг на друга своим поведением, привычками…

В давние времена был распространен такой обычай. В день рождения ребенка один из родственников выходил за ворота и спрашивал у прохожего, как его зовут. Именно этим именем младенца и нарекали. Иногда ребенку давали имя какого- либо замечательного, удачливого человека – это делалось для того, чтобы младенцу передались качества, принадлежащие данному человеку.

Ребята, а вы знаете, что обозначают ваше имена? Расскажите, в честь кого вас так назвали?  

-Хорошо, теперь объединитесь в группы, по вашим именам. Подумайте, затем обсудите и нарисуйте на листах, как вы видите ваше имя, его ассоциацию. Представьте его в виде предмета, или же живого существа.

-Молодцы, вы справились, расскажите, почему ваше имя вы так изобразили?

-Еще ребята, как известно, наше имя имеет разную форму. Как вы думаете, какую?

-Верно, наше имя можно произносить по- разному. Можно называть человека ласково, а можно официально.

-Скажите, а кто вас называет ласково? Кто официально?

- Совершенно верно, если мы находимся рядом с нашими близкими людьми или друзьями, нас обычно называют ласково, например: «Наташенька», а если мы находимся в каком-нибудь общественном месте и с малознакомыми нам людьми, то нас называют официально «Наталья».

Вот мы с вами немного и разобрались. А сейчас ребята, давайте с вами проанализируем.

Играть в игры на знакомства.

Играть в игру «Клубочек», называть себя ласково.

Повторять какие правила к имени другого человека должны соблюдаться.

Слушать внимательно учителя.

Отвечать на вопросы анкеты.

Анализировать и отвечать на вопрос, что же такое имя.

Слушать внимательно учителя, запоминать информацию.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать как будет звучать имя ласково, как официально.

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Л: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

К:  работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях.

III. Заключительная часть

Рефлексия:

-Понравилось вам данное занятие? Почему?

-Что было интересно на занятии?

- Что не понравилось?

- Как вы проявляли себя? Активно ли участвовали в нашем занятии? Оцените себя по 10-ти бальной шкале.

-На этом, наше занятие подошло к концу.

Запишите, домашнее задание. Вам нужно дома совместно с родителями, сделать сообщение с презентацией, на тему: «Что обозначает мое имя и  имя моих родителей?», раскроете, в честь кого вас так назвали, какую  историю несет ваше имя. И на нашем следующем занятии, вам предстоит представить ваш наработанный материал.

Мне было приятно с вами работать, а вам?

До новых встреч.

Оценивать проведенное занятие.

Л:  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

                                                                                         



Предварительный просмотр:

Дата: 1.03.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Н Название кружка: «Тайна имени» (Автор – Чупина Н.А.)

     Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное.    

     Форма работы: викторина, игра-путешествие.

Тема: «Что означает мое имя? Имена в истории России»

Цель: ознакомление детей с проектной деятельностью, идентифицирование их имен.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  знать что такое проектная деятельность;

- уметь рассказывать об известных людях, которые носят их имена;

-  уметь представлять свое имя.

Личностные:

- развивать воображение, связную речь, внимательность, память;

- мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.
Время проведения: 16:15 – 17:00

Оборудование: компьютер, презентация, диагностический материал. 


Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Добрый день! Я рада вас приветствовать вас снова. Как ваше настроение?

 -Отгадайте загадку и скажите тему урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

 -Ну, конечно, это – имя. Мы живём  в мире имён.

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Слушать внимательно учителя.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

П: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей  народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

         В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству  с каким-либо животным.

         Сейчас,  вы попробуете разделить  старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.

(Дети группируют на доске карточки с именами.)

Косой, Мал, Кудряш, Черныш,  Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

          - Ребята,  на что похожи  эти имена?

Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше  напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие?

(Дети высказывают предположения.)

          -Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.

           -Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Руси в то время?

(Дети говорят о крещении Руси.)

До  этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же  на смену многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

         - А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения, обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том, что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так,  Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из других языков европейских и восточных народов.

