Классный час, тема «Пасха», 3 класс
классный час (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Учитель: Устьянцева Надежда Дмитриевна

Студенты: Сомова Екатерина, Титова Евгения, Воробьева Светлана, Карачурина Дарья, Иванова Людмила

Методист: Посадских Лидия Семеновна

Подпись:

Тема «Пасха»

Цели: познакомить учащихся с днем пасхи; расширить знания детей о пасхе;

Проведение данного классного часа направлено на достижение следующих задач

Личностные:

  1. Помочь учащимся понять, почему и как важен праздник.
  2. Объяснить ученикам, почему очень важно знать историю данного праздника.

Предметные:         

  1. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Оборудование: проектор, презентация


Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята!

И начать наш урок мы бы хотели с стихотворения.

ХРИСТОС ВОСКРЕС! (И. БУНИН) 
Христос воскрес! Опять с зарею 
Редеет долгой ночи тень, 
Опять зажегся над землею 
Для новой жизни новый день. 
Еще чернеют чащи бора; 
Еще в тени его сырой, 
Как зеркала, стоят озера 
И дышат свежестью ночной; 
Еще в синеющих долинах 
Плывут туманы... Но смотри: 
Уже горят на горных льдинах 
Лучи огнистые зари! 
Они в выси пока сияют, 
Недостижимой, как мечта, 
Где голоса земли смолкают 
И непорочна красота. 
Но, с каждым часом приближаясь 
Из-за алеющих вершин, 
Они заблещут, разгораясь, 
И в тьму лесов и в глубь долин. 
Они взойдут в красе желанной 
И возвестят с высот небес, 
Что день настал обетованный, 
Что Бог воистину воскрес!

Приветствовать учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Мотивацион-ный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

 5 мин

У нас сегодня необычный урок. Наш классный час посвящен празднику, который вы неоднократно слышали, а может быть кто-нибудь уже догадался, о чем сегодня пойдет речь? Правильно, говорить мы сегодня будем о Пасхе. Постарайтесь сформулировать цели урока.

А кто-нибудь может что-то сказать об этом замечательном празднике? Когда он отмечается или как люди его отмечают, что они готовят и едят в этот день?

Принимать установку учителя

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

10 мин

Итак, прочитаем на доске – Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского слова «песах». Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни и всегда празднуется в воскресение. Но конкретного дня, в который отмечалась бы Пасха, нет.

В нашей стране пасху отмечают ярче, пышнее, нежели самый главный праздник христианского мира - рождество. Ни один праздник православия церковь не отмечает так необычайно светло и торжественно, как день светлого Христова воскресения.

В церкви, накануне, совершается пасхальная всенощная, в полночь- крестный ход и служатся литургии. А за неделю всем этим торжествам предшествовало страстная неделя, главная неделя перед завершением поста.

Четверг в страстной неделе называется Чистый четверг, когда люди все убирают, моют, одним словом, приводят весь дом и самих себя в порядок, в чистоту.

 Вербное воскресение - праздник входа господня в Иерусалим.

- А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника? (ответ).

- Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле, теплом и урожаем. Эти пушистые, распустившиеся почки повсюду на Руси считались целебными, наделёнными особой силой; говорили, что соприкоснувшись с человеком, животным или землёй, веточка вербы может поделиться своей жизненной силой с ними.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником.

Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

Слушать учителя

Выполнять

задание

Отвечают на вопросы.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

Основная часть

Физ. минутка

Практич.:

выполняют упражнения

12 мин

3 мин

Как у каждого большого церковного праздника, у пасхи есть свои приметы – куличи, крашенные яйца и творожная пасха. Знаете ли вы, что такое творожная пасха?

(Это особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России)

Крашенное яйцо- неотделимый и радостный символ праздника пасхи.

- Ребята, а вы знаете, почему именно яйцо является символом пасхи? (ответ).

По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса, отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверив, император  заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумлённых людей белое яйцо стало красным.

- Ребята, а вы знаете, как оформляют яйца в наши дни?

- Яйцо варят в отваре луковой шелухи;

- Яйцо, выполненное в стиле «писанок», окунают в расплавленный воск, потом процарапывают задуманный рисунок и выдерживают в краске. Прокрашиваются только те участки, освобождённые от воска.

- Яйцо расписывают гуашью, цветной тушью, и покрывают лаком, чтоб блестели.

- Очень нарядно получается, если обклеить яйцо кусочками разноцветной ткани, тесьмой, кружевами.

- Ребята, сейчас мы с вами тоже разрисуем яйца, но они у нас будут бумажные.

Как и на любой праздник, так и на пасху существуют свои народные приметы:

1.На пасху небо ясное, солнце играет. Что значит?( к хорошему урожаю и лету)

2. На святой неделе дожди. Что значит?-(добрая рожь)

3. На святой недели гром. Что значит?( к хорошему урожаю)

4. Если на второй день пасхи будет ясная погода- лето будет дождливое, если пасмурная- сухое.

А сколько веселья и радости доставляют и детям и взрослым обрядовые игры.

