Главные вкладки

    Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников
    статья по теме

    Беспалова Ирина Александровна

    Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Научная публикация18.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников.

    План:

    1.Что такое нравственность?

    2.Нравственная саморегуляция.

    3.Формирование морального облика ребенка.

    4.Источники приобретения нравственных знаний.

    Нравственность- 1).совокупность норм поведения человека в обществе

    2).моральные качества человека (мораль-совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу)

    Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком как единственно для него возможное ,выражающее саму сущность его личности. Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

    Нравственная саморегуляция поведения может быть-

    1).преднамеренной произвольной

    2).непосредственной непроизвольной

    При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственному желанию.

    При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно, потому   что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения.

    Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

    Непроизвольная саморегуляция формируется двумя путями:

    1).В процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т.е. формируются так называемые нравственные привычки.

    Подлинный моральный смысл этих привычек сознается ими значительно позже. Этот путь посредством которого закрепляются, главным образом, элементарные правила и нормы , создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути.

    2).Первоначально произвольно под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем - непосредственно.

    Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции в собственном смысле слова.

    При обучении детей моральным знаниям необходимо исходить прежде всего из их собственного опыта, создавая при этом условия для ‘’упражнения’’ в поведении, соответствующем определенной норме, качеству.

    В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством ‘’Я’’ у ребенка складывается представление о других людях. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности , представленные в переживаниях.

    Для развития эмпатии (способность человека эмоционально отзываться на переживания другого) очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок восприимчив к воздействию взрослого.

    Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности : в учении, труде, игре, в общественно-полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знаниями моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

    В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил - одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

    Источники приобретения нравственных знаний.

    1.Правила для учащихся ( отношение школьников к учению, общественно -полезному труду, общественной жизни школы , беседы о товариществе, бережливости, трудолюбии, об отношении к взрослым, родителям, младшим).

    2.Уроки чтения и развития речи.

    Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев. Знакомятся с нравственными представлениями и понятиями – доброжелательность, справедливость, товарищество, дружба, коллективизм ,патриотизм.

    Одной из задач интегрированного курса ‘’Родной мир’’, является формирование у младших школьников нравственных понятий, убеждений.

    Наиболее важные в развитии и воспитании школьников темы ( ‘’Родина’’, ‘’Семья’’, ‘’Мама’’).

    Сама формулировка тем нацелена на раскрытие основных качеств человеческой личности.

    а).Нет друга – ищи, нашел береги.

    В текстах этого раздела раскрываются нравственные аспекты, связанные с темами дружбы, взаимопонимания, умения беречь друг друга и дорожить им.

    б). Лаской и добротой можно сделать больше, чем гневом.

    Затрагивается проблема в отношениях между людьми: доброта в человеческих отношениях, внимание, отзывчивость, готовность придти на помощь.

    в). Вежливость открывает все двери.

    Тексты этого раздела учат правилам хорошего тона, вежливости, отзывчивости, рассматривается сущность истиной, а не показной вежливости.

    3. Уроки истории – учат чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Дети учатся общаться, говорить о себе, о своей семье.

    4.Математика.

    Нравственный опыт дети получают в совместной работе, ( это и взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы).

    Например: дети сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров. Составляют задачи.

    5.Уроки окружающего мира служат источником накопления нравственных знаний. Экскурсии в природу, на производство – дети учатся наблюдением за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

    6.Труд – точность, исполнительность, самостоятельность, творчески подход, рациональное использование учебного времени, соблюдение порядка на рабочем месте.

    7.Внеклассная работа.

    Развитие чувства патриотизма. Экскурсии: ‘’Стояли со взрослыми рядом’’, ‘’Дорога жизни’’. Беседы о блокаде,о детях блокадного Ленинграда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...

    Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

    «Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

    Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

    «Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...