Определение компьютерной зависимости учащихся начальных классов
статья на тему

Соколова Любовь Викторовна

В статье представлены причины возникновения компьютерной зависимост школьников и возможные пути ее предотвращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколова Л.В.

Учитель начальных классов

 МКОУ СОШ №5

г. Куйбышев

Выступление на семинаре

Определение компьютерной зависимости учащихся начальной школы

Cлайд 1 (Титульный лист).

 Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. Важно знать, что излишнее увлечение компьютерными играми приводит к излишней тревожности, раздражительности, повышению уровня агрессии.

В последнее время большое внимание со стороны педагогов, врачей и общественности уделяется вопросам различных видов зависимости. Широко изучена зависимость от алкоголя, наркотиков. В Указе Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" подобные злоупотребления признаны угрозой для национальной безопасности. По данным исследований, на 2010 год компьютерную и игровую зависимость испытывают свыше 15% российских подростков, в 2018 году только 4% подростков в возрасте до 18 лет не испытывают компьютерной зависимости.

Слайд 2.

В чем же опасность такой зависимости? Любая зависимость – это болезнь. Все виды зависимости относятся к психическим и поведенческим расстройствам и включены в соответствующие рубрики Международной классификации болезней (МКБ-10). Другими словами, во всем мире зависимые люди признаны психически нездоровыми.

Зависимое поведение– разновидность поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

Термин «аддиктивное поведение» (англ. addiction – пагубная привычка, пристрастие к чему-либо) указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Необходимо знать и помнить, что при таком нарушении поведения важны не медицинские, а воспитательные меры. При своевременно начатой работе можно предупредить переход аддиктивного поведения в болезнь.

Слайд 3

Личностные особенности, определяющие мотивацию при аддиктивном поведении детей:

  • терпимость к отклонениям от социальных норм;
  • недостаточная ориентация на достижение успеха своим трудом;
  • оппозиционная настроенность в отношении основных социальных          требований;
  • склонность к депрессиям.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.
Слайд 4

Причины возникновения компьютерной зависимости:

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье, близкие не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

4. Общая неудачливость ребёнка.

5. Наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания.  

Слайд 5  

Выделяют три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

2. Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.

3. Неадекватное отношение к себе в результате столкновения "Я реального" и "Я виртуального".  

Слайд 6

Важнейшим шагом на пути преодоления игровых и прочих видов зависимости является признание проблемы и активная потребность в здоровом образе жизни. Определить зависимость ребенка от компьютерных игр можно с помощью специального теста "Определение зависимости от компьютерных игр", составленного А.В. Котляровым.

Слайд 7

Родителям обучающихся 1-4 классов было предложено ответить на вопросы анкеты. По итогам анкетирования был определен повышенный уровень зависимости от компьютера, интернета и компьютерных игр во 2А, 3А, 3Б классах. Это, скорее всего, связано с тем, что многие дети воспитываются в неполных семьях, родители заняты на работе, и, часто дети предоставлены сами себе. В связи с этим дети уходят в игру, нарушая не только протекание физиологических процессов, но и психических.

Слайд 8

Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп:

  1. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются
  • «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером,
  • невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером,
  •  намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером,
  •  утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
  • оправдание собственного поведения и пристрастия.

Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

  1. Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы  

Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Поэтому помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания. Благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети.

Слайд 9

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, эти новые возможности отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Использование компьютерных технологий в начальных классах

В  своей  работе  при подготовкек урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры.....

Презентация "Специфика профилактики компьютерной зависимости учащихся начальных классов

Презентация "Специфика профилактики компьютерной зависимости учащихся начальных классов...

Компьютерное творчество учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

Задачей учителей нашей школы является воодушевление учащихся на создание своими силами компьютерных продуктов, реализующих их интерес в различных учебных предметах. Предлагая ребёнку работу за компьют...

Методики для определения сформированности УУД учащихся начальных классов

В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов....

Тест для определения развития воли для учащихся начальных классов.

Одно из составляющих любой успешности – умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать свое поведение, упр...

Знакомство с городом Санкт – Петербургом учащихся начальных классов в рамках внеурочной деятельности при использовании настольно – печатного дидактического материала и современных компьютерных технологий

Мир истории, архитектуры, искусства Санкт – Петербурга – это бескрайнее море, где каждая новая волна – новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца.К в...


 

Комментарии

Соколова Любовь Викторовна

Писала эту статью почти 7 лет назад. Поразило, что НАСТОЛЬКО увеличилось количество интернет-зависимых людей!