Коррекционно-развивающий компонент в воспитательском занятии
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Турцева Татьяна Владимировна

 Особенности ребенка, которые должны учитывать педагоги при подготовке занятия с корекционно-развивающим компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа – интернат № 67

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Статья на тему: "Коррекционно-развивающий компонент в воспитательском занятии"

Автор: Турцева Т. В. (воспитатель 1 квалификационной категории)

                   Важнейшим принципом обучения является принцип доступности материала.  Принцип коррекционной работы на воспитательских занятиях предполагает воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей,        а также совершенствование умений и навыков для дальнейшей социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. При организации занятия с коррекционной направленностью необходимо исходить из возможностей и возраста ребенка: задания должны быть умеренной сложности, но доступными. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы организации.

         При подготовке к занятию, к выбору методов и приёмов коррекционной работы учитываются следующие особенности:

- Коррекция и компенсация недостатков развития школьника. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным;

- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

- Максимально наглядный представляемый материал;

- Активная деятельность воспитанников в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз;

- Мотивация успеха. Одобрение взрослых - один из основных мотивов деятельности учащихся. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у воспитанников веру в себя;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Включение как познавательного материала, так и различных релаксационных упражнений, способствующие развитию у детей коммуникативных умений, обогащению эмоционального опыта;

- Игровые методы и приёмы, которые позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.

            На коррекционных занятиях используются следующие методы обучения по источнику получения знаний:

 Словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.  Наглядные методы условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов, видеороликов и др.

 Практические методы - упражнения, практические работы.

         В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на занятии. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры.

А так же использовать в практике эффективные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

технология дифференцированного обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

- поэтапное формирование умственных действий;

- Здоровьесберегающие технологии:

С каждым годом количество детей с повышенной возбудимостью и утомляемостью, нарушением  внимания  и  плохой памятью,  и другими проблемами неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающихтехнологий.Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса – психологов, педагогов, родителей.

Здоровье-сберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика.

- Гимнастика для глаз.

- Дыхательная гимнастика.

- Мимическая гимнастика.

- Релаксирующие упражнения.

- Элементы музыкотерапии.

- Элементы цветотерапии.

- «Динамические паузы».

- Элементы самомассажа.

- Прогулки

В своей работе, я как воспитатель использую следующиездоровье-сберегающие технологии:

1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.

2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).

4. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

5. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.

8. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.

8. Кинезиологические упражнения - направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга.

А так же специальные коррекционные технологии:

- коррекционно-развивающие;

- коррекционно-образовательные;

Игры на коррекцию внимания: «Найди отличия», «Найди пару», «Отыщи два одинаковых», «Дорисуй» и др.

D:\коррекционная работа статья\000020862.jpgD:\коррекционная работа статья\img20.jpg

D:\коррекционная работа статья\slide_35.jpg

D:\коррекционная работа статья\slide_36.jpg

D:\коррекционная работа статья\img15.jpg

Использую различные формы организации занятия:

урок-путешествие

урок-сказка

урок-викторина

Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы.

Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.

При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Так же в практике применяю такой вид работы, как проверку работ самими воспитанниками друг у друга: обмениваются работами и проверяют правильность их выполнения. Это повышает ответственность, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

Применение технологий на занятиях, видах деятельности, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях

В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО  КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...