Конспект классного часа по теме:"Масленица"
классный час (3 класс) на тему

Надежда Сергеевна Георгица

"Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

3 мин

Петрушка. А вот и я!!! Здравствуйте ребята!! А вы не знаете, весна уже пришла? Так, где же она? (оглядывается). Я знаю одну настоящую весеннюю закличу, которой давным-давно, когда ещё наши бабушки и дедушки были маленькими, закликали весну. Я сейчас буду говорить, а вы повторяйте за мной.

  • Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью.
    С радостью великою,
    С милостью богатою,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С дождями сильными,
    С хлебами обильными!
  • Раз, два, три, четыре, пять, 
    Будем зиму провожать!
    Раз, два, три,
    Вот весна идет, смотри!
    Вы ей двери отворите,
    праздник в гости позовите!

Петрушка. А вот и Вёснушка-Весна! Расскажи нам, с чем пришла?!

Весна. Принесла я вам капель, пенье птиц и длинный день. Здравствуйте ребята! А ещё я принесла много весенних праздников!

Петрушка. Ура!!! Праздники -это я люблю!!

- Ребята, вам нужно определить тему нашего

классного часа.

Тема Весенние христианские праздники

Весна. А теперь, дети, давайте будем отгадывать загадки.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет.

В зелень наш оделся край-

Нас теплом встречает... (май).

2. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (скворечник)

3.Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём , ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут... (гнездо).

Петрушка. Все загадки мы отгадали! Теперь расскажи нам Весна про праздники.

Весна. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?

Дети. 8 Марта! 1 Апреля!

Весна. Правильно! А ещё есть такие весенние праздники как Сороки, Пасха, Троица, Вербное воскресенье, и много других.

Тема Весенние христианские праздники

Петрушка. А что за праздник такой Сороки?

Весна   В народе бытовал красочный обрядовый праздник — Сороки — Сорок Сороков. Этот праздник наступает 22 марта, начинается он рано утром с весенних закличек. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок воинов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из военноначальников Агрикалий перед походом решил принести жертвоприношение языческим богам.  Но , воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это разгневанный начальник решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лёд озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лёд в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам -христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли.

В этот день язычники казнили 40 воинов-христиан, за то, что они, не захотели отречься от своей веры. Церковь , за их веру в единого Бога и мужество, каждый год вспоминает их 22 марта.

Издавна ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебного теста жаворонки. Затейливые хозяюшки пекут эти жаворонки с особыми вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их родным, в гостинцы детям. Чистыми звонкими голосами дети закликали весну. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, вызывая весну.

Жаворонок — дуда,

Прилети к нам сюда.

Нам зима-то надоела,

Всю соломушку поела

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое, весну красную.

Наши предки верили в такие приметы: если в день Сорок Сороков прилетели галки — жди тепла; если в этот день будет тепло, то будет 40 дней теплых, а если холодно — жди 40 холодных утренников.

Петрушка. А что за праздник такой Вербное воскресенье7

Весна. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба считалась особенно целебной, наделенной чудодейственной силой.

В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела.

.

Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, тоже сохранившимися с Вербного воскресенья, и приговаривали; «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез!» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары или ярмарки. На ярмарках можно было не только купить товар, но и увидеть выступления цыган и бродячих артистов.

Выходят студенты, переодетые в коробейников, с коробами, корзинами и зазывают покупателей.

1-й коробейник

У нашего Якова — товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

2-й коробейник

Посуда наша — для щей и каши.

Не бьется, не ломается,

Порче никакой не подвергается!

3-й коробейник. А вот яблоки ранет — у кого своих нет!

4-й коробейник

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

5-й коробейник

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочешь, еще захочешь!

Петрушка. Ой, как здорово! Весна, а в игры на праздники играют?

Весна. Конечно, играют! В игры играют на самый главный праздник--Пасху! Есть обычай в день Пасхи красить куриные яйца.

Петрушка. А зачем их красят?

Весна. Крашенное куриное яйцо-- символ чуда и символ Великого праздника Пасхи!

Весна. Есть ещё один весенний праздник-

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радости несет

Он всегда с собою!