(Представление исследовательских работ)

        - Ребята, вы дома провели исследование и узнали о происхождении своего имени.

Давайте с вами будем представлять свои имена. Кто первый нам расскажет, из какого языка произошло имя и как переводится. 

-Молодцы, все отлично постарались. Расскажите, каких известных людей, вы знаете, у которых такое же имя как у вас? (об известных людях, фотографии и рассказ учителя)

А как они проявили себя? Чего добились? Сейчас я вам расскажу.

-Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

Слушать внимательно учителя, узнавать как человека называли в древности.

Работать в группах по карточкам.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать проделанную работу.

Слушать внимательно учителя, обсуждать проблему.

Отвечать на вопросы.

Представлять свои исследовательские работы.

Высказывать свою точку зрения о том, каких известных людей знаете.

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

III. Заключительная часть

- Соберите пословицу.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек

Не имя красит человека, а человек имя.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Собирать пословицу, обсуждать пройденный материал.

Оценивать проведенное занятие.

Л:  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

 



Предварительный просмотр:

Дата: 6.03.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 3 «   3 »

Преподаватель: Погорельская Н.П.

Студент (ка): Чупина Наталья, 44 группа

Тема: «Словообразование»

Цель: ознакомление детей, от каких слов появились их имена.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  рассмотреть понятие «словообразование»;

-  уметь составлять словообразовательный анализ имени;

- анализировать имена в классе.

Личностные:

- работать совместно в группе;

- мотивировать к целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация, диагностический материал. 

                                                                                         


Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Добрый день!

Как ваше настроение? Хочется начать наше занятие с одной восточной мудрости.

Как вы понимаете, данную цитату «Если  море  было  бы  чернилами,  то  скорее  иссякло  бы  море,  чем  слова.»

                                                                                                 (Восточная  мудрость)

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Отвечать понимание данной цитаты.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

П: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Ребята, сейчас мы с вами будем проверять ваше домашнее задание.

Дома вам нужно было узнать, от каких корней произошло ваше имя.

Кто не выполнил задание?

Итак, переходим к нашим именам, какие корни они имеют?

А как вы догадались?

Кто вам помогал в данном исследовании?

Какие источники вам были полезны?

-Вы большие молодцы!

Русский  язык  живой.  В  нём  постоянно  появляются  новые  слова.  Одни  слова  рождают  другие.

-  Откуда  берутся  слова?

-  Кто  их  создатель?                                                                                      

Попробуйте  создать  новые  слова.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать сегодня?

-  Это  новая  для  нас  тема?

-  Как  вы  думаете  для  чего  нужно  изучать  данную  тему?

-Правильно!

-  Какие  задачи  поставим  на  урок?

Дети:     - узнать

              -  сравнить

              - различать

             - тренироваться

- А  где  мы  можем  найти  материал  по  новой  теме?  От  кого  узнать?

Дети:     - учитель

              - справочники

              -  коллективно

- Ребята, давайте попробуем просклонять наши имена. ( Один ученик у доски остальные в тетрадях.)

- С помощью, какой части изменяется имя? (Окончание.)

- Что показывает окончание? (Число, род, падеж.)

-Меняет ли окончание смысл слова? (Нет.)

-Получаются ли однокоренные слова при склонении существительных? (Нет, меняется форма одного и того же слова.)

- Что заложено в окончании? (Грамматическое значение слова.)

-В какой части слова заложено его лексическое (смысловое) значение?

Итак, совершенно верно, вот скажите, если нам дано сокращенное имя, например «Саша», мы можем узнать какая полная форма имени? (Да). Какая? (Александр). , имя «Вика» – от какого слова произошло? (От слова «Виктория»).

А теперь попробуйте, у себя на листочках написать, от какого слова на ваш взгляд, произошло ваше имя.

Сейчас напишите, все формы употребления вашего имени.

Молодцы, все справились!