 Вы наверно играли в одну из самых простых и забавных игр «Чоканье яйцом».

Дети, а вы знаете, что…

1.На Руси среди детей проводились игры с катанием яиц. Так называемые «покатушки». У кого из участников игры яйцо укатится дальше, тот и выиграл.

2. Самые знаменитые пасхальные яйца миру подарил Петер Карл Фаберже. Немец по происхождению, этот выдающийся ювелир проживал в царской России. В 1883 году Царь Александр заказал подарочный набор яиц для своей супруги.

3.Пасхальное яйцо с самыми внушительными размерами находится в Вегревилле, провинция Альберта, Канада. Вес этого яйца около двух тонн, а его длина достигает 8 метров.

4.В России самое большое пасхальное яйцо было изготовлено изо льда в 2010 году. Его вес составил 880 килограммов, а высота 2,3 метра.

5. Также разрисованные пасхальные яйца хранили дома в течение всего года, чтобы, таким образом, уберечь своё жилище от пожаров, потопов и других катаклизмов природы. 

6. В Омске, Анатолий Коненко смастерил три самых маленьких пасхальных яйца, отличающиеся необычно миниатюрными размерами. Самое "крупное" из них размером всего лишь в 3,5 мм. Яичко настолько мало, что с легкостью помещается в скорлупе кедрового ореха.

Тетя Мотя

Водящий поочередно называет части тела, которыми необходимо активно двигать или трясти (правая и левая руки, ноги, плечи, голова, туловище).Таким образом через несколько повторений слов играющие становятся похожи на «таракашек», что вызывает у участников прилив положительных эмоций. «У тети Моти 4 сына, 4 сына у тети Моти, они играют  и вместе весело живут»

Слушать учителя

Повторять движения вместе с учителем

П: осознанное построение речевого высказывания

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

П: анализ, синтез

Творческая деятельность(мини-проект)

  10 мин

12 мин

Молодцы ребята, садитесь. А мы с вами сейчас проведём викторину на нашу сегодняшнюю тему.

(Класс делится на три команды, которым задаются вопросы из разных областей знаний. Выигрывает команда, набравшая в сумме наибольшее количество правильных ответов.)

Правильный ответ- 10 балов…

Вопрос 1

Слово “Пасха” имеет в современном русском языке несколько значений. Среди представленных значений найдите лишнее:

Ответ: Праздник весеннего равноденствия.

Вопрос 2.

Слово “Пасха” восходит к древнееврейскому глаголу “passah”. Укажите его значение:

Ответ: проходить.

Вопрос 3.

Как назывался день недели, следующий за субботой, в Древней Руси до принятия христианства?

Ответ: неделя, так как в этот день отдыхали, ничего не делали.

Вопрос 4.

Народная пословица гласит: “Дорого яичко ко Христову дню!” В Пасху это выражение приобретает буквальный смысл. Что не символизирует пасхальное яйцо?

Ответ:  зима

Вопрос 5.

Что символизирует красный цвет пасхального яйца?

Ответ: кровь Христа.

Вопрос 6.

О ком говорят: “Дай ему яичко, да ещё и облупленное”?

Ответ: ленивый человек.

Вопрос 7.

Народные поверья наделяли яйцо, полученное первым при христосовании, чудодейственными свойствами и использовали в различных ситуациях. В какой ситуации не использовали пасхальное яйцо?

Ответ: для закаливания.

Вопрос 8.

Множество пословиц, поговорок и загадок сложил русский народ о яйце. Среди загадок найдите лишнюю:

Ответ: (об огурце).

Вопрос 9.

На Святой неделе проводился на Руси обряд катания яиц, в котором с удовольствием принимали участие дети. Какое значение имел этот обряд?

Ответ: наделить землю плодородием.

Слушать учителя

Выполнять задание

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Заключение

Словесн.: слово учителя.

3 мин

- Наш классный час подходит к концу.

Что нового вы сегодня узнали, что до этого не знали? Что вам запомнилось на уроке?

Все сегодня хорошо поработали. Спасибо за внимание.

Слушать учителя

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час во 2 классе на тему "Православные праздники. Святая Пасха".

классный час посвященный первоначальным представлениям о православном празднике Пасха....

Классный час в 3 классе « Пасха»

Представление о пасхе;  знакомство с пасхальными традициями....

Классный час на тему "Пасха- самый светлый праздник"

Вам понадобится это материал для классного часа....

Классный час на тему ПАСХА

Классный час на тему ПАСХА...

Классный час с викториной на тему "Пасха"

Мероприятие посвященно главному православному празднику Пасха...

Классный час на тему "Пасха светлый праздник"

Классный часдля 2 класса, в котором дети узнают о традициях и обычиях праздника Пасхи....

Конспект классного часа на тему "Пасха", 3 класс

Дата проведения мероприятия: 21.04.2022Класс: 3Цель: создание условий для формирования у младших школьников знаний о празднике Пасха.Оборудование: Видеоматериал («Праздник пасха», «П...