Формирование нравственно-патриотических качеств у младших школьников.
статья на тему

Пименова Светлана Анатольевна

Из опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рома и Лена. Дети Блокады Гранкины Ю. и м.

Слайд 2

Дети и война – понятия несовместимые. Дети Блокады – это те, на чьи плечи выпало пережить не только ужас, но и страшный 900-дневный голод в осаждённом Блокадном Ленинграде. Мой рассказ о двух детях, которым на начало войны было по шесть лет. К сожалению, фотографий Ромы и Лены до военного и военного времени нет. Это другие дети.

Слайд 3

Лена и Рома – двоюродные брат и сестра, которые живут с родителями, бабушкой и другими родственниками в центре города в огромной квартире. Начало войны детей застало на даче. Фашистская армия наступала настолько быстро, что уезжать с дачи пришлось второпях. Лена по сей день боится уезжать на поезде с дачи. Перед ней возникают картины, как они лежат в поле ржи, подходит поезд и летят вражеские бомбардировщики. Но семье Лены и Ромы повезло, поезд остался цел и доехал до Ленинграда.

Слайд 4

Пока не сомкнулось кольцо блокады, многих детей и взрослых эвакуировали, но мамы Ромы и Лены были врачами и продолжали работать в Ленинграде. Дети часто оставались одни дома, пока родители работали. В семье известна история про то, как начался обстрел: Мама Лены, Наталья Васильевна, ушла в огород, находившийся во дворе, а ребята остались одни дома играть в мяч. В этот момент начался фашистский обстрел. Разбомбили соседний дом. Когда Наталья Васильевна вернулась к детям, то обнаружила Рому и Лену не на кухне, где они играли сначала, а в прихожей. На вопрос, что они тут делают, Лена ответила: « Ты знаешь, мама, мы играли на кухне, потом услышали взрыв бомбы, а через секунду уже были здесь». Оказалось, что детей вынесло из кухни взрывной волной.

Слайд 5

В холодную зиму 1941-1942 г.г . семье было очень тяжело. В эту зиму умерла бабушка Елена Степановна, двоюродный брат Левушка и тетя Лены – Татьяна Николаевна. Отец Лены, профессор Николай Николаевич лежал с тяжелейшей дистрофией. После первой зимы Наталью Васильевну вызвали на совещание врачей Ленинграда в Смольный, где в конце их покормили в столовой. Наталья Васильевна смогла вынести в кармане котлету (хотя это и было строго запрещено). Когда она принесла котлету домой, изголодавшаяся Лена не поняла, что это. Ребенок не верил своим глазам.

Слайд 6

Но не смотря на все эти трудности дети читали, рисовали, играли, а отец Лены успел написать и защитить докторскую диссертацию. Когда Лена пошла в 1942 году в школу, то ее сразу взяли во второй класс из-за хорошей подготовки. Рома и Лена помогали родителям, отлично учились и верили в скорую победу. Памятник детям Блокады

Слайд 7

Мой прадедушка – Поляхов Н.Н. 1950 г. Моя прабабушка – Поляхова Н.В. 1944 г. Выезд семьи на дачу. 1950 г.

Слайд 8

Лена и Рома выросли и стали взрослыми. Сейчас Лена – Поляхова Елена Николаевна - доцент СПб Государственного Университета, автор более 160 научных работ, в том числе 4 монографий и учебных пособий. Ею выполнены выдающиеся работы по фотогравитационной небесной механике, по космоплаванию под солнечным парусом, удостоена премии РАН им. Ф.А.Цандера , награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». По решению Международного астрономического союза малая планета N 4619 названа ее именем!

Слайд 9

Рома - инженер-строитель, профессор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова , зав.кафедрой портов, строительного производства, оснований и фундаментов - Нарбут Роман Михайлович. Но, к сожалению, в 2013 году Р.М. Нарбут скончался.

Слайд 10

Почти 70 лет Рому и Лену объединяли воспоминания о войне, которую они пережили вместе… В одной квартире… Прожитые военные годы объединили семью и по сей день мы стараемся общаться чаще со своими родными, делить с ними их радости и горести. Для меня жизнь моей двоюродной бабушки (той самой Лены) и Ромы стала примером мужества , дружбы и взаимопомощи. Лена и Рома, 1950 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокадный дневник Тани Савичевой

Слайд 2

Таня Савичева Тане было одиннадцать лет, а если точнее - одиннадцать с половиной. Она родилась 23 января 1930 года . В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 и должна была в сентябре пойти в четвёртый. Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.

Слайд 3

Записная книжка Маленькая записная книжка, обтянутая шёлком, стала блокадным дневником Тани Савичевой.

Слайд 4

Старшая сестра Женя Жене - самой старшей сестре Тани – было 32 года. Она работала вместе с сестрой Ниной на Невском Машиностроительном заводе имени Ленина. Она сдавала кровь для спасения раненных на фронте бойцов. Но здоровья уже не хватало.

Слайд 5

Запись на букву «Ж» Вскоре в маленьком блокноте, ставшим впоследствии блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву «Ж» появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г".

Слайд 6

Бабушка Евдокия Бабушке, Евдокии Григорьевне Фёдоровой, в 1941 году 22 июня, в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни.

Слайд 7

Запись на букву «Б» В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет : "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г"

Слайд 8

Брат Леонид (Лёка) Брату Леониду (Лёке) было 24 года. Он работал строгальщиком на Судомеханическом заводе. В армию его не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе. Неделями жил там, работая днём и ночью. Здесь же, в заводской больнице, он и умер от дистрофии.

Слайд 9

Запись на букву «Л» На букву «Л» Таня записывает: «Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г», соединив два слова в одно.

Слайд 10

Запись на букву «В» В городе царит голод. К Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву «В» появляются строчки: "Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г".

Слайд 11

Запись на букву «Л» Почти через месяц появляется запись: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву «Л» страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте.

Слайд 12

Мама Тани Маме Тани, Марии Игнатьевне Савичевой, в 1941 году исполнилось 52 года. Всё хозяйство после смерти мужа, большая семья (пятеро детей) были на её плечах. Она работала мастером-надомником на швейной фабрике.

Слайд 13

Запись на букву «М» 13 мая 1942г. в дневнике Тани появляется новая запись: "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".

Слайд 14

«Осталась одна Таня» Последние записи в дневнике: "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Каждую запись Таня пишет на отдельных листочках с соответствующей буквой - "М", "С", "У", "О".

Слайд 15

Дальнейшая судьба Тани Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. И в начале июля 1942 года тётя Дуся определяет её в детский дом № 48 Смольнинского района.

Слайд 16

Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву. Она умерла в возрасте 14 с половиной лет.

Слайд 17

В 1982 году на могиле Тани был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь.

Слайд 18

Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга А фотокопия - в музее Пискаревского мемориального кладбища.

Слайд 19

КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История площади Мужества В XIX веке здесь был перекресток, на котором сходились три дороги: Средняя Муринская (ныне улица Карбышева), Пискаревская (ныне 2-й Муринский проспект и проспект Непокоренных) и Парголовская (ныне проспект Тореза). Обустройство площади началось лишь в начале 1960-х годов по проекту Виктора Белова и Льва Шретера. Первоначально она именовалась Спасской, по Большой и Малой Спасским улицам (теперь соответственно проспект Непокоренных и улица Карбышева), а 15 мая 1965 года ей было присвоено современное название. Название дано в честь мужества защитников Ленинграда в суровые годы блокады, мужества участника Великой Отечественной войны генерала Карбышева, мужества деятеля международного коммунистического движения Тореза. Тем самым имя площади связали с названиями выходящих на нее улиц.

Слайд 3

Наземный вестибюль метро

Слайд 4

Наземный вестибюль станции метро площадь Мужества Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского и П. И. Юшканцева. Позднее к нему было пристроено здание по адресу Политехническая улица, дом № 17. Из наземного вестибюля на улицу ведут два выхода: на площадь Мужества и во дворы Политехнической улицы, но выход во дворы в настоящее время не используется для входа-выхода пассажиров.

Слайд 5

Политехническая улица, дом 17

Слайд 6

Станция метро «Площадь мужества»

Слайд 7

Подземный зал метро «Площадь Мужества» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 67 м), одна из первых двух в СССР данного типа (другая — «Политехническая»). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. Л. Шретер, Е. М. Рапопорта, А. Я. Свирского, Л. И. Шимаковского и П. И. Юшканцева. Тематика станции посвящена героизму и стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Это связано с тем, что станция является ближайшей к Пискарёвскому мемориальному кладбищу. Путевые стены облицованы серым мрамором, пол выложен серым гранитом. Южный торец станции украшает надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ». Противоположная, северная, торцевая стена покрыта алюминиевыми полосами с декоративной клёпкой, её венчает подсвеченная изнутри пятиконечная звезда из нержавеющей стали. Освещение реализовано оригинальными светильниками, стилизованными под чаши вечного огня.

Слайд 8

9 мая 2005 года на площади установили два закладных камня. Первый - в "блокадном" сквере. Второй - у пересечения улицы Карбышева и 2-го Муринского проспекта на месте будущей часовни, там же где ранее находилась Преображенская часовня.

Слайд 9

На двух высотных домах имеются памятные надписи — на одном «1941», на другом — «1945». Оформление площади посвящено подвигу солдат в годы Великой Отечественной войны. В центре площади посажены ели.

Слайд 10

На площади Мужества создан мемориал посвященный Великой Отечественной войне. В центре площади на небольшом возвышении установлено артиллерийское орудие, а перед ним несколько противотанковых ежей.

Слайд 11

Памятник блокадному колодцу Мемориальная композиция "Блокадный колодец" создана скульптором М.Л. Круппом и установлена в 1979 году. В наше время идея памятника понятна, возможно, уже не всем. В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод. Источником воды стали реки, каналы и очень редкие колодцы. В блокадные дни горожане, особенно на окраинах Ленинграда, приходили за водой к колодцам, которые стали для них источниками жизни. Память об одном из них и увековечена мемориальной композицией "Блокадный колодец" на стене дома №6 по проспекту Непокоренных.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.     /Белинский В.Г./

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений

Одним из направлений в формировании нравственно-патриотических качеств у школьников являются различные виды работ (проекты, презентации, круглые столы, встречи, концерты, просмотры фильмов, беседы),  посвященные Великой Отечественной Войне и Блокаде Ленинграда.

Я бы хотела поделиться своим опытом работы над этой темой. В нашей гимназии проводится много различных мероприятий.

“Обелиск у дороги” -  межшкольный проект.

Проект начался с конференции учителей гимназии № 105, школы № 135 и школы № 104. На конференции обсуждались вопросы патриотического воспитания школьников.

Далее ребята готовили презентации про памятники Великой Отечественной Войны в Выборгском районе. Макаров Максим рассказал про площадь Мужества, Корягин Кирилл – про аэродром в Сосновке, Андреева Анна -  про улицы, названные в честь воинов победителей. Затем была проведена викторина “Площадь Мужества”.

Заключительным этапом был конкурс стихотворений, сочинений и рисунков, посвященных Дню Победы. Стихотворения написали Сальников Макар, Лукина Вера, Осипянц Рита и Тимофеева Саша, остальные ребята из класса написали сочинения о своих родственниках, воевавших на фронте. Рисунки к Дню Победы нарисовали все ученики.

DSCN0979    DSCN0978

Конкурс "Песни о войне"

В начальной школе состоялся конкурс "Песни о войне", приуроченный к празднованию 70-летия Победы. Юные участники хоровых коллективов классов проникновенно исполняли "Катюшу", "Ленинградских мальчишек", "Мы за ценой не постоим" и другие чудесные песни . Готовились долго и старательно, поэтому выступления получились яркими и запоминающимися. Всем конкурсантам вручили дипломы в разных номинациях.

http://гимназия105.рф/im/DSC01319_thumb.jpg http://гимназия105.рф/im/DSC01321_thumb.jpg
http://гимназия105.рф/im/DSC01328_thumb.jpg              http://гимназия105.рф/im/DSC01331_thumb.jpg

Экскурсии по памятным местам.

- ходили в парк Сосновку возлагать цветы к памятнику «Защитникам Ленинградского неба». Также возложили цветы на могилы летчиков  на кладбище  в Сосновке.  

C:\Users\Света\Pictures\0QU0fxpdtiE.jpg   http://cs618730.vk.me/v618730872/5793/Vzl1UNlD9ME.jpg

- экскурсия на Пискарёвское мемориальное кладбище. Экскурсия произвела огромное впечатление на детей. Экскурсовод рассказала детям об истории захоронений. Дети возложили цветы к постаменту Родины-матери. Сходили в музей Пискарёвского кладбища. где  увидели кусочек блокадного хлеба, дневник Тани Савичевой и посмотрели документальный фильм про блокаду Ленинграда.

http://cs625226.vk.me/v625226872/2e40a/g22ynMT4qlE.jpg          http://cs625226.vk.me/v625226872/2e432/L14u2W1zUCo.jpg

- экскурсия по школьному Музею боевой славы.

http://cs616622.vk.me/v616622872/934e/3iaWIUuK00E.jpg

Детские презентации

Можно посмотреть презентации. Они прикреплены под статьёй. Очень интересная и познавательная презентация получилась у Гранкиной Юлии про бабушку и дедушку.

Бессмертный полк

В нашей школе бы создан свой Бессмертный полк.

http://cs623827.vk.me/v623827078/3c8c1/r15b_pJuqyY.jpg

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника

Духовно-нравственное воспитание развивает сознание  и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...