-Перед вами карточки, на которых написаны полные и сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)

- Какое имя осталось без пары? (Нина)

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

-У вас получилось!

Давайте с вами поиграем. Игра «В гости к родственникам».

Трем учащимся раздаются карточки с главными словами ( снег, земля, ветер). Остальным участникам вперемежку – карточки с родственными словами трех групп.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок.

Земля, землянка, подземный, землистый, землица.

Ветер, ветерок, ветреный, заветрелось, ветрище.

Выигрывает та группа, которая быстрее соберется около ведущего.

-Молодцы, ребята! Никто не заблудился!

-Как можно получить новые слова?

-Для чего нужны новые слова?

-Какая часть придает слову новое значение?

Вспоминать, что было задано.

Отвечать на поставленные вопросы.

Рассказывать, какие корни имеют их имена.

Делиться своим мнением, рассказывать, какие источники были полезны.

Отвечать на поставленные вопросы.

Формулировать цели на урок.

Ставить задачи на урок.

Предполагать, делиться своим мнением.

Просклонять свои имена.

Отвечать на поставленные вопросы.

Думать, какую форму будет иметь каждое имя (краткую или полную).

Рассуждать, от каких слов, произошли имена.

Записывать все формы употребления своего имени.

Работать по карточкам, соотносить имена по  их формам.

Играть в игру «В гости к родственникам».

Обобщать пройденный материал.

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

III. Заключительная часть

Давайте подведём итог.

-Что понравилось на уроке, что было новым, интересным?

Спасибо за занятие! Хорошего вечера вам!

Оценивать проведенное занятие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Н Название кружка: «Тайна имени» (Автор – Чупина Н.А.)

     Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное.    

     Форма работы: стенд-плакат.

Тема: «Пьедестал имени»

Цель: проведение анализа своего имени, разбор его по морфемам.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  определять на каком месте стоит свое имя;

-  уметь создавать стенд-плакат «Пьедестал имен».

Личностные:

- работать совместно в группе;

- мотивировать к целенаправленной познавательной деятельности.
Время проведения: 16:15 – 17:00

Оборудование: компьютер, презентация. 


Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Здравствуйте!

Я приглашаю вас, ребята, в мир «минутки тишины». Мы отправляемся в путешествие. Можете закрыть свои глаза. Представьте себе, что вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза). Солнышко греет землю (пауза). Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза). А еще вы слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички…(пауза).

Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку. Закроем глазки…(пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Сейчас мы медленно откроем глазки, потянемся ручками в стороны и скажем все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение.

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Слушать внимательно учителя.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

П: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Давайте с вами вспомним, над какой темой мы работаем? (Мое «имя»).

  • Ребята! Один очень известный американский психолог Дэйл Карнеги сказал об имени следующее: «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».
  • Как вы понимаете данную цитату? Запомните, что имя каждого из вас – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке.
  • Давайте попробуем научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся.

Учитель готовит карточки, на которых написано, как надо произнести имя:

  1. Радостно
  2. Медленно
  3. Громко
  4. Звонко
  5. Быстро
  6. Весело
  7. Тихо
  8. Напевно
  9. Шепотом
  10. По слогам
  1. Удивленно
  2. Восторженно
  3. Задумчиво
  4. Ласково (нежно)
  5. На разных языках
  6. Без звука
  7. Мягко
  8. Утвердительно
  9. Укоризненно и т.д.

Карточки раздаются всем детям. В парах поработайте над заданием и выполняют его.

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские.

Сегодня мы с вами будем творчески представлять «пьедестал» нашего имени!

Подумайте, на каком месте, по вашему мнению, будет стоять ваше имя? На высокой ступени, или же на низкой,  в виде какого предмета, вы сможете представить ваше имя.

Давайте с вами  начнем. (мин 15) . Расскажите, что вы представили..

-Ребята  сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание.

Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядите, а если женское - руки поднимите вверх.

(Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Валя, Лена, Женя)

Вспоминать материал, пройденный на прошлых занятиях.

