Работа учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников
учебно-методический материал по теме

Зуева Екатерина Михайловна

В работе рассмотрены теоретические подходы к формированию сплоченности детского коллектива в начальной школе, а также подобраны диагностические методики групповой сплоченности младших школьников. Для развития групповой сплоченности разработаны практические рекомендации по сплочению коллектива младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

Глава 1. Теоретические подходы к формированию сплоченности

детского коллектива в начальной школе…………………………….………....5

1.1 Сущность понятия «детский коллектив»………………………………..….5

1.2 Сравнительная характеристика подходов по формированию

коллектива……………………………………………………………………......8

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего

 школьного возраста………………………………………………………..…..14

1.4. Способы формирования сплоченности детского коллектива…….…….18

Вывод по 1 главе………………………………………………………….….…21

Глава 2. Изучение особенностей развития коллектива младших

 Школьников……………………………………………………………………22

2.1.Методы исследования сплоченности коллектива младших

школьников……………………………………………………………………..25

2.2. Практические рекомендации по улучшению сплоченности

коллектива младших школьников…………………………………………….25

Вывод по 2 главе……………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………..27

Библиографический список…………………………………………………...29

Приложения…………………………………………………………………….30

Введение

Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники [2, с.6].

Значительную часть времени школьник проводит в классном коллективе, где протекает его учебная, трудовая и творческая деятельность, а также складываются отношения. Поэтому важную роль в формировании подрастающего человека играет школьный класс.

Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенных знаний и основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально - психологических отношений в классе, организации совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.

В современных условиях классный коллектив должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.

Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание[1, с. 491].

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия.

Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Младший школьник впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебной деятельности, первым учителем, именно в начальной школе определяется его новы социальный статус, как на основе своих достижений в учебной деятельности, так и на основе личностных качеств. Будучи внушаемым и зависимым  еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательному влиянию.

Огромную роль в создании и сплочении коллектива класса играет учитель. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы учителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.

 Так едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовывать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы [1, с. 492-493].

Таким образом, мы видим, что проблема формирования сплоченности коллектива остаётся актуальной и в настоящее время, поэтому темой курсовой работы является: работа учителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников.

Цель: выявление форм работы, способствующих формированию сплоченности коллектива младших школьников.

Объект:  коллектив младших школьников.

Предмет: психолого-педагогические условия  формирования  сплоченности коллектива как средства развития личности младшего школьника.

Гипотеза: работа по сплочению коллектива младших школьников будет более эффективной при следующих условиях:

- будут изучены и учтены особенности детского коллектива;

- будут созданы психолого-педагогические условия сплочения детского коллектива;

- будет осуществляться целенаправленная деятельность учителя, по созданию психолого-педагогических условий с учетом особенностей детского коллектива.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива.

2. Дать сравнительную характеристику подходам развития коллектива.

3. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

4. Подобрать методики изучения сплоченности коллектива младших школьников.

5. Обозначить способы формирования сплоченности детского коллектива.

6. Разработать рекомендации для классного руководителя по формированию сплоченности детского коллектива.

Глава 1. Теоретические подходы к формированию сплоченности детского коллектива в начальной школе

1.1 Сущность понятия «детский коллектив»

Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» [3, c. 198 – 199].

Проблема формирования поистине крепкого коллектива, не нова. Необходимость формирования коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко исследовали А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Коллективом, по мнению А.С.Макаренко, называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив [4].

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны.

С точки зрения А.В. Петровского, коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.[1]

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов считают, что коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. [8]

Я.Л.Коломинский, Л.И.Уманский считают коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью.

В. Лебедев дает современное понимание коллектива, как относительно автономной системы, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения.

Коллектив, по его мнению, это субъект деятельности по реализации единых общественно - значимых целей, это целостное образование с общественном мнением, эмоциональными реакциями и ценностными ориентациями, с традициями, определяющими поведение его членов. [5,стр. 135]

На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский  коллективэто объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

        В соответствии с данными определениями общепринятыми характерными признаками воспитательного детского коллектива являются:

− наличие общественно значимых целей;

-систематическое включение воспитанников в разнообразные виды совместной деятельности, направленные на реализацию общественно значимых целей и предусматривающие создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками;

− наличие органов самоуправления и обеспечение их действенной работы;

− наличие положительных традиций и увлекательных перспектив, их поддержание и накопление;

− атмосфера взаимопомощи, доверия и взаимной требовательности;

− обеспечение единства общественного и индивидуального.

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три основных группы функции:

- организационная — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.

 - воспитательная — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений.

 - стимулирующая — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. [4]

Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов — первичный и вторичный коллективы.

