Статья"Пути развития самостоятельной активности младших школьников". Презентация .
учебно-методический материал (1 класс)

Князева Ольга Леонидовна

Общеизвестно то, что человек, осуществляя любую деятельность, имеет перед собой определенную цель. Какова же должна быть цель деятельности учителя, желающего развить у учащихся интерес к обучению и желание учиться? Ответ на этот вопрос очень прост – это  развитие и повышение познавательной активности школьников, которое должно идти по двум направлениямПервое направление - возможность повышения познавательной активности через  содержание учебных предметов. Второе  направление-  повышение познавательной активности мл.школьников  через применение различных форм, методов и приемов, т.е. средств достижения этой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.98 КБ
Office presentation icon vystuplenie_na_mo.ppt794.5 КБ

Предварительный просмотр:

             «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной ин-теллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.»
                                                                                                                          Ш.А. Амонашвили


       Общеизвестно то, что человек, осуществляя любую деятельность, имеет перед собой определенную цель. Какова же должна быть цель деятельности учителя, желающего развить у учащихся интерес к обучению и желание учиться? Ответ на этот вопрос очень прост – это  развитие и повышение познавательной активности школьников, которое должно идти 
по двум направлениямПервое направление - возможность повышения познавательной активности через  содержание учебных предметов. Второе  направление-  повышение познавательной активности мл.школьников  через применение различных форм, методов и приемов, т.е. средств достижения этой цели.

Остановимся подробно на каждом из этих направлений.

Важным звеном познавательного интереса к учению является тщательно продуманный отбор содержания учебного материала, который должен быть доступен и понятен учащимся с различным уровнем познавательных способностей. Немалую роль в развитии познавательного интереса учащихся играет использование в учебном материале информации о новейших достижениях науки. Ведь именно сейчас, больше чем когда либо, есть огромные возможности, чтобы расширить рамки учебных программ, познакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

 Необходимо помнить, что информация, вызывает познавательный интерес к получению знаний, если она заставляет удивляться, захватывает воображение; побуждает задуматься, помогает учащимся видеть новое в уже знакомом материале.

Не менее важный источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы сформировать познавательную активность, желание учиться, нужно развивать желание младшего школьника заниматься познавательной деятельностью. То есть в самом процессе деятельности в ходе обучения ученик должен находить привлекательные стороны. Достичь этого можно, реализуя второе направление развития познавательной активности младших школьников в обучении.

1.Анкетирование, наблюдение.

           Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся.  Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета «Почему я учусь?» (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно.

        2. Проблемное обучение.        

            Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности.

        3. Самостоятельная работа.

           ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  

Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.  Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

Для активизации познавательной деятельности хорошо использовать на уроках разноуровневые задания для дифференцированной работы. Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определённых этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства, алгоритма необходимо работать со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Её особенность стоит в том, что группа получает задания, различающиеся не только содержанием, но и формой подачи.

            4. Исследовательская и проектная деятельность.

            Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе,  обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

              5. Игровая деятельность.

              Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

          6. Интеграция.

             Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

 Интеграция – процесс  сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

            Приемы педагогической техники:

            1.Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

            2.Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

4.Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.Лови ошибку!:

а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

6.Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

8.Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

9.Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

10.Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.

11.Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

12. Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с обучающимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

13.Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).

14.Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).

15.Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.

16.Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.

17.Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.

18.Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

19. Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

20. Игры-тренинги: 

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

21.Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

22.«Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».

                  Мое выступление подходит к своему логическому завершению. Уважаемые коллеги, в заключение хочется сказать, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить» - ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. Поэтому давайте общими усилиями создавать условия для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». Ш.А. Амонашвили

Слайд 3

Анкетирование, наблюдение. Проблемное обучение. Самостоятельная работа. Исследовательская и проектная деятельность. Игровая деятельность. Интеграция.

Слайд 4

Приемы педагогической техники: Привлекательная цель. Удивляй. Отсроченная отгадка. Фантастическая добавка. Практичность теории. Пресс-конференция. Повторяем с контролем. Повторяем с расширением. Свои примеры. Опрос-итог. Обсуждаем домашнее задание. Три уровня домашнего задания. Задание массивом. Творчество работает на будущее. Необычная обычность. Идеальное задание. Организация работы в группах. Учебно-мозговой штурм. Игры-тренинги. Театрализация «Да» и «Нет» говорите

Слайд 5

«Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Статья для научно-методического журнала. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Развитие познавательной активности в младшем школьном  возрасте нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.В развитии познават...

Статья "Урок-игра как средство развития познавательной активности младших школьников"

В статье описаны типы уроков, виды игр, позволяющие развивать познавательную активность младших школьников....

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...