Объяснять понимание цитаты психолога Дейла Карнеги.

Учиться мягко и ласково произносить свои имена.

Работать в группах по карточкам.

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать проделанную работу.

Работать в парах, выполнять задание.

Слушать внимательно учителя, обсуждать проблему.

Выполнять стенд-плакат «Пьедестал имени».

Представлять свое творчество.

Отвечать на вопросы.

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

III. Заключительная часть

Итак, давайте с вами подойдем к завершению нашего занятия.  Скажите, понравилось ли вам выполнять данное задание? Какие чувства у вас возникли? Что понравилось/не понравилось? Почему? Нарисуйте веселого человека, если вам понравилось данное задание и грустного человека, если не понравилось.

Оценивать проведенное занятие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Н Название кружка: «Тайна имени» (Автор – Чупина Н.А.)

     Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное.    

     Форма работы: викторина, игра-путешествие.

Тема: «Морфемный анализ имени»

Цель: проведение анализа своего имени, разбор его по морфемам.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  иметь представление о термине «морфемика»;

-  уметь разбирать свое имя по морфемам;

-  выявлять особенности морфемного состава.

Личностные:

- работать совместно в группе;

- мотивировать к целенаправленной познавательной деятельности.
Время проведения: 16:15 – 17:00

Оборудование: компьютер, презентация, диагностический материал. 


Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Добрый день! Как ваше настроение?

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Лингвинии, и пунктом нашего назначения будет остров Морфемики. Во время нашей прогулки нам необходимо повторить и обобщить знания по теме: «Состав слова», а также показать наши знания, которые мы получили при изучении данной темы.

Путешествовать мы будем на кораблике. Давайте придумаем ему имя (…)

Итак, в путь!

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Слушать внимательно учителя.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

П: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Пока мы совершаем прогулку по острову, наш корабль обогнёт остров и будет ждать нас на юге острова. Поспешим, нас ждут различные задания.

1. Нам сначала необходимо пополнить запас пресной воды, поэтому отправляемся      к озеру Окончания.

А что такое окончание? Для чего оно служит? (…)

Чтобы набрать пресной воды, надо выполнить задание.

Из данных слов составьте предложения и вставьте нужные окончания.

Витя, и, Маша, выгуливать, пошли, Шарика.

Дедушки, у, Бори, теленок, Ивашунка, появился.

Что помогло нам связать слова в предложении? (      )

Выделите их.

2. Пополнив запасы воды, мы отправляемся в глубь острова. Наш путь лежит вдоль реки Корень.

Что такое корень? (…)

На берегу реки Корень стоит яблонька с наливными яблочками. Она просит нас отведать её яблочки и тем самым помочь ей.

Двое снимают по яблочку и выполняют полученные задания на доске, у остальных детей яблочки лежат на столах. Работа выполняется по вариантам.  

Выпиши только однокоренные имена. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

(слайд)

Путешествуя дальше, на нашем пути встречается посёлок Суффиксов.

Что такое суффикс? Для чего он служит?

Жители этого посёлка очень доброжелательные, давайте покажем им, что мы знаем множество ласковых имен.

Образуйте новые ваши имена при помощи суффиксов: -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УШК-, -ЮШК-.

После этого наш путь лежит к берегу Приставки.

Что такое приставка? Для чего она служит?

Здесь мы поиграем на зелёном бережку. Кто быстрее составит по 2 слова с приставками ОТ-, У-, В-.

Ребята, итак, скажите мне пожалуйста, что же изучает морфемика?? А какая наука занимается исследование имен собственных? (Ономастика)

-Совершенно верно, а теперь давайте попробуем также как и простые слова, поделить наше имя на морфемы, т.е. части слова. Давайте еще раз вспомним, какие это части? (Окончание, корень, суффикс, приставка).

Игра называется «Разбери имя».

Вот смотрите, пример, имя Виктория, окончание «я», корень «Виктор», суффикс «и».

Разберите свои имена. Теперь в парах проверьте друг друга, у всех получилось?