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив, где и происходит сплочение коллектива. Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами. Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

 Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха.

Сплачивающим ядром любого коллектива, его организующим центром А.С.Макаренко считал коллектив, включающий воспитанников, выполняющих определенные поручения коллектива и состоящие в его органах самоуправления, которые в разных источниках также называются органами взаимодействия, руководства.

В структуре коллективных отношений большое значение имеют связи первичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива с другими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другими коллективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп в узкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальным контактам, интересам других коллективов.

 В школьной практике применяются различные формы связи первичных коллективов с общешкольным: участие в общественно полезном труде в школе и вне ее, в общешкольных соревнованиях, акциях, конкурсах,
праздниках, смотрах, тематических вечерах, дежурстве по школе, походах
по родному краю и т. д. На основе взаимодействия учащихся различные
коллективов расширяются межколлективные связи школьников, организуется взаимопомощь в работе, происходит обмен социальным опытом; формируются организаторские, исполнительские, коммуникативные и другие умения воспитанников.

Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.).[7]

Таким образом, детский коллектив является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству.[9, c.68-69]

1.2 Сравнительная характеристика подходов по формированию коллектива

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

На первоначальной стадии развития цели коллектива сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться. К концу стадии появляется заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются интенсивно: порой лишь на основе симпатий, чаще на основе общности интересов. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется высокой конфликтностью отношений.

 На второй стадии развития коллектива класс еще не становится инструментом воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Большое значение для класса приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив в деятельности сориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим. Класс стремится к разнообразию деятельности, но в любом ее виде ему необходимы ощутимый результат, признание успехов. Круг общения расширяется за счет других детских коллективов и объединений, за счет членов педагогического коллектива. Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения.

 По мере дальнейшего развития классный коллектив переходит на третью стадию развития, когда особенно важной становится его деятельность на пользу другим людям. Каждый школьник представляет собой ценность для класса. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Атмосфера становится оптимистической и доброжелательной. Коллектив становится полноценной ячейкой общешкольного коллектива. Исчезают отношения соперничества между классами. Появляется стремление к участию в совместных делах (9, с.69-71).

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

На втором этапе основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся. Сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него - и к каждому воспитаннику. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.» Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это наличие органов коллектива, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко «закон движения коллектива». Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Необходимым условием развития коллектива является наличие и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет:

1) стадию сплочения коллектива

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся

3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

А.Н. Лутошкин выделяет иную классификацию. В книге «Как вести за собой» характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». 

5 стадий развития коллектива:

 «Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, чтобы что – то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовольствия всем, кто в нее входит (10, с. 100).

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина останется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

 «Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно «так держать!». Заметьте, маяк горит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость и в преодолении, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех (10, с.101).

 «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

 «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видим на ступени « Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя. Пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелье, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому – трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим (10, с. 102).

 Таким образом, воспитательный коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй – как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей – как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии коллектив позволяет решать все более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру коллектива, развивают ученическое самоуправление.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [11].

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [12].

Для младшего школьного возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. [13, с. 40–42]

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на этом возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Кроме того многие авторы (Д. Болдуин, Э. Риньяно и Ж. Пиаже) показали, что детское логическое мышление развивается пропорционально тому, как в детском коллективе появляется и развивается спор. Только в процессе сотрудничества с другими детьми развивается функция логического мышления ребенка. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и показать, что в детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как особый процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста. Развитие размышления берет начало в споре, в столкновении мнений - таков основной вывод этого исследования [11].

Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных

изменений и преобразований. Он является сензитивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

1.4. Способы формирования сплоченности детского коллектива

Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной и служит источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления морального опыта. Где нет совместной деятельности, там нет базы, необходимых условий для сплочения коллектива и для морального совершенствования учащихся.

Поэтому классные руководители работу по созданию и сплочению ученического коллектива в своем классе начинают с конкретных и полезных общих дел, требующих коллективной и требовательной работы воспитателя с учащимися (16, с. 111).

Сплочению коллектива содействует выполнение учащимися различных общественных поручений. Многие из них связаны с обслуживанием нужд классного коллектива. Классный руководитель стремится к тому, чтобы основные вопросы, связанные с общественной деятельностью школьников, решали сами учащиеся. Сплочению коллектива способствует рациональная организация учебной деятельности школьников. Успехи и отставания отдельного ученика в дружном классе рассматриваются не только как личное, но и как общественное дело. Ученический коллектив принимает активное участие в борьбе за высокое качество знаний, организует взаимопомощь в учебной работе, совместную подготовку уроков воздействует на нерадивых учеников, требует от всех учащихся серьезного и добросовестного отношения к учению. В этой общей работе расширяются коллективные связи и создаются предпосылки для укрепления и роста классного коллектива.