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Слушают стихотворение, анализируют его, делают выводы, и подходят к теме занятия. Отвечают на вопросы.

Л:

Самоопределение к учебной деятельности

П:Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Основной этап

30 мин

Петрушка: Знаю! Мы все уже встретили этот праздник!

Как вы думаете, о каком празднике будем вспоминать?

Все верно, сегодня мы с вами поговорим о масленице

Весна: Это очень интересный праздник, мы вам расскажем легенду об этом празднике.  (драматизация)

 Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него, и не было в них просьбы о помощи, а скорее простое детское любопытство. Не похоже было, что она замерзла, хотя одета была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и вьюга злобно завывала.

- Чья ты, девочка? Как имя твое?

- Я дочь мороза и зовут меня Масленицей. – ответила девочка, во все глаза продолжая смотреть на человека.

- Почему ты так смотришь на меня?- спросил человек удивленно.

- Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.

Немного придя в себя, человек стал уговаривать Масленицу попросить своего батюшку пожалеть людей и ослабить холода.

- Наши дома промерзли, детишки плачут, некому нас обогреть, утешить и развеселить.

- Что ж,- сказала Масленица,- батюшка мой строг и суров, но я могу вам помочь. Ступай к людям и скажи, чтоб ждали меня, да припасут побольше еды, чтоб встретить дочь мороза.

С тем и ушел человек. Масленица не обманула и действительно пришла к людям.

На лихой тройке понеслась она по деревням, селам и городам русским. И всюду, где бы она ни появилась, веселыми забавами, лихой пляской, горячими блинами да задорной песней  помогала людям забыть о суровом холоде. С тех самых пор масленица считается самым веселым праздником календаря.

Весна: Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»?

Масленица тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца.

Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства   Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии

- Яровой хлеб. Масленица и по сей день   живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.

- Как вы думаете.

- А что символизирует блин?

- Солнце.( дети)

О блинах русский писатель А. И. Куприн писал следующее:

«… Блин, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин- символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Масленица - праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. 

-Сколько длится масленица?

1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а отдавали его нищим на помин усопших. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор. В  честь Масленицы пели песни да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже символ солнышка.

  1. Масленица к нам придет

Значит, будет добрым год

Значит, будет урожай 
Будет счастье через край.

Первый блин – комом,
А второй – знакомым,
Третий блин – дальней родне,
А четвертый – мне!

  1. Масленица, Масленица!
    Мы тобою хвалимся, 
    На горах катаемся
    Блинами объедаемся!

Мастер класс « Чучело»

2 день: вторник – заигрыш

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

 3 день: среда – лакомка

Третий день Масленицы называется – лакомка. Это семейный праздник, собирается вся семья, а хозяйка готовит богатый стол,  где всякие вкусности (запеченная рыба, ватрушки, кулебяки, блины, пироги и т.д.), дети готовили развлечения (игры, танцы, песни в которых участвовали все без исключения). Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Отсюда и пошла поговорка: « Хоть все с себя заложи, а масленицу проводи!»

Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

Идет Масленица по льду, 
Несет блинов сковороду. 
Принимайте молоду - 
Разбирайте по блину!

- А блины-то, волшебные, с пословицами. Продолжите пословицу, написанную на блине.( на слайде изображение блинов с незаконченными пословицами):

Делу время, …   (потехе час)

Землю красит солнце, а … (человека труд)

Терпенье и труд …  (всё перетрут)

Семь раз отмерь, … (один раз отрежь)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

Нет друга – ищи, а … (нашёл – береги)

(Физминутка)

4 день: четверг, – "разгуляй".  

 Широкий четверг - наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

5 день: пятница – тёщины вечери.

Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Блин символ солнца, счастливых браков, хороших детей.

 6 день: суббота – золовкины посиделки

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Загадки

Масленицы - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье.

И, конечно же, …            (икра)!

И с икрой, и со сметаной – 
Всякие они вкусны! 
Ноздреваты и румяны – 
Наши солнышки -…    
(блины)!

В масленичное воскресенье 
Все старался старый Тит 
Попросить у всех прощенья 
И ответить: … 
("Бог простит!")!