А теперь внимание домашнее задание, дома вам предстоит узнать какие корни имеет ваш корень в вашем имени., Например: Виктория – корень «Виктор» , имя имеет латинское происхождение. И т.д.

Все справились с заданием! На этом наше сегодняшнее путешествие закончилось.

Слушать внимательно учителя.

Вспоминать и отвечать на вопрос, что такое окончание.

Составлять предложения.

Высказывать свое имя.

Вспоминать и отвечать на вопрос, что такое корень.

Работать с карточками по вариантам.

Находить лишнее слово, выписывать однокоренные слова, выделять корень.

Вспоминать и отвечать на вопрос, что такое суффикс, для чего он служит..

Образовывать новые слова при помощи различных суффиксов.

Вспоминать и отвечать на вопрос, что такое приставка.

Обобщать материал, иметь представление, что такое «морфемика».

Отвечать на поставленные вопросы, анализировать проделанную работу.

Играть в игру «Разбери имя»

Работать в парах, выполнять задание.

Записывать домашнее задание.

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

III. Заключительная часть

Давайте подведём итог.

Было трудно или легко:? Почему? Что узнали нового? Были ли знания полезны?

Спасибо за внимание, мне было приятно с вами работать!

Оценивать проведенное занятие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 20.03.18

Школа: МБОУ НОШ №95

Н Название кружка: «Тайна имени» (Автор – Чупина Н.А.)

     Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное.    

     Форма работы: интерактивная игра.

Тема: «Словари и справочники»

Цель: ознакомление детей со словарями и справочниками, составление структуры и содержания.

Планируемые результаты:
Предметные:

-  уметь составлять структуру словарей;

- знать, как располагаются слова в словарях и справочниках (их порядок);

- иметь представление о термине «словарная статья».

Личностные:

- работать совместно в группе;

- мотивировать к целенаправленной познавательной деятельности.
Время проведения: 16:15 – 17:00

Оборудование: компьютер, презентация, диагностический материал. 


Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

1.Организация рабочего места

2.Мотивация

3.Целеполагание

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас!

Как прошел ваш учебный день? Что было интересным?

 Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Посмотрите внимательно на мой стол, как вы думаете, что это? («Выставка словарей»)

Как думаете, чем будем заниматься с вами на уроке?

Приветствовать преподавателя.

Настраиваться на занятие.

Отвечать на поставленные вопросы.

Л: воспринимать речь,  непосредственно обращенную к учащемуся.

II. Постановка учебной задачи и ее решение

Сегодня  мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и, как научиться быстро ими пользоваться.

Как вы думаете, человеку полезен словарь? Почему?

Человек не может хранить в памяти все события прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка на помощь приходят словари и справочники. Эти книги скупые и щедрые одновременно. В них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей. Другие расскажут о болезнях и их лечении. Третьи – о растениях или машинах. Есть словари, которые расскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Как вы думаете, чем словари отличаются от справочников? (в словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам). Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: "Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке". Как вы понимаете данную фразу.

Вот это и есть одно из правил, по которому составляется словарь - алфавитный порядок слов. Вам ведь уже приходилось пользоваться словарем. Вы хорошо знаете "Орфографический словарик". Что там обычно содержится?  Для чего он нужен?

Он много раз выручал вас на уроках русского языка. В нем слова даны в алфавитном порядке и по нему можно сверить написание того или иного слова.

 А сейчас мы поговорим с вами еще об одном словаре. Он называется "Толковый словарь". Он нам полезен? Как вы считаете, выскажите свое мнение.

 Толковым он называется потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления. Очень ценным считается  «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет.  Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок.   Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Конечно же, в наше время словарь не может быть использован,  как справочник по современному русскому языку, т.к. значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась. Толковые словари существуют для того, чтобы мы задумывались над значениями слов, которые употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений.

Как вы думаете, какой словарь нам пригодится для наших занятий? Правильно «словарь имен», т.к. именно он нам поможет в нашей исследовательской работе……

Рассмотрите внимательно словари, и подумайте, какую структуру они имеют.

