Статья"Пути формирования самостоятельной деятельности каждого учащегося в коллективе младших школьников"
статья по теме

Формирование самостоятельности учащихся через поручения и в коллективной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования самостоятельной деятельности каждого учащегося в коллективе младших школьников

Учитель, воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ школы №346 Невского района

Санкт-Петербурга

Oтветственность перед теми, кого мы приручили,

в том, чтобы научить их быть самостоятельными

     и обходиться без нас.

 Автор  Нил Дональд Уолш

Задачей учителя современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Большую роль на пути формирования самостоятельной деятельности является выполнение учащимися различных поручений. Это помогает каждому ребёнку найти своё место в коллективе, побуждает и воспитывает у него общественную активность, организаторские умения и навыки.

Такую работу лучше проводить в микрогруппах (или объединениях)  по 4-5 человек. Эти объединения могут создаваться на короткое время и на длительное время.

Поручения детям даются постепенно. Сначала каждая группа по очереди дежурит. Дети должны чётко представлять себе свои обязанности. Учитель должен разъяснить детям конкретное содержание поручения.

Система постоянных обязанностей открывает широкие воспитательные возможности. Учащиеся быстрее начинают чувствовать себя членами коллектива и обычно хорошо усваивают свои обязанности, выполняют их усердно и с охотой. Это приучает ребёнка воспринимать интересы коллектива как свои собственные, участвовать в общих делах.

Содержание поручений и организация их осуществления усложняется постепенно от четверти к четверти, от класса к классу.

Сначала учитель даёт поручения в группе, а по мере приобретения опыта, учащиеся сами  распределяют обязанности. Это могут быть: командир, санитар, цветовод, хозяйственник, библиотекарь, игровик или физкультурник, ассистент учителя, редколлегия и другие, которые учитель считает нужными для своего класса.

Так постепенно, начиная с 1 класса, учащиеся в различных делах осваивают сложные взаимоотношения в коллективе, в том числе свои права и обязанности в нём, получают организаторские умения, формируется самостоятельная деятельность каждого в коллективе.

Самостоятельность учащихся может проявляться в коллективной творческой деятельности. Основу методики коллективной творческой деятельности составляет коллективная организаторская деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности.

Несмотря на разнообразие содержания и вариации таких дел, в основе действий и руководства коллективной творческой деятельностью лежат 6 стадий организации деятельности:

1.  Предварительная подготовка

2. Коллективное планирование

3. Текущая организаторская деятельность

4. Проведение дела

5. Анализ

6. Последействие

Как же приобщить ученика начальной школы к коллективной творческой деятельности?

Начальная школа стоит как бы в стороне от проблем, сотрясающих основы средней школы. Это связано с психологическими особенностями младшего школьного возраста. Наиболее специфические это: впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к  действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, легкомыслие, наивность, отсутствие  претезаний на самостоятельность и независимость.

Поэтому учитель берёт организаторскую функцию на себя, предъявляет требования, задаёт правила и нормы взаимоотношений, призывает к интересу детей в совместной деятельности, т.е. начинается  “ закладка” знаний и опыта в проведении коллективной творческой деятельности. Приобретая опыт в проведении различных дел, у некоторых детей появляется тенденция к самостоятельности (приносит интересный материал, предлагает свои идеи и.т. д.)

Уже в 3-4 классах есть потребность к индивидуальной деятельности, к признанию, реализации своих возможностей. На этом же этапе выбранный актив берёт на себя часть организаторских  функций. Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

При организации коллективной творческой деятельности ребята активно принимают участие в работе, активизируется работа в группе, в межгрупповом взаимодействии, с выходом в параллели.

Учитель способствует становлению детского коллектива, развивает творческие  способности каждого ребёнка в отдельности.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Детей объединяю их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии, и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса ( дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети становятся более ответственными, организованными, самостоятельными.

Ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей для будущей жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши дети почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

 

Интернет ресурсы:

Сайт nttp//www.inpearls.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Статья "Развитие навыков самостоятельной работы с визуальной информацией у младших школьников на занятиях в изостудии."

Материал отражает опыт развития навыков самостоятельной работы с информацией у младших школьников на занятиях в изостудии, содержит примеры заданий для осмысления, отбора, анализа визуальной информаци...

Статья"Пути развития самостоятельной активности младших школьников". Презентация .

Общеизвестно то, что человек, осуществляя любую деятельность, имеет перед собой определенную цель. Какова же должна быть цель деятельности учителя, желающего развить у учащихся интерес к обучению и же...