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.      (Масленица) 

Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - …          
(скоморох)

Без него не обойтись,

Чтоб блины все удались,

Тесто, прежде чем месить,

Его нужно прикупить,

Сей продукт дает корова,

Он на солнышке блестит.

Улучшает вкус он блинный,

В холодильнике лежит.        (Масло)

Что за место вы скажите,

Как назвать его, друзья?

Будто в модном магазине,

Можно все купить всегда,

Есть прилавки и витрины,

Продавцы у них стоят,

Раз в году они выходят,

Сувениры продавать.    (Ярмарка)

    7 день: воскресенье – прощённое воскресенье

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. 

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. Кульминацией Масленицы считается сжигание  чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны. Пепел развевают по полям - для хорошего урожая и поют прощальные песни.

Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья, 
Чтоб с души грехи все снять, 
С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно 
Укреплять любовь и дружбу!

Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют  Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.

Слушать учителя

Смотреть инсценировку

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Слушать инструкцию учителя по выполнению чучела

Делать чучело масленицы

Слушать учителя

Выполнять задание со слайдов

Отгадывать загадки

Л: осмысление

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

П: Анализировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи

Л: осмысление

Р: самоопределение  к деятельности

Л: осмысление

Л: смыслообразование

Л: смыслообразование

Р: высказывание своих предположений

Итог урока

1-2 мин

Исстари почитали людей смышленых да находчивых. Хочу посмотреть:

не растеряли ли вы эти способности?

  • Почему блины круглые? (Символ солнца.)
  • Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?

(Ни одного.)

Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром,  сыром, маслицем,
Со блинами,  пирогами и  оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня, а сегодня наше кончится веселье.
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!

Масленица, прощай! 
На тот год опять приезжай.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе – птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Отвечать на вопросы

Л: смыслообразование;

Участие в подведении итогов урока

Рефлексия

2мин

-Встретилось ли вам что-то новое на уроке?
- Что больше всего запомнилось на занятиях?

- Вам могут помочь знания, полученные на уроке?

По очереди отвечают на поставленные вопросы учителя. Анализируют. Высказывают своё мнение.

Р: Рефлексия и оценка процесса результатов своей деятельности  на уроке.

Дата:           14.08.2016        

Школа:№95

Класс: 3-2

Кабинет :214

Учитель школы: Дубровская Н.Ю.

Время занятия: 12.05-12.50

Методист:

Посадских Л.С.

Состав группы:

Георгица Надежда

Маликова Дина

Захарова Юлия

Кнутарева Анастасия

Никульшина Анастасия

Подпись: ___________

Тема: «Калейдоскоп весенних народных праздников»

Цели:

1) продолжить знакомство учащихся с фольклором русского народа, народными весенними праздниками;

2) пробуждать у учащихся интерес к народным обычаям и обрядам;

3) способствовать проявлению творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.

     4)познакомить учащихся с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.

Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, содействовать обогащению знаний детей о христианских народных  праздниках;

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

Оборудование: компьютер, презентация, сладкие призы, заготовки к чучелу, чучело Масленицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКИЙ ПЛАН- КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «Д. С. ЛИХАЧЁВ В ПИСЬМАХ О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ»

КРАТКИЙ ПЛАН- КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «Д. С. ЛИХАЧЁВ В ПИСЬМАХ О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ» -  первый урок в серии уроков, направленных на развитие нравстве...

Конспект классного часа на тему: «Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов

Конспект классного часа на тему:«Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов...

Конспект классного часа по теме: «Семья и семейные ценности».

Задача урока состоит в том, чтобы помочь школьникам разобраться, что является основой семьи, помочь понять ученикам, как можно создать в своей семье благоприятную обстановку. Выяснить, о каких семейны...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа по теме "Масленица"

Воспитание  доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики...

Конспект классного часа на тему "В гостях у Масленицы"

Цель деятельности учителя: расширение представлений учащихся о празднике «Масленица» его истории  и традициях праздника в России.Планируемые результаты:Предметные: формировать з...

Конспект тематического классного часа на тему «Масленица» - 2 класс

Цели: формирование интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Оборудование: презентация, раздаточный материал, видео- и аудиосопровождение....