Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"
статья по теме

Галанова Наталья Евгеньевна

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимо­помощь, дружба, сопереживание другому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в формировании

ученического коллектива

(из опыта работы)

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ  НОШ № 30 г. Сургут

«У каждого воспитанника есть сильные и слабые стороны.… Влиять на человека через коллектив нужно тонко и незаметно» - говорил В. А. Сухомлинский.

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе становления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь, дружба, сопереживание другому.

На начальном этапе, когда класс является несформированным воедино, я довольно жестко и понятно каждому предъявляю  определенные требования и устанавливаю конкретные правила и нормы. Постепенно часть класса принимает эти правила и соглашается с ними. Затем взаимопонимание и сплоченность ребят растут, у них появляются общие интересы и виды деятельности. А ведь это неизбежно, так как они учатся в одном классе, у них общие учителя и предметы, круг знакомств, и, конечно, увлечения. Во многом мне помогают родители, они приобретают настольные игры, в которые дети с удовольствием играют на переменах. (Слайд 3)

На основе практических наблюдений и их анализа я  выстраиваю план дальнейшего развития коллективной работы.  На этом этапе я провожу различные творческие мероприятия, игры с целью выявления в классе лидеров, инициативных групп. Также основными целями в это время являются налаживание контактов среди одноклассников, обучение их правилам общения, оказание помощи в выявлении общих черт, интересов.

Для того, чтобы выбрать актив класса я использую диагностическую методику «Пьедестал»: учащимся необходимо «возвести» на пьедестал почета тех одноклассников, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Таким образом, ученический коллектив общим голосованием выбирает старосту класса.

Когда атмосфера в классе относительно стабилизирована, между всеми учениками возник контакт, появились общие точки соприкосновения, можно переходить к совместному формулированию общих целей, строить планы по их достижению. Хорошим примером воспитательной работы на этом этапе развития детского коллектива являются планирование и организация совместно с классом какого-либо внеклассного мероприятия (Слайд 4,5,6)

На втором этапе, т. е. когда у коллектива появляются собственные ценности, коллективные виды деятельности, необходимо помочь ребятам выбрать и поставить перед собой верные цели и задачи, показать направление, в котором нужно двигаться. Сближение ребят происходит во время участия в совместной деятельности. Я выбрала вид совместной работы - это объединение ребят в группы. Здесь имеет место соревновательный момент (Слайд 7).

По жеребьевке класс делится на 4 группы. В каждой группе ребята самостоятельно выбирают командира и его заместителя, аргументируя свой выбор остальным группам (например: мы выбираем командиром своей группы Илью, потому что он хорошо учится, он дисциплинированный, хороший товарищ и т.п.). Если командиром группы выбран мальчик, то заместителем командира выбирается девочка и наоборот. Командир и его заместитель выбирается на период одной четверти.

Учитель один раз в неделю (в конце рабочей недели)  распределяет группы по секторам обязанностей. Всего 4 сектора обязанностей:

трудовой сектор (дежурство по классу);

экологический сектор (уход за комнатными растениями);

пресс – центр (подбор информации на заданную учителем тему (интересный материал, стихи, рисунки, загадки, кроссворды, сценки и т.п.)  - подготовка к  классному часу);

культурно – массовый  сектор (проведение игр на перемене).

 Узнав, от классного руководителя, в каком секторе будет работать группа, командир, совместно со своим заместителем, распределяют обязанности в своей группе в соответствии сектору.

В течение  одной недели все члены группы выполняют свои обязанности, одновременно они наблюдают за работой других групп, т.к. через неделю необходимо оценить работу каждой группы.

В конце недели командир каждой группы отчитывается о проделанной за неделю работе, отмечает одноклассников, которые добросовестно отнеслись к своим обязанностям, а также тех, кому следует быть ответственнее. Далее происходит оценивание работы группы  членами других команд. За проделанную работу каждая группа получает бонусы (пятибалльная система оценивания). После оценивания классный руководитель распределяет обязанности по секторам на следующую неделю.  Таким образом, за месяц каждая группа охватит все 4 сектора.

 В течение полугодия происходит сбор бонусов (количество бонусов фиксируются в графике). В конце каждого полугодия происходит награждение победителей (Слайд 8).

Результат проделанной работы зависит, с одной стороны, и от личных качеств ее участников, но, в то же время - и от сплоченности всего коллектива группы. Дети работают в группах не только на классных часах, но и на обычном уроке. (Слайды 9- 12) 

Своевременно принятые меры по корректировке поведения коллектива и его лидеров рождают среди ребят отношения плодотворного сотрудничества, творческие союзы. Начинают формироваться и укрепляться традиции и законы, по которым живет класс, складывается общественное мнение.

Заключительный этап становления детского коллектива характеризуется практически полной ликвидацией лидеров в качестве направляющей силы. В этот момент ребята становятся единым, сплоченным союзом, гармонично существующим в мире и понимании друг с другом. Каждый член такого коллектива готов прийти на помощь другому, он внимателен  по отношению к одноклассникам, отзывчив и приветлив. Исчезает стремление коллектива к обособленности, он начинает проявлять себя в масштабах больших, чем один класс, т. е. налаживает связи с параллельными классами, начинает считать соперников по спорту своими товарищами, а не врагами.

Хотелось бы вспомнить слова К. Ушинского: «Учитель есть художник, школа - мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья"Пути формирования самостоятельной деятельности каждого учащегося в коллективе младших школьников"

Формирование самостоятельности учащихся через поручения и в коллективной творческой деятельности....

Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...

Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников....

Статья "Организация творческой жизнедеятельности коллектива младших школьников"

Описание опыта работы с родителями. Организация "Мастер классов" силами родителей. Презентация опыта работы...