Ученический коллектив сплачивается также в результате правильной организации свободного времени учащихся. Классный руководитель гораздо лучше других учителей знает интересы и возможности учащихся своего класса, поэтому ему легче определить виды деятельности классного коллектива и обеспечить вовлечение в эту деятельность всех учеников класса. В выборе видов деятельности активное участие принимают сами учащиеся. Классный руководитель помогает обеспечить правильное сочетание труда школьников с другими видами их деятельности (17, с. 93-95).

А.С.Макаренко считал (и показал это в собственном замечательном опыте воспитания сотен детей), что коллектив - это самый подходящий «гимнастический зал» для упражнения детей в правильном поведении, «никакой метод не может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». Колоссальную воспитательную мощь правильно организованного и направляемого детского коллектива отмечали Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие известные педагоги. Сила коллектива не только и не столько в том, что школьник вынужден подчиниться единому мнению многих личностей, объединенных в группу. Тогда он мог бы просто затаиться и подчиниться группе чисто внешне. Особенно сильным влияние коллектива оказывается тогда, когда личность добровольно входит в это объединение, когда она включена в его деятельность и отношения, когда она принимает идеалы данной группы, ее ценности и цели (17, с. 106-108).

Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он должен быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник осознает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценой сущности личности и проявления ее индивидуальности.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем координирующих органов, направляющих деятельность его членов на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). Сплачивающим ядром коллектива А.С. Макаренко считал актив. Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Необходимой предпосылкой формирования сплоченного ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива. В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Важнейшее значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Налаженность работы самоуправления создает действенную поддержку усилиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и сплочению ученического коллектива. (18, с. 492)

С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д. (18, с. 493)

Таким образом, правильно выбранные способы действия позволяют удовлетворять потребности коллектива, а значит и потребности отдельной личности. Таким образом, формируется самооценка участников коллектива. А в младшем школьном возрасте это особо важно.

Вывод по 1 главе

Коллектив, в отличие от группы, имеет определенную цель, на достижение которой направлена их совместная деятельность. Главной детерминантой сплочения группы выступает совместная деятельность. Сплоченность выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.

 Существует большое количество классификаций стадий развития детского коллектива, но в каждой классификации есть свои особенности, своя суть. А. С. Макаренко основывался на изучении деятельности классного руководителя и деятельности актива учащихся по формированию коллектива. А. Н. Лутошкин рассматривал взаимоотношения участников коллектива. Группам он давал названия по тем ассоциациям, на которые его наталкивали взаимоотношения, складывающиеся в данной группе.

Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Развитие групповой сплочённости в младшем школьном возрасте зависит от многих факторов, таких как влияние учителя на личные отношения детей, стиль педагогического руководства, межличностные отношения в коллективе младших школьников. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 Для сплочения коллектива младших школьников очень важно совместное переживание ребят. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность младших школьников, способствуют формированию групповой сплоченности, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.

Глава 2. Изучение особенностей развития коллектива младших школьников

2.1.Методы исследования сплоченности коллектива младших школьников

Организация работы по диагностике уровня групповой сплоченности в коллективе младших школьников предполагает использование различных методов, таких как: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа и так далее. На основе этого стоит провести диагностическую программу, включающую в себя методы:

1. Анкетирование.

 1) Анкета была составлена на основе диагностической программы В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой. Испытуемым предлагается список 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке (Приложение 1).

Учащимся предлагается выбрать из предложенного списка 5 качеств, которые, по их мнению, они считают наиболее важными для человека как члена коллектива. Обработка результатов:

1. Подсчитать:

а) общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;

 б) количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.

2. Вычислить процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества:

 K(M) = [M/(5N)] Х 100%;

 К(д) = [М /(5N )] х 100%;

K(э) = [M/(5N)] х 100%.

где М, Д, Э - число выборов по каждой группе качеств;

 N - число школьников в группе.

Критерии оценки:

К(э) 55% или К(д) + К(м) 60 % , то групповая сплоченность высокая - оценка 3 балла. К (м) > 55 % - сплоченность средняя, - оценка 2 балла.

 В остальных случаях низкая сплоченность класса.

2) Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы, — группового эмоционального состояния.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина (Приложение 2). Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3). Учащимся предлагается, используя схему, прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

 Надо иметь в виду, что оценки означают:

 +3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 — свойство проявляется достаточно часто;

 0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

 –1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

 –3 — свойство проявляется всегда.

Оценка результата:

 Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

 2. Социометрия.

Социометрия была составлена на основе диагностической программы Сишора. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Учащимся предлагалось ответить на 5 вопросов, с несколькими вариантами ответов на каждый (Приложение 3). Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5).

 Оценка результатов диагностики:

 Суммируются баллы на выбранные варианты ответов, и делается вывод.

Уровни групповой сплоченности:

 15,1 баллов и выше - высокая;

11,1 - 15 баллов - выше средней;

7,1 - 11 - средняя;

 4,1 - 7 - ниже средней;

 4 и ниже - низкая.

После проведения данных методик нужно сделать вывод об уровне групповой сплоченности коллектива младших школьников, психологическом климате, взаимоотношениях в коллективе. При отрицательных выводах 30 учителю стоит откорректировать план своей работы с детьми в соответствии с проблемами, которые нужно исправить.

2.2. Практические рекомендации по улучшению сплоченности коллектива младших школьников

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Рекомендации.

1.  Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.

2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

 3. Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

 4. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

 5. Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

6.Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

7. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

8.Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Вывод по 2 главе

Во второй главе мною были подобраны диагностические методики групповой сплоченности младших школьников, с помощью которых учитель может узнать, насколько сплочен его класс, каков психологический климат и взаимоотношения между детьми в коллективе. По подобранным методикам обследованию может подвергнуться любой класс начальной школы, начиная от дошкольного возраста. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных) изучаемых групп формируются критерии методик. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Для педагога важно знать, насколько сплочен его класс, потому что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Для развития групповой сплоченности младших школьников мною были разработаны практические рекомендации по сплочению коллектива младших школьников. Они направлены на формирование единства коллектива детей. И помогут любому учителя в работе с классом. Выполняя рекомендации, дети станут больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, научатся поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, а также получат положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи.

Заключение

Младший школьный возраст - особо ответственный период, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы.

Перед учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию и развитию сплоченности детского коллектива.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней.

В работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая роль принадлежит классному руководителю. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.

Для исследования уровня групповой сплоченности коллектива младших школьников, учитель может пользоваться методиками, предложенными в данной работе. Также в работе с классом учителю помогут практические рекомендации по сплочению коллектива младших школьник.

Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношении к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.

Библиографический список

1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство "Школьные технологии", 2008 . -176 с.

3.Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. - М.: Педагогика 1958. Т. 2.

4. Макаренко А.С., Педагогические сочинения: В 8 т. - М., 1983 г.

5.Бабаян А.В. И.А.Сикорский О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2004. - №10. - С. 66-74

6. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – C.45-49, 87-91.

7. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2000. – С. 43-48, 67-69.

8.Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Рожкова М.И. Классному руководителю. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

10. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., «Просвещение», 1978.

11. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004. —256 с.

12. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 37 – 49.

13. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. – М.:Просвещение, 1980.

14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 21 от 3 февраля 2006 года

15. Гуткина Л. Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

16. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М.: Просвещение, 1984.

17. Болдырев Н. И. Классный руководитель. М.: «Просвещение», 1971.

18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

Приложения

Приложение 1

1. Трудолюбие (д).

2. Принципиальность (м).

 3. Веселость (э).

4. Аккуратность (д).

 5. Честность (м).

6. Исполнительность (д).

7. Порядочность (м)

8. Организованность (д).

 9. Отзывчивость (э).

 10. Приветливость (э).

 11. Деловитость (д).

12. Скромность (м).

13. Дружелюбие (м).

14. Сдержанность (э).

 15. Справедливость (м).

 16. Общительность (э).

17. Активность (д).

18. Искренность (э).

19. Настойчивость (д).

 20. Обаятельность (э).

21. Правдивость (м).

Приложение 2

Карта-схема

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладает подавленное настрое-ние, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с ува-жением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соедине-ние по принципу "один за всех, все за одного"

В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив подразделяется на "при-вилегированных" и "пренебрегае-мых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Приложение 3

 I. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

 1. Чувствую себя его членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

 4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2).

5. Живу и существую отдельно от него (1).

 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

 II. Перешли бы вы в другой класс, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

 1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

 3. Не вижу никакой разницы (3).

 4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

 1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

 3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с учителем?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

 3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

 V. Каково отношение учебе в вашем классе?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

 3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 4. Не знаю (1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

Методическая разработка "Тренинг по сплочению коллектива младших школьников"

Рабочий вариант тренинга из 8 занятий по 45 минут, расчитанный на 1 и 2 или 3 четверть, для обучающихся 3-4 классов...

Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"

Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"...

Сборник игр на сплочение коллектива младших школьников "Зажги искру"

Сборник игр на сплочение коллектива младших школьников "Зажги искру" для 1-4 классов...

Тренинговые занятия и упражнения на сплочение коллектива (младшие школьники)

материал подойдёт для классного часа на сплочение коллектива для младших школьников.Игры на знакомство,психологоческий настрой,рефлексию,командообразование....