Давайте с вами построим, какую структуру имеют словари. Какие особенности, можно выделить?

  1. (Слова –имена -  размещены в алфавитном порядке;
  2. Слова –имена пишутся с прописной буквы;
  3. Отдельными словами включаются слова уменьшительные и ласкательные;
  4. В словарь включаются слова, связанные с различием в написании произносительные, словообразовательные и грамматические варианты слов;
  5. Приводятся значения слов;
  6. Отличаются устарелые, древнерусские, древнегреческие происхождения вариантов слов;
  7. Даются формы слов, связанные с их морфологической принадлежностью.
  8. Слова (кроме односложных) и формы слов снабжаются ударением; над буквой «ё» ударение не ставится (буква «ё» одновременно служит указанием и на произношение и на ударение).

Совершенно верно! Каждый словарь, еще содержит в себе словарную статью. Как вы думаете, что это такое? (Это основная структурная единица, каждого словаря!)

Правая часть словаря — та, в которой объясняется заголовочная единица. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Это могут быть: список синонимов данного слова (для словаря синонимов), перевод слова (для словарей иностранных слов), раскрытие понятия, которое описывается данным словом, с возможным приложением графиков, схем, рисунков (для энциклопедических словарей) и т. д. Например, правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны: грамматическую, стилистическую, зону толкования, иллюстрации (цитаты, речения).

Часто внутри словарной статьи может находиться область (зона) помет (или просто пометы). Пометы могут быть стилистические, грамматические и другие. Наиболее часто пометы располагаются сразу после заголовочного слова, но могут быть и в других местах (например: устар. — устаревшее значение, редк. — значение редко употребимо, науч. — научное значение, и т. п.)

Еще можно отметить, что там располагается толкование лексического значения слова, а также дан пример употребления в речи.

Сейчас мы с вами проведем интерактивную игру «Устройство словаря».

(Это будет в виде викторины «Самый умный»).

Внимание на экран.

Слушать внимательно учителя.

Высказывать свое мнение, о том полезны ли словари? И для чего они служат.

Объяснять как понимают цитату Анатоля Франса.

Думать и отвечать, каково содержание орфографического словаря.

Предполагать, для чего нужен толковый словарь.

Слушать внимательно учителя.

Обсуждать, какой словарь пригодится для наших занятий.

Рассматривать словари, строить их структуру .

Объяснять понимание термина «словарная статья».

Слушать внимательно речь учителя, запоминать нужный материал.

Играть в интерактивную игру «Устройство словаря».

П: строить объяснения в устной форме.

К: слушать и понимать речь других.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Л: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

III. Заключительная часть

Давайте с вами вспомним, над какой темой мы сегодня работали?

Скажите, как записываются слова? Каков порядок их расположения.

Что включает в себя словарная статья?

Оценивать проведенное занятие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие. «Байкальская Нерпа»-защита проекта

Внеурочное занятие. «Байкальская Нерпа»Цели: Углублять и расширять знания детей о Байкале, знакомить  с обитателями подводного мира Байкала, расширять кругозор учащихся, учить понимать красоту пр...

Внеурочное занятие во 2 классе по теме "Бумажный листочек, как снежный комочек." Творческий коллективный мини-проект "Друг для Снеговика"

Данное занятие разработано для обучающихся 2 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей по программе художественно-эстетического направления "Смотрю на мир глазами х...

Внеурочное занятие курса «Земля-наш общий дом» Тема:Проект «Цветочная клумба или как создать цветник?»

Задачи:Образовательные:- формирование у учащихся первичного представления о садовом ландшафте, сортах цветов, способе ухода за ними.- формирование и развитие экологической грамотности.Развивающие:- ра...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Учусь создавать проект»

Данное занятие помогает  решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Оно поможет ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить ...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

Рабочая программа внеурочного занятия "Учусь создавать проект" 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект». Авторы:  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., лауреаты и